17 декабря, понедельник
 

Дун Синьчэн
Об особенностях и причинах современных взяточничества и казнокрадства

Казнокрадство и взяточничество – вот два убийцы, посягающих на политическую власть правительства, два ядовитых цветка, распустившихся на почве честности и скромности. В настоящее время по множеству причин государственные служащие, используя свое служебное положение, крадут материальные ценности, берут взятки. Два этих вида преступлений стали двумя очагами болезни, которая приводит к коррупции. Страны во всем мире уделяют все больше внимания этой болезни, их все больше заботит эта важнейшая проблема и крепнет решимость вырвать с корнем, раз и навсегда разрешить этот вопрос. Поэтому анализ этого вида преступлений в Китае на сегодняшний день и выносится на всеобщий суд.

(1) Особенности преступлений казнокрадства
и взяточничества на современном этапе

1. Сфера преступлений постоянно расширяется. В конце 80-х годов преступления казнокрадства и взяточничества встречались только в финансовой, производственной сферах и некоторых ведомствах, занимающихся управлением материальными ресурсами, а с началом 90-х годов постепенно распространились на сферы и ведомства, на которые пришелся бум экономического развития и в которых процесс коммерциализации шел легко.
Во-первых, очагами совершения этих преступлений зачастую стали органы юстиции. Поэтому решение ЦК о борьбе с коррупцией прежде всего ставило целью борьбу с коррупцией в правоохранительных органах. Во-вторых, финансы, строительство и другие быстро развивающиеся сферы по-прежнему являются местами частого появления этих преступлений. Отдельные нарушители закона, чтобы незаконно открыть предприятие в финансовой сфере или обманным путем заполучить крупный кредит, не останавливаются перед крупными взятками руководителям и чиновникам финансовых ведомств. Например, бывший директор филиала Строительного банка в г. Гунъи, провинция Хэнань, Ван Юнпин за время своего пребывания на этом посту, используя свои должностные полномочия, 39 раз отдавал указания о выдаче кредитов на общую сумму в 120 млн. юаней, при этом он получил взяток на 1 млн. 60 тыс. юаней. Из выданных им кредитов почти каждый был связан со взяткой. Ситуация со взятками в сфере строительства с каждым днем становится все серьезнее, по статистике соответствующих ведомств, за этот год органами прокуратуры выявлено более 100 тыс. фактов казнокрадства и взяточничества, из них 63% - в сфере строительства. В-третьих, список ведомств, где совершаются эти преступления, стремительно расширяется, в министерствах культуры и просвещения, здравоохранения, массовой информации и других “чистых” ведомствах количество подобных преступлений также неуклонно растет. В настоящее время, независимо от того предприятие ли это, переживающее бурное развитие, или “чистое” ведомство, лишь только в руках сосредоточивается определенная власть, небольшая часть людей пытается использовать ее, совершая преступления казнокрадства
и взяточничества.
2. Преступления становятся коллективными, все более выпуклым становится групповой характер дел, в которых замешаны сеть личных связей и преступный сговор. Будучи должностными преступлениями, раньше казнокрадство и взяточничество были невидимыми “подпольными” операциями, совершались тайно. В последние годы этот вид преступлений постепенно становится коллективным, значительно возросло количество взяток, которые совершаются несколькими людьми, и даже группой из более 10 человек, вошедших в преступный сговор. Лица, подозреваемые в совершении преступлений, зачастую, чтобы чиновники покрывали друг друга, чтобы получать взаимную выгоду, используют метод “защитного зонтика”, входят сверху донизу в преступный сговор, налаживают связи слева и справа. Групповых дел становится все больше, преступления тяготеют к определенной “открытости”, это проявляется в переходе от дел о коррупции отдельных высоких чиновников к “коллективной коррупции”; часто, выявляя одного преступника, мы открываем целую группу, расследуя дело одного, выходим на целое гнездо преступников. Например, при расследовании дела о получении взятки заместителем начальника Управления общественной безопасности г. Тайань, провинция Шаньдун, Шуань Кэчжэном, открылось групповое дело о казнокрадстве и взяточничестве, которые совершались бывшим секретарем горкома партии Ху Цзяньсюэ, бывшим 2-м секретарем горкома партии Сунь Цинсяном, начальником секретариата горкома партии Лу Цзяоцином,
заместителем главы городской администрации Кун Лиминем, начальником Управления общественной безопасности Ли Хуйминем, бывшим заместителем генерального директора Шаньдунской нефтяной компании Сюй Хунбо и еще 24-мя партийными и правительственными чиновниками и кадровыми работниками уровня уезда/бюро и выше.
3. Суммы, фигурирующие в судебных делах огромны, служебное положение людей, замешанных в преступлениях довольно высоко.
На сегодняшний день суммы, полученные в ходе преступлений казнокрадства и взяточничества, огромны. Количество крупных дел о присвоении средств, получении взяток на сотни тысяч и миллионы юаней выросло вдвое, преступность все больше вползает в высшие эшелоны власти, раскрытых крупных и важных дел также стало значительно больше. В 1993 г. в провинции Фуцзянь было раскрыто крупное дело о присвоении генеральным директором компании с ограниченной ответственностью по технологии и строительному камню “Дацюань” Китайской (Фуцзяньской) Центральной внешнеторговой корпорации средств на сумму в 2740 тыс. американских долларов и 640 тыс. юаней, что стало крупнейшим делом о казнокрадстве в провинции Фуцзянь за всю историю КНР. По мере усиления борьбы с коррупцией в 90-е годы довольно значительная группа людей с очень высоким служебным положением попала за решетку за преступления казнокрадства и взяточничества. В том числе: бывший член Политбюро ЦК КПК, секретарь пекинского горкома партии Чэнь Ситун, бывшие заместители председателя правительства Синьцзянского автономного района То Хути, Ша Биэр и группа других высоких чиновников - все были наказаны по закону.
4. Способы совершения преступлений все более изощрены и разнообразны.
В прошлом взяточники часто использовали свадьбы, похороны, новогодние и другие праздники, разные радостные события, чтобы под ширмой “взаимной вежливости” давать или получать крупные суммы денег или дорогие подарки; или от имени своих супруг или детей принимали в подарок деньги или ценные вещи., формы взяток были простыми, способы ясными. В последние годы арсенал средств и методов преступлений непрерывно обновляется, способы совершения преступлений становятся более коварными и изощренными. Первый способ: в учреждении самовольно заводится “маленькая копилка”, что создает благоприятные возможности для “взяток обществу”, к тому же взятки даются под флагом взносов в общественный фонд. В бухгалтерской отчетности эти средства не отражаются, статьи расходов никому не известны – все это создает благоприятные возможности для власть предержащих. Второй способ: под видом вознаграждения за работу, за выдачу необходимой информации, за посредничество, платы за труды и под другими разнообразными предлогами используются общественные средства, совершаются акты казнокрадства и взяточничества. Третий способ: обладающие властными полномочиями получают акции предприятия бесплатно и пользуются дивидендами от этих акций. Четвертый способ: чиновники отчитываются за расходы по фальшивым чекам и квитанциям, тем самым крадут общественные средства. Пятый способ: используя “разницу в стоимости” взимают или получают взятки. Взятка берется под видом “выплаты остатка” при доставке дорогого товара клиенту или при выполнении подряда по отделке его квартиры. Шестой способ: клиенту помогают за плату выехать по туристической путевке за границу или иным подобным образом берут взятку. Седьмой способ: взятка получается в форме денег, проигранных в карты, в мацзян, в ходе других игр, забав и развлекательных мероприятий. Восьмой способ появился в этом году, чиновник был силой принужден к получению взятки. От мучительных поисков повода, чтобы преподнести подарок, к вручению взятки с помощью насильственного принуждения – можно сказать, что совершен прорыв в способах вручения взяток. Например, в районе Яньпин г. Наньпин провинции Фуцзянь прокуратура расследовала дело Фань Моусин из поселка Сяянчжэнь: Фань Моусин для того, чтобы за невысокую цену взять подряд на разработку гористого участка земли, с группой сообщников ворвался в дом главы сельской администрации и силой заставил его принять 10 тыс. юаней в обмен на получение выгодного подряда. Поведение преступника было вызывающим и разнузданным, обстоятельства преступления отвратительны до того, что все это просто трудно представить себе.
5. Субъекты преступлений становятся многообразными.
В прошлые годы круг субъектов – участников преступления дача или получение взятки ограничивался физическими лицами, а в последнее время субъектами взяток стали и организации и учреждения. Явление “общественных взяток” с каждым днем становится заметнее, тот факт, что взятки дают организации, что взятки даются из общественных и казенных средств, уже не является секретом, иногда даже встречаются случаи, когда взяткой подкупаются целые учреждения. По соответствующим статистическим материалам, из дел о взяточничестве, расследованных правоохранительными органами за последние несколько лет, 65% составляют дела о взятках от юридических лиц, а сумма денег, полученная в качестве взяток от юридических лиц составляет 75% от общей денежной суммы взяток. Так, бывший директор филиала Китайского банка в г. Лиян Чжоу Чжифэнь, пользуясь своим правом принимать решения о выдаче кредитов, получил от множества компаний и предприятий взяток на сумму более 1 млн. юаней.
6. На сегодняшний день взяточничество преобладает над
казнокрадством, количество взяток идет вверх.
В прошлом среди служебных преступлений взяточничество и казнокрадство по количеству дел находились на одном уровне. За последние несколько лет в сфере экономических преступлений взятки заняли главенствующее положение. По материалам городских органов прокуратуры г. Гуанчжоу, с 1994 г. по март 1998 г. из 130 сотрудников органов юстиции, против которых были возбуждены дела по фактам должностных преступлений, 60% составляют работники, получившие взятки, и только 17 % - виновные в казнокрадстве. Дела, возбужденные органами прокуратуры г. Наньпин, провинция Фуцзянь, по фактам взяточничества, с 1989 г. превосходят по количеству дела о казнокрадстве и занимают первое место.




(2) Причины преступлений казнокрадства и взяточничества.

В настоящее время Китай находится на этапе изменения
экономической системы, причин казнокрадства и взяточничества очень много, к тому же по мере исторического развития меняются и причины, приводящие к казнокрадству и взяточничеству. Поэтому, попробуем провести исследование, концентрируя внимание на следующих аспектах.
(1) Отрицательный эффект рыночной экономики и тлетворное влияние идеологии эксплуататорского класса – важнейшая причина роста преступлений взяточничества и казнокрадства.
Рыночная конкуренция является одной из самых значительных особенностей рыночной экономики. По некоторым видам товаров может возникнуть несправедливая конкуренция, что является закономерностью. Появление и рост взяточничества в Китае неразрывно связаны негативным эффектом, порождаемым несовершенством механизма конкуренции в Китае на современном этапе. Некоторые предприятия в условиях обостряющейся конкурентной борьбы для собственного существования и развития хлопочут по всем инстанциям, полагаются на личные отношения, завязывают связи. Чтобы сбыть товары, получить кредиты, они среди партийных и правительственных чиновников нужных людей, заведующих деньгами, материальными ресурсами, объектами, которых можно подкупить; так, по необходимости и возникают преступления взяточничества. В условиях рыночной экономики в результате тлетворного влияния идеологии эксплуататорского класса и других негативных факторов на государственных служащих, при постепенном усилении поклонения золотому тельцу и укреплении эпикурейской идеологии серьезно пострадало сознание и правосознание государственных служащих, наметилось сползание в болото казнокрадства и взяточничества.
2. Потеря устойчивости общественных идеалов – причина появления и роста казнокрадства и взяточничества.
Преступления казнокрадства и взяточничества возникают при потере устойчивости общественных идеалов, на последние оказали влияние человеческая алчность и стремление к материальным благам, что порождает зависть к власть имущим и материально обеспеченным людям и приход к индивидуализму и эпикурейству. Отдельные партийные и правительственные чиновники недовольны несправедливостью социального распределения, они считают свои доходы слишком низкими, условия жизни недостойными, они видят материальное благополучие других людей и сознают, что не могут тягаться с ними в этом, теряют душевное равновесие. Тогда они, пользуясь своими служебными полномочиями, совершают хищения общественных средств и берут взятки. Мы провели исследование причин преступлений казнокрадства и взяточничества у 55 преступников, абсолютное большинство из них потеряли душевный покой, социально-психологические устои чиновников были поколеблены. Особенно некоторые чиновники предпенсионного возраста на старости лет чувствуют, что, проработав всю жизнь, не имеют ничего. У них возникает психологический эффект пожилого возраста: побольше хапнуть и уйти на пенсию. Председатель правления китайской корпорации “Хунташань” Ду Шицзянь, под влиянием этого эффекта действовал смело и безоглядно, злостно расхищал общественные средства и брал взятки, стал настоящим преступником.
3. Власть чиновника ничем не ограничена – вот главная причина возникновения и роста преступлений казнокрадства и взяточничества.
Ленин писал: “неограниченная власть неизбежно порождает коррупцию”. Серьезная ситуация в Китае с ростом преступлений на современном этапе развития, главным образом, связана с отсутствием каких-либо ограничений при отправлении властных полномочий. Это приводит к перерождению и разложению власти, которая становится орудием преступления в руках ее исполнителей. Отсутствие инструментов, ограничивающих и обусловливающих власть – вот коренная причина преступлений казнокрадства и взяточничества.
В Китае система надзора, основой которой являются государственные органы, например, органы надзора за властью, надзора за правоохранительными органами, надзора за исполнительными органами, надзора за партийными и политическими органами, хотя и занимает центральное место в юридической системе Китая, но все еще является самым слабым звеном в совершенствовании законодательства КНР, системе надзора неэффективна. Бессилие системы надзора зачастую приводит к тому, что казнокрады и взяточники, занимающие высокие посты, по своим властным полномочиям могут тягаться с работниками органов надзора, а так как управление кадрами и материальными ресурсами, в которых нуждаются органы надзора, находится в руках руководителей исполнительных органов различного уровня, то в этой борьбе исполнительная власть часто берет верх. При такой системе органам надзора за исполнением закона трудно осуществлять эффективный контроль за преступлениями казнокрадства и взяточничества. Контролирующая же функция общества в реальности демонстрирует еще большее бессилие, сплошь и рядом встречаются случаи, когда люди не смеют сообщать о фактах казнокрадства и взяточничества, не сообщают, а сообщив, не видят результата, а некоторые сообщения даже влекут за собой месть.
4. Слабость в практике охраны законности также является
важной причиной роста казнокрадства и взяточничества.
За короткий период времени произошел резкий скачок в развитии казнокрадства и взяточничества, в ряду экономических преступлений они встали двумя высокими пиками. Борьба с ними ведется слабо, наказания применяются нестрогие, все это также является важными причинами, приведшими к невиданному росту этого вида преступлений. За последние годы в Китае действительно был наказан целый ряд преступников, занимавшихся казнокрадством и взяточничеством, в их числе есть и высокие чиновники, но остается еще большая группа казнокрадов и взяточников, занимающих высокие должности, которые не понесли наказания, и которые продолжают с еще большей разнузданностью расхищать и брать взятки, с некоторыми из них обошлись слишком мягко, что еще более усилило в среде преступников надежды на авось, на случайную удачу. Они поговаривают так: “грозен гром, да мелок дождь”, “всех не перестреляете”, и даже так: “в сравнении с настоящими крупными ворами в правительстве мы совсем мелочь, любители рядом с профессионалами” и т.д., и в условиях усилении ожидания случайной удачи, надежды на авось продолжают творить произвол, расхищать и брать взятки. А в других склонных к алчности людях при таких настроениях развиваются природная жадность, и они пробуют закон на прочность. Получается порочный круг, и преступлений казнокрадства и взяточничества становится все больше.

(3) Предупреждение и борьба с преступлениями
казнокрадства и взяточничества

Эффективно подавлять и предотвращать развитие и распространение этого вида преступлений – вот объективное требование социалистической рыночной экономики Китая. Поэтому необходимо, опираясь на принципы демократии и верховенства закона, усовершенствовать законодательную базу, организовать эффективную систему надзора, поднять общий человеческий уровень кадровых работников и уровень профессиональной морали, предпринять соответствующие реальности меры по борьбе с этими преступлениями, проводить комплексную борьбу с казнокрадством и взяточничеством. Как говорили древние мудрецы: “закон лишает смелости, надзор – возможности, а мораль – стремления”.
1. Усилить внимание к созданию законодательной базы, с помощью закона урегулировать осуществление общественных властных полномочий.
Практика свидетельствует, чтобы коренным образом подавить и предотвратить развитие и распространение казнокрадства, взяточничества и прочих видов коррупции, необходимо создать совершенную систему справедливого правления, соответствующую условиям рыночной экономики. Ключевым моментом здесь является утверждение юридического механизма, позволяющего эффективно подавлять и предотвращать преступления казнокрадства, взяточничества и прочие виды коррупции, механизма, включающего законотворчество, исполнение закона и надзор за исполнением закона. Осуществлять управление государством на основе закона, проводить политику, опираясь на закон.
2. Усилить надзор за осуществлением юридической системы.
Юридическую систему осуществляют люди. Поэтому при отсутствии кадров, обладающих высокими личными качествами, которые бы исполняли закон и следили за дисциплиной, самая лучшая система может стать фикцией, пустым звуком. Поскольку осуществление системы требует соответствующих общественных полномочий, то при утрате контроля над ним моментально возникают казнокрадство, взяточничество и другие виды коррупции. Яркие свидетельства тому – громкие дела о казнокрадстве и взяточничестве Чэнь Ситуна и Ван Баосэня из Пекина, которым явно не доставало реально сдерживающего надзора. Чтобы усилить надзор за осуществлением системы, нужно во-первых, усовершенствовать внутренний сдерживающий механизм осуществления системы.
Во-вторых, следует проводить систему перекрестного управления, надо усилить в ходе осуществления системы функцию взаимного сдерживания и перекрестного контроля и утвердить систему замены и смещения государственных чиновников. В-третьих, необходимо усовершенствовать внешний сдерживающий механизм осуществления системы. С одной стороны, необходимо упорядочить и обусловить отправление властных полномочий в ходе осуществления системы. С другой стороны, надо усовершенствовать систему ведения дел в плане ее гласности, сделать открытым выполнение партийной, политической, государственной работы, реально предотвратить ведение работы в режиме “черного ящика”, усилить надзор и контроль за созданием завесы таинственности и исключительности над отправлением власти, вплоть до злоупотребления властью.
3. Ужесточить наказания, сконцентрировать все силы на раскрытии крупных и важных дел, наказать одних, чтобы другим было неповадно, предупредить преступления реальной угрозой уголовного наказания. Практика свидетельствует, что любые меры, не подкрепленные угрозой санкций, - лишь напрасный труд, если мы хотим эффективно подавить и предотвратить развитие и распространение казнокрадства, взяточничества и прочих видов коррупции, необходимо ужесточить наказания, дать людям понять, что, совершая преступление, они гораздо больше теряют, чем приобретают. С одной стороны надо сконцентрировать все силы на раскрытии крупных и важных дел, в первую голову решить вопрос о коррупции в высших эшелонах власти. В соответствии со основной структурой органов государства и правительства, обеспечить борьбу с коррупцией по главным направлениям в каждый период времени, ужесточить наказания. с другой стороны, необходимо отстаивать принцип равенства всех людей перед законом. Относительно проблемы казнокрадства, взяточничества и прочих видов коррупции, не взирая на служебное положение преступника, следует строго наказать его по законам государства, нельзя вводить в следствие искусственные факторы и судить человека по его общественному положению. В ходе борьбы с казнокрадством и взяточничеством необходимо повысить определенность наказаний, каждое из преступлений казнокрадства, взяточничества и прочих видов коррупции должно наказываться по закону государства. Как писал Ленин: “Предупреждающее действие наказания зависит не от того, сурово ли это наказание, а от того, может ли человек избежать его. Важно не сурово наказывать за преступления, а вывести на свет все дела о совершенных когда-либо преступлениях”.
4. Реально усилить воспитание профессиональной нравственности, укрепить сознание необходимости справедливого управления и самодисциплины, повысить способность отказа от коррупции.

Практика показывает, когда государственные служащие, и особенно руководящие кадровые работники не уделяют должного внимания политической учебе и пытаются изменять мир в соответствии со своими субъективными взглядами, то их корыстные желания разрастаются, и они встают на путь казнокрадства, взяточничества и прочих видов коррупции. Чтобы усилить воспитание профессиональной морали, необходимо направить усилия партийных и кадровых работников на упорядочение взаимоотношений между государственными и личными интересами, между властью и долгом, между надзирающими и поднадзорными органами. Необходимо установить правильную систему взглядов на мир, на жизнь, верную шкалу ценностей, выдержать испытание славой, властью, деньгами, женской красотой и прессом родственных связей и знакомств. Надо сознавать, что сохранение достоинства и авторитета закона – важнейшая мера, позволяющая пресечь преступления казнокрадства и взяточничества.
5. Активно искать пути предупреждения преступлений, настойчиво проводить в жизнь образцы комплексного управления и наведения порядка..
Эффективное пресечение и предотвращение преступлений казнокрадства и взяточничества и других видов коррупции – одна из системных социальных задач, следует ввести работу по предотвращению преступлений в общие рамки комплексного управления, “придерживаться параллельного проведения в жизнь образцов управления, образования как основы, закона как гарантии, надзора как рычага”. Необходимо на основе исследований, созидательной работы, активно искать по-настоящему эффективные пути предотвращения преступлений. Строго пресекать преступления казнокрадства и взяточничества в рамках, приемлемых для общества, гарантировать политическую стабильность общества, создать справедливо и эффективно работающий государственный организм.

• ЗАКОН © 1999-2018 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150