30 мая, вторник
 

И. ВЕЛИЕВ
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА ПРОКУРАТУРЫ РЕСПУБЛИКИ АЗЕРБАЙДЖАН

Национальные и международные аспекты обеспечения законности средствами и методами прокурорских полномочий определяют кадровую политику в системе прокуратуры Азербайджана. Будучи генератором демократического обновления прокуратуры, эта политика призвана укреплять кадровое ядро всех ее звеньев высококвалифицированными специалистами, обеспечивать преемственность кадрового состава, пополнять его молодыми кадрами, способствовать продвижению достойной молодежи на руководящие посты, создавать оптимальные материальные и духовно-нравственные условия для служебного и творческого роста сотрудников. В законе «О прокуратуре» говорится, что прокурором, следователем прокуратуры могут быть граждане Азербайджана, имеющие высшее юридическое образование, обладающие правом участия в выборах, необходимыми профессиональными качествами для исполнения этих обязанностей. В то же время прокурор или следователь не вправе занимать никакой выборной должности или должности другого назначения, не может заниматься предпринимательской, коммерческой и другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и творческой, а также политической деятельностью и состоять в политических партиях. Лица с двойным гражданством или имеющие обязательства перед другими государствами, недееспособные либо чья ограниченная дееспособность подтверждена судом, не способные на основании медицинского заключения исполнять обязанности прокурора или следователя прокуратуры в силу своих физических и умственных недостатков, подверженные алкоголизму, наркомании, токсикомании и другим тяжелым заболеваниям, ранее осужденные, а также в отношении которых уголовное дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям, освобожденные от должности за допущенные грубые нарушения или действия, не совместимые с должностью прокурора и следователя, а также религиозные деятели на работу в прокуратуру не принимаются. Согласно Стандартам профессиональной ответственности, основным обязанностям и правам прокуроров, установленным Международной ассоциацией прокуроров, тесно сотрудничавшей с Генеральной Прокуратурой страны, прокурорами могут быть лица, отличающиеся профессионализмом, сохраняющие честь и достоинство профессии, соблюдающие закон, профессиональную этику и правила профессиональной деятельности, почтительные и внимательные, в совершенстве знающие законодательство и постоянно следящие за его развитием, стремящиеся быть стойкими, независимыми и беспристрастными, служащие интересам общества и защищающие их, уважающие и поддерживающие универсальную концепцию о достоинстве и правах человека . С учетом этих требований и предписаний повышение планки профессионализма и престижа службы в органах прокуратуры, обеспечение морально-нравственной чистоты ее рядов стали приоритетными векторами этой политики. В связи с задачами, выдвинутыми Президентом Азербайджанской Республики господином Гейдаром Алиевым во время встречи с руководящими работниками органов прокуратуры 26 апреля 2000 года, вопрос формирования кадрового корпуса прокуратуры в соответствии с новыми требованиями стал первостепенным. Эти факторы учитывались при сокращении 20 процентов штатных единиц, 65 работников прокуратуры, проводимого из-за уменьшения указанным образом количества структурных подразделений Генеральной Прокуратуры, ликвидации системы транспортной прокуратуры и по другим объективным причинам. Этот процесс был продолжен и продолжается до сегодняшнего дня за счет работников, грубо нарушающих служебную дисциплину и должным образом не исполняющих свои обязанности, демонстрирующих плохие знания во время проведения аттестаций, не стремящихся к повышению своей теоретической и профессиональной подготовки. Особое внимание уделяется разумному сочетанию опытных и молодых специалистов, выдвижению на руководящие должности инициативных, обладающих организаторскими способностями, имеющих хорошую профессиональную подготовку молодых работников с новаторской жилкой. В результате было вновь укомплектовано более 70 процентов кадрового состава Генеральной Прокуратуры, в том числе обновлены руководители всех структурных подразделений, более 40 работников прокуратуры впервые были назначены районными, городскими и военными территориальными прокурорами. В то же время часть работников прокуратуры (36 человек) конкурсным путем получили судейские назначения, другие (более 20) были назначены на ответственные должности в органах центральной исполнительной власти, в том числе Министерств юстиции и налогов. Один работник прокуратуры был избран членом Конституционного Суда. Одним из важнейших условий правильного формирования корпуса прокуроров и следователей является проведение приема на работу в органы прокуратуры в соответствии с демократическими принципами и международными стандартами, с применением прозрачных процедур. Соблюдая эти условия, определенные в законе «О прохождении службы в органах прокуратуры», и в соответствии с утвержденным главой государства положением «О правилах проведения конкурса с кандидатами для приема на работу в прокуратуру» в сентябре 2002 года прием в органы прокуратуры впервые осуществлялся на основании конкурса по тестовым экзаменам с участием представителей Совета Управления государственной службой и Судебно-правового Совета при Президенте Азербайджанской Республики, ООН, Совета Европы, Ассоциации американских юристов, Форума национальных неправительственных организаций, посольств США, Великобритании, Германии, Франции и Италии в Азербайджане, Немецкого общества по техническому сотрудничеству, Института открытого общества – фонда содействия (SOROS), а также других государственных и негосударственных организаций, средств массовой информации. Из 283 претендентов, участвовавших в конкурсе, на вакантные штатные единицы были выбраны 60 самых достойных, набравших высокие баллы лиц, средний возраст которых составлял 25 лет, а 17 из них были лицами, окончившими высшие учебные заведения с отличием. В апреле 2003 года в том же порядке был произведен прием в органы прокуратуры Нахичеванской Автономной Республики. Сейчас лица, впервые принимаемые на работу в прокуратуру, после успешного прохождения конкурса в соответствии с установленными законом правилами должны пройти годичную стажировку, после чего в зависимости от результатов проводимой со стажерами аттестации, решаются вопросы назначения их на должности с испытательным сроком в один год. После испытательного срока вновь прошедшие аттестацию принимаются на постоянную службу в прокуратуру и назначаются на должности . Закон «О прохождении службы в органах прокуратуры» предусматривает и права работника прокуратуры на выдвижение в должности и перевод на другую должность. Начиная с июля 2001 года, то есть с момента вступления этого закона в силу, выдвижение в должности в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с девятью классификациями с учетом срока нахождения в каждой должности по классификации (за исключением назначений на должности Генерального прокурора, его заместителей и прокурора Нахичеванской Автономной Республики, относящиеся к первой и второй классификациям), деловитости, уровня профессионализма, результатов труда, моральных качеств, а при переводе на равнозначную должность – с учетом семейного положения, состояния здоровья, возраста и других обстоятельств. В определении соответствия профессионального уровня работников прокуратуры занимаемой должности, правильном подборе, расстановке и воспитании кадров, повышении их профессиональной подготовки и чувства ответственности, а также в усилении служебной дисциплины широко используется проведение аттестации. Аттестация считается реальным средством очищения органов прокуратуры от безответственных, профессионально и морально непригодных работников, способом формирования резерва кадров. Подготовленный и изданный в 2003 году сборник «Примерные вопросы, используемые при проведении аттестации работников органов прокуратуры Азербайджанской Республики» (около 1000 вопросов и ответов на них), охватывая законодательную систему страны (Конституция, законы «О судах и судьях», «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об омбудсмане», «О государственной службе», «О борьбе с терроризмом», а также связанные с прокуратурой другие, почти все кодексы, международные конвенции, договоры и иные нормативно-правовые документы) и основные приказы Генерального прокурора, будучи предназначенным для определения минимального уровня знаний и подготовки работника, имеет целью проведение этой важной работы более организованно и эффективно. Существенным образом обновлена система подготовки и повышения квалификации прокуроров и следователей. Общая направленность ее реформирования заключается в адаптации работников к динамичным социально-правовым преобразованиям и новому законодательству. При этом для обеспечения высокого уровня профессионализма прокурорско-следственных работников более действенно используется единая система повышения квалификации, включающая учебу, семинары, научно-практические конференции, стажировки в структурных подразделениях и кабинете криминалистики центрального аппарата. При этом первостепенное значение уделяется применению законов, проверке их исполнения, изучению методов следствия по тяжким и особо тяжким преступлениям против личности, общественной безопасности и общественного порядка, в сфере экономики, борьбе с организованной преступностью, вызывающей негативный общественный резонанс и социальную напряженность. Помимо этого, на основании специального приказа один день каждой недели все работники прокуратуры в определенные учебные часы организованно повышают свои знания и профессионализм в структурных подразделениях, где они работают . Параллельно в органах прокуратуры ведутся интенсивные работы по приведению условий труда и учебы в соответствие с современными требованиями. Позитивные изменения произошли и в правовой, социальной, судебной защите и материальном обеспечении работников прокуратуры. Они независимы в своей служебной деятельности и не могут быть отстранены, освобождены от занимаемой должности или уволены из прокуратуры, за исключением случаев и порядка, предусмотренных законом «О прокуратуре». Препятствия, чинимые исполнению работником прокуратуры его служебных обязанностей, унижение его чести и достоинства, угрозы, оказание сопротивления и применение силы, покушение на жизнь, здоровье и имущество его и членов его семьи влекут за собой предусмотренную законодательством ответственность. Их права на обращение в суд в целях защиты своих прав и свобод предусмотрены в законе, а материальная и социальная защита осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством для судей, а также законом «О прохождении службы в органах прокуратуры». На военнослужащих органов военной прокуратуры распространяются, кроме того, пенсионный, медицинский и другие виды материального и социального обеспечения, установленные законами Азербайджанской Республики для военнослужащих. С целью обеспечения государственной защиты прокуроров и следователей, выполняющих функции, которые могут стать причиной покушений на их безопасность, а также для создания необходимых условий осуществления правосудия и борьбы с преступностью закон от 11 декабря 1998 года «О государственной защите работников судебных и правоохранительных органов» определил систему мероприятий государственной защиты жизни, здоровья, жилища и имущества прокуроров, следователей и их близких родственников. За исключением случаев задержания на месте преступления, арест в административном порядке, привод, задержание, привлечение к уголовной ответственности, арест в порядке уголовного судопроизводства, обыск в квартире, транспортном средстве, на рабочем месте и личный обыск, прослушивание телефонных разговоров работников прокуратуры Азербайджанской Республики не могут быть осуществлены без согласия председателя Верховного Суда на основании обращения Генерального прокурора, а уголовное дело в отношении них может возбудить только Генеральный прокурор, и оно должно быть расследовано только Генеральной Прокуратурой. В связи с неприкосновенностью Генерального прокурора закон определил более серьезные гарантии . Решающим условием роста доверия населения к прокуратуре, усиления ее авторитета и престижа является живая и повседневная практика общения граждан с прокурорами и следователями, их умение и желание реализовать требования законов и оправдать ожидания населения. В связи с этим огромное значение имеют открытость прокуратуры, прозрачность ее политики и практических действий в области борьбы с преступностью и нарушениями законности. Поэтому меры, принимаемые в этой сфере, были направлены на выход из ограниченных процессуальных рамок дозирования служебной информации на широкое поле информационной свободы, установление долговременной информационной политики, предусматривающей расширение связи всех ее звеньев со структурами гражданского общества и средствами массовой информации. В основе стратегии открытости и публичности лежит информация о состоянии законности и правопорядка, предотвращении деятельности организованных преступных групп и других тяжких, особо тяжких преступлений, уголовных преследованиях, начатых по преступлениям, вызвавшим большой общественный резонанс, об их ходе и результатах судебного рассмотрения и вынесенных приговорах, прокурорских проверках, обнаруживших грубые правонарушения, о возмещении ущерба, причиненного государственным интересам и отдельным гражданам. Усилено внимание к своевременному реагированию к событиям, к анализу результатов обратной связи для корректировки планов и программ борьбы с правонарушениями. Система взаимодействия с населением обрела устойчивый, целенаправленный и плановый характер, и она рассматривается как важный компонент деятельности прокуратуры. Эта система предусматривает использование различных информационных форм, в том числе встреч за круглым столом, с информационными агентствами, журналистами и интеллигенцией, а также проведение пресс-конференций, открытых дискуссий в печати и на телевидении с участием ведущих должностных лиц прокуратуры. Эти мероприятия укрепили авторитет прокуратуры, повысили степень доверия к ней. Такой диалог позволил не только предметно показывать общественности роль прокуратуры в обеспечении защиты интересов человека и государства, укрепление режима законности и правопорядка, но и реально влиять на формирование общественного мнения о ее деятельности, способствовать воспитанию уважительного отношения к законам и предупреждению правонарушений.

• ЗАКОН © 1999-2017 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150