19 ноября, воскресенье
 


Использование результатов оперативно- розыскной деятельности при расследовании уголовных дел

Документы, регламентирующие применение ОРД и использование результатов : 1. Федеральный закон от 12.08.95 г. «Об оперативно- розыскной деятельности» с изменениями и дополнениями от 05.01.99 г. 2. Инструкция о порядке представления результатов оперативно- розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд. Утверждена приказом ФСНП РФ, ФСБ РФ, МВД РФ, ФСО РФ, ФПС РФ, ГТК РФ, СВР РФ от 13.05.98 г. № 175/226,336/201/286/410/56. 3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.93г. № 13 «О некоторых вопросах, связанных с применением ст. ст. 23 и 25 Конституции РФ; от 31.10.95г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ». 4. Приказ Генерального прокурора РФ от 09.08.96 г. № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об ОРД» Представление результатов ОРД следователю Согласно Закону об ОРД и Инструкции от 13.05.98 г. представление результатов этой деятельности органу следствия осуществляется на основании постановления, которое выносится в одном экземпляре руководителем органа, осуществляющего ее проведение и остается в деле оперативного учета. Следственным органам материалы передаются с сопроводительным письмом. Результаты ОРД могут представляться в виде обобщенного официального сообщения (справки- меморандума) или в виде рассекреченных подлин-ников соответствующих оперативно- служебных документов. Чтобы представляемые данные могли эффективно использоваться в доказывании, в материалах должно быть следующее:  Точное, в соответствии со ст. 6 Закона об ОРД, наименование оперативно- розыскного мероприятия , в результате которого получены представляемые сведения.  Какие именно получены сведения, имеющие значение для дела.  Кем получены указанные сведения, т.е. кто проводил оперативно- розыскные мероприятия (ОРМ), кто в нем участвовал и при каких именно обстоятельствах они получены, секретные сведения должны быть рассекречены путем вынесения постановления.  Если при проведении ОРМ согласно ч.3 ст. 6 Закона об ОРД, применялись техничес-кие средства и представляются результаты их использования, должны быть точно указаны технические характеристики этих средств.  Когда при проведении ОРМ получены отображения существенных обстоятельств (аудио- видеозаписи, фотографии и т.п.) или обнаружены какие-либо предметы или документы, имеющие значение, они представляются в опечатанном, упакованном, подписанном, заверенном печатью виде вместе с сообщением о результатах ОРМ.  Через какой вид доказательств, по мнению оперативных служб , полученные данные предпочтительнее вводить в уголовное дело.  При угрозе безопасности лиц, участвовавших в ОРД, орган, осуществляющий ОРД, обязан предусмотреть конкретные меры по их защите. Проверка возможности использования данных, полученных при ОРД Прежде чем решать вопрос об использовании в доказывании представленной оперативными органами информации, необходимо тщательно проверить законность ее получения, то есть:  Соблюдены ли положения закона о том, в каких целях может проводиться ОРД (ст. 1 Закона об ОРД).  Проведены ли оперативно- розыскные мероприятия уполномоченным на то государственным органом (ст. 13).  Предусмотрены ли законом ОРМ, в результате которых получена представленная информация ( ч. 1 ст. 6 ).  Имелись ли предусмотренные законом основания для производства ОРМ (согласно  ч.1 ст. 7 такими основаниями являются- ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, а также о таких лицах, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела); наличие возбужденного уголовного дела; поручение следователя, указание прокурора, определение суда.  Имелись ли дополнительные условия, предусмотренные законом, для проведения некоторых ОРМ (ст. 8 Закона - проверочная закупка, контролируемая поставка или оперативный эксперимент).  Соблюден ли установленный законом особый порядок проведения ОРМ (ч. 2 ст. 8- получение разрешения суда), которые связаны с ограничением некоторых конституционных прав граждан- нарушение неприкосновенности жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; ( п.п. 6, 8, 9, 10, 11 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).  Соблюдены ли положения закона о неприкосновенности должностных лиц, занимающих некоторые государственные должности (депутаты представительных органов, судьи и прокуроры всех уровней и т.д.). Примеры представляемых материалов и их реализации Результатов наблюдения: ► рапорт оперуполномоченного уголовного розыска со ссылкой на оперативно- розыскное задание (ОРЗ) об оперативно- розыскной деятельности (ОРД); ► акт наблюдения с приложением видеокассеты; ► постановление о рассекречивании наблюдения; ► сопроводительное письмо о направлении материалов следователю с приложением вышеуказанных: рапорта, акта, постановления, видеокассеты. Следователь получив материалы:  выносит постановление о возбуждении уголовного дела (при наличии достаточных оснований);  использует сведения рапорта и акта наблюдения для допросов проверяемых лиц и проведения иных следственных действий, при этом рапорт и акт будут являться иными документами;  составляет протокол осмотра видео или аудиокассеты с распечаткой фонограммы;  выносит постановление о признании видеокассеты вещественным доказательством и приобщении ее к материалам дела;  при необходимости назначает экспертизы для расшифровки, очистки звукового ряда, для идентификации голоса или видеоизображения, для исключения фальсификации видеозвукозаписи. Отдельные вопросы использования результатов ОРД Необходимо помнить: проведение некоторых ОРМ может привести в последующем к признанию не имеющими юридической силы отдельных доказательств. Так, предъявление оперативным работником фотографии предполагаемого преступника свидетелям и потерпев-шим, может служить основанием для исключения из числа доказательств следственного действия- предъявления для опознания. Предвидя это, следователь может указать в своем отдельном поручении на нежелательность использования мероприятий, которые могут нанести вред доказыванию. Прослушивание- наиболее широко применяемое на практике ОРМ, допускаемое только на основании судебного решения. Результатом прослушивания является аудиозапись телефонных переговоров, которая может быть представлена следователю (допускается представление копии записи, подлинник хранится в органе, осуществляющем ОРМ до вступления приговора в силу). Аналогичный порядок применяется к оперативной видеозаписи каких- либо действий с участием интересующих следствие лиц. Для признания звуко- и видеокассет вещественными доказательствами в соответствии со ст. 84 УПК они должны быть осмотрены с оформлением протокола, прослушаны или просмотрены, приобщены к делу постановлением следователя вместе с прилагаемой распечаткой фонограммы или видеозаписи, при необходимости исследованы экспертным путем. Деньги и ценности также осматриваются и приобщаются к материалам уголовного дела в качестве вещественных доказательств. Кроме того, не рекомендуется во время проводимого до возбуждения уголовного дела оперативного эксперимента, именовать понятыми граждан, привлекаемых к участию в ОРМ (например, при вручении звукозаписывающей аппаратуры лицу, с которого требуют взятку) и исключить участие следователя при проведении такого эксперимента. Необходимо строго разграничивать оперативный эксперимент от провокации взятки. Если проверяемый действительно сам требует, тем более- вымогает взятку, без какого- либо провоцирующего вмешательства, совершает конкретные действия , направленные на ее получение, то вся последующая деятельность оперативных работников- правомерное оперативно- розыскное мероприятие. В случаях же, когда согласие должностного лица на получение взятки было получено в результате провоцирующих действий оперативных служб, то добытые с помощью такого ОРМ доказательства должны рассматриваться как полученные с нарушением закона. Аналогичное положение может создаться и при проведении проверочной закупки, если оперативный работник или содействующее ему лицо не только «приобретает» предложенные ему, например, наркотики, но сам склоняет заподозренного к сбыту таких средств, уговаривает «достать» их и т.п. Следователь должен соблюдать главное условие использования результатов оперативно- розыскной деятельности- защита от возможного разглашения относящихся к этой деятельности сведений, составляющих государственную тайну. МЕТОДИКО- КРИМИНАЛИСТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ОРМ подразделяются на три группы по порядку проведения: I группа- ОРМ, не требующие для своего проведения вынесенных постановлений руководителей органов о проведении ОРМ.  опрос граждан возможно без расшифровки цели, но и с ней  легендированный опрос, негласная видео и аудиозапись  наведение справок  сбор образцов для сравнительного исследования  исследование предметов и документов  проверочная закупка предметов, веществ, продукции неограниченных и незапрещенных в обороте- в преступной среде в целях документирования преступной деятельности  контролируемая поставка предметов, веществ, продукции, не изъятых и не ограниченных в обороте (перемещение внутри региона, между регионами и между государствами под контролем оперативного подразделения)  наблюдение  отождествление личности  обследование нежилых помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств- гласно и негласно. действия о/у действия следователя 1. Рапорт о/у со ссылкой на ОРЗ об ОРД 1. Постановление о возбуждении дела 2. Акт наблюдения- приложение видеокассета 2. Рапорт + ВК= «иные документы» 3. На основании ст. 12 Закона «Об ОРД»- поста- 3. Протокол осмотра ВК как предмета новление о рассекречивании наблюдения 4. Признание вещдоком, приобщение к 4. «Постановление о передаче результатов ОРД материалам дела следователю» с приобщенным к нему рапорта, 5. Протокол осмотра кассеты как акта и ВК вещдока 6. Экспертиза видеоизображения 7. Допрос о/у –инициативника II группа- ОРМ, требующие для своего проведения, вынесение постановлений о проведении ОРМ.  проверочная закупка предметов, веществ и продукции, изъятых или ограниченных в обороте (на каждую закупку отдельное постановление)  контролируемая поставка предметов, веществ, продукции, изъятых или ограниченных в обороте  оперативное внедрение: а) штатный и гласный; б) штатный негласный- офицеры под грифом; в) лица, конфиденциально содействующие органам  оперативный эксперимент- комплекс действия оперативного подразделения по созданию условий лицам, обоснованно заподозренных в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, при которых он имеет право выбора преступного или непреступного поведения. действия о/у действия следователя проверочная закупка оружия 1. Рапорт о/у с ВК 1. Постановление о возбуждении дела 2. Вынести пост-ние о проведении проверочной 2. Рапорт о/у и протоколы- вся передача закупки огнестрельного оружия 3. Допросы всех граждан, присутствую 3. Лицо, которое будет осуществлять закупку щих при передаче 4. Протокол передачи технических средств оперу- закупщику 5. Протокол передачи денежных средств и спец. красящих веществ 6. Акт наблюдения с использованием негласной видеозаписи 7. Протокол передачи технических средств и оружия 8. Акт проверочной закупки с приложением ствола 9. Постановление о рассекречивании 10. Постановление о передаче результатов ОРД с прило- жением всех вышеуказанных документов III группа- ОРМ, требующие по мере выполнения указаний руководства и обязательное разрешение суда.  прослушивание телефонных переговоров (председателем издается специальный приказ и распоряжение, которым на определенного судью возлагается эта обязанность, судья получает допуск 2-ой формы; зам. начальника УВД по отдельному поручению следователя выносится «Постановление о возбуждении ходатайства о даче разрешения на прослушивание телефонных переговоров ( контроль почтовых отправлений, обследование жилого помещения, снятие информации с технических каналов связи)», в котором указывается: лицо, № телефона, адрес, первоначальный срок (до 6 месяцев); судья выносит «Постановление о даче разрешение на прослушивание ………» либо об отказе)  обследование жилого помещения  контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений  снятие информации с технических каналов связи- телетайпы, телексы, телефоны, факсмодемы, пейджинговая связь действия о/у действия следователя 1. Рапорт о/у 2. Пост- ние о возбуждении ходатайства о даче разрешения на прослушку 3. Судья выносит пост-е в 1-ом экземпляре 4. О/у от имени начальника составляет задание на проведение ОТМ и направляет в ОТО Результаты прослушки будут использованы для приобщения к материалам дела 5. Кассета с препроводительным письмом направляется инициатору 6. Постановление о рассекречивании 7. Постановление о передаче результатов ОРД вместе с кассетами

• ЗАКОН © 1999-2017 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150