16 ноября, пятница
 

Л.П. Красовская
РАВНОПРАВИЕ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Как единый механизм защиты прав и свобод личности следует рассматривать российское государство, смысл существования и деятельности которого определяется правами и свободами человека и гражданина (ст. 1, 2, 18 Конституции РФ). Защита прав и свобод человека и гражданина – функция, одна из целей деятель-ности органов прокуратуры, законодательной и исполнительной власти на уровне РФ и ее субъектов, судебных органов, Уполномоченного по правам человека в РФ. В подавляющем большинстве субъектов Федерации еще не реализованы воз-можности создания Конституционных (уставных) судов, предусмотренные Фе-деральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Не завершено создание в стране в соответствии с Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17 декабря 1998 г., Федеральным законом «Об об-щем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» от 29 декабря 1999 г., УПК РФ института мировых судей и суда с участием присяжных заседателей. Согласно Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Конституция ставит международный договор выше зако-нов России (главным образом в сфере прав и свобод человека и гражданина). Поэтому международные стандарты, например в области избирательного права, одинаково обя-зательны как для России, так и для ее субъектов. Однако нарушение избирательных прав граждан наиболее типично для законо-дательства субъектов РФ: попытка проведения безальтернативных выборов, необосно-ванное введение избирательных цензов (языковых, оседлости, образовательных и др.). Конституционный Суд РФ неоднократно подчеркивал, что ограничения активного или пассивного избирательного права допустимы только на основании федерального зако-на. Так, равноправие избирательных прав (принцип равного избирательного права) граждан России нарушается установлением избирательных округов с разным количест-вом избирателей. В данном случае принцип федерализма превалирует над принципом равных выборов. Важная роль в деле защиты прав человека должна принадлежать Уполномочен-ному по правам человека в РФ. Согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательст-ва РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепри-знанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, форм и методов их защиты (ст. 1). Важно от-метить, что Закон предусматривает возможность учреждения должности Уполномо-ченного по правам человека в субъектах РФ (ст. 5). Однако этот институт не получил широкого распространения в субъектах РФ. Перед Россией стоит задача создания прочных гарантий регулирования и обес-печения прав человека. Такие гарантии устанавливаются уже в самой Конституции: прямое действие Конституции РФ (ч. 1 ст. 15); государственная защита прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45); право на защиту своих прав (ч. 2 ст. 45); судебная защита прав и свобод (ст. 46, 47); право на получение квалифицированной юридиче-ской помощи (ст. 48) и т.д. Эти гарантии требуют дополнительной регламентации и реализации в нормативных актах субъектов РФ. Конституция заложила лишь основы обеспечения прав и свобод человека, и эти права и свободы до тех пор не будут реали-зованы, пока нормативные правовые акты субъектов Федерации не внесут свой вклад в их защиту. Только законодательной регламентацией конституционных прав личности про-блема не решается. Необходимо определить, в каких пределах должна быть осуществ-лена эта регламентация. Главная задача конкретизации основных прав и свобод челове-ка на уровне законов субъектов РФ заключается в том, чтобы путем определения по-рядка и форм их реализации и обеспечения исключить возможность их нарушения. При этом ни закон субъекта РФ, ни подзаконный нормативный правовой акт не должны су-жать возможности реализации конституционных прав и свобод личности. Это условие не всегда соблюдается, что приводит к массовым нарушениям прав граждан. Так, Кон-ституционный Суд РФ в своем постановлении от 4 апреля 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда нормативных правовых актов г. Москвы и Московской облас-ти, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы указал, что ограничение права граждан на свободу передвижения препятствует реализации ряда основных прав и свобод граждан, признанных и гарантированных Конституцией РФ, в частности: права избирать и быть избранными в органы государст-венной власти и местного самоуправления; права участия в референдуме; права на сво-бодное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности; права на социальное обеспечение, получение медицинской помо-щи, дошкольного и школьного образования. Деятельность любого правового института, существование которого не преду-смотрено Конституцией, может быть направлена исключительно на расширение сферы свободы граждан и на обеспечение его прав, но не на их ограничение. Следует строго соблюдать положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, предусматри-вающее, что права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нрав-ственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

• ЗАКОН © 1999-2018 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150