17 декабря, понедельник
 

Иванов А.М.
Некоторые особенности организованной преступности в Японии.

1. О понятии организованной преступности. Когда речь заходит об организованной преступности (ОП) в различных странах, то обычно возникают ассоциации подобного типа: в Италии - “Коза Ностра”, в Америке - мафия, в Юго-Восточной Азии - Триады, в Китае, Гонконге и на Тайване - “Тонг”, в Японии - “якудза”.
Само по себе слово “якудза” в японском языке имеет значения “хулиган; дрянь; негодный”1; “лоботряс; бездельник; игрок; картежник”; “грубый; плохой”2 и поэтому употреблять его для обозначения такого явления, как ОП, можно лишь в собирательном и чисто условном смысле. Такое именно название ОП в целом более характерно в неофициальном обращении. С принятием же государственной программы борьбы с ОП японский законодатель ввел в официальное употребление новый термин для обозначения ОП: “Боорекудан”. Общие японско-русские словари дают следующие переводы этого слова: “банда; бандитская шайка; шайка хулиганов”3 или “террористическая организация; банда; шайка”.4 Анализ иероглифического состава слова “Боорёкудан” (“боо” - буйство, насилие; “рёку” - сила; вместе “боорёку” - грубая сила, насилие; “дан” - группа, коллектив)5 позволяет лучше осознать и официальное разъяснение понятия, данное в ст. 2 Закона “О пресечении незаконных деяний членов бандитских группировок”, а именно: “Бандой называется организация, в отношении которой существует опасение, что она способствует тому, чтобы ее члены (включая членов ее структурных подразделений) совершали коллективные и регулярные насильственные действия”.6
В популярной литературе подчас так разъясняется возникновение и употребление слова “якудза”: группировки бакуто, основным занятием которых стала организация азартных игр, получили название “якудза”, что в карточной игре означало “свинья” (“я” в переводе с японского “восемь”, “ку” - девять, “дза” видоизмененное, “сан”, т.е. “три”; в сумме - двадцать, самое плохое число в японских картах). Название “якудза” впоследствии было перенесено на все группы ОП и до сих пор используется для их обозначения наряду с термином борекудан. Американский криминолог Паркер оперирует японским словом “борекудан” в значении “gang” (гэнг - англ. “банда”), а под “якудза” понимает членов борекудана, т.е. организованных преступников-гангстеров; Хироаки Иваи употребляет термин “якудза” и “борекудан” синонимически, в значении “gang” (гэнг).1
2. Современное состояние организованной преступности. Динамика развития ОП, в Японии выглядит примерно следующим образом: в 1963 году правоохранительные органы учитывали 5216 групп с численностью 184000 человек.2 После этого отмечается резкое сокращение и количества преступных групп, и числа их членов. В 1976 году групп уже насчитывалось всего 2502 с общей численностью членов 108266, а на конец декабря 1981 года эти цифры составили 2452 и 103263 соответственно.3 В 1988году - 3201 группы, объединяющие 86287 человек.4 В 1990 - 3155 группировок общей численностью 87260 человек.5 И, наконец, в 1992 году эти цифры составили 3300 “борекудан” и 88300 их членов.6 По заявлению Председателя Государственного комитета общественной безопасности Японии С. Сиокавы это вполовину меньше чем 30 лет назад, но беспокойство у полиции вызывает то, что группы консолидируются, пытаются оказывать влияние на общественную и даже политическую жизнь страны.7
Население, общественность страны в первую очередь тревожит то, что хотя лишь один японец из полутора тысяч граждан в той или иной мере связан с якудза, но на их долю приходится громадное количество нарушений уголовного законодательства. А если к этому добавить, что якудза дает в кредит больше денег, чем все японские банки вместе взятые; то, что ее оборота не способен достигнуть ни один из гигантских промышленных концернов Японии (Мицубиси, Сумитомо, Санва и др.), реальную опасность подмены политической власти уголовной, то все это и побудило правительство к принятию адекватных серьезных мер против “борекудан”. Уменьшение количества ОПГ и их членов явилось закономерным результатом кропотливой деятельности не только правоохранительных органов, но и законодателей... Объективно оценивая тот материальный и духовный (моральный) ущерб, который причиняется ОП обществу, японский законодатель принял реальные шаги в противодействии ей.
В отличии от ситуации с ОП в некоторых европейских странах. В том числе В России, где чаще всего количество (если не самих мафиозных групп, то по крайней мере членов) ОПГ обычно округляется - в Японии в докладах полиции эти цифры приводятся с точностью до одной группы, до человека в каждой группе. Как отмечает Кан Уэда: “На основе приходящего в последние годы сокращение численности групп и их участников лежит поглощение слабых и малочисленных крупными кланами”. Общее число официально зарегистрированных “борёкудан” продолжает расти, что связано, вероятно, с подготовкой соответствующих материалов, необходимых для этого (см., последний параграф данной работы, где приводится краткий комментарий Закона против “борёкудан”). Например, на 1. 03. 1994 года было зарегистрировано официально в качестве “борёкудан” всего 16 ОПС с общей численностью членов 33 860 человек ; а уже на 1. 09. 1994 года соответствующие показатели выросли до 22 и 37 700 соответственно . Эта цифра, судя по всему, должна будет вырасти еще, т.к. всего по стране в 1995 году действовало несколько тысяч мелких ОПГ и 8 крупных синдикатов, среди которых нет ни одного подпольного или нелегального. По данным на 1997 год в Японии существовало 7 гангстерских кланов. Крупнейший из них - “Ямагучи-гуми” состоит из 400 групп. В каждой может быть до ста якудза. По данным полиции, общее число членов “Ямагучи-гуми” достигает 23 100 человек. Затем идут синдикаты “Дзюкити-кай” (8000 членов); “Иногава-кай” - 140 групп (7400 членов); “Кёкуто-кай” (2300 членов); “Сумиёси рэнго” - 112 групп (600 членов).

3.Немного истории. В литературе взгляд на историю развития такого явления, как ОП в Японии, весьма неоднозначен. Чаще всего зарубежные исследователи обращают свой взор назад лет на 100-200. Адам Джонсон (США) делает попытку проследить возникновение якудза с 1612 года (“Yakudza: Past and Present”). Н.Н. Макарова, описывая происхождение “борёкудан” в своей книге отмечает: “Организованная структура, традиции и “законы” борекудан в основе своей сложились уже в период феодализма более 200 лет тому назад. Родоначальниками современных борекудан были бакуто и тэкия”. Далее она замечает, что формирование группировок бакуто относится к 17 в., а тэкия - 16 в., в основном за счет самураев, утративших, в результате междоусобных войн, своих сюзеренов.
Однако другие источники содержат информацию, уводящую нас еще дальше в глубь веков - в 7-9 вв. Речь идет о так называемых “наемных убийцах” - ниндзя. Многочисленные публикации такого рода, знакомящие с некоторыми “приемами работы” ниндзя, позволяют отметить, что кланы ниндзя, оставившие в истории следы за десять веков своего существования, также являлись преступными организациями, для которых, собственно, их преступный образ жизни был нормой.
Например, мастер Ясутакэ, принадлежащий к одному из трех семейств, руководивших кланом Ига-рю, оставил труд из 10 книг, в котором знакомит читателей с подробностями жизни и практическими методами действия ниндзя. В частности, в них показывается как путем сопоставления и анализа информации, полученной обычными способами (наблюдение, слухи, общедоступные документы и литература, ранее установленные факты) можно выявлять то, что скрывается от посторонних. Перечисляются способы введения противника в заблуждение (дезинформации), создания паники. Подчеркнута особая ценность тех приемов, которые самураи считали бесчестными: нарушение клятвы или договора, подкупа, шантажа, похищений, убийств из-за угла... Далее в этих книгах названо немалое количество вариантов подобных действий, начиная с одиночных действий и кончая общим планом примерной военной кампании.
Японское общество в феодальные времена было разделено на ряд сословий. Выше всех стояли удельные князья (даймё), ниже располагались профессиональные воины (самураи), еще ниже крестьяне, затем шли священнослужители, ремесленники, торговцы и, наконец “грязное” сословие (буракумины). Места для ниндзя в этой иерархии не было. Они находились вне общества и вне закона. Соответственно, у них властвовали иные правила - их собственные. И если, например, самураю следовало сохранить до конца верность своему князю, то ниндзя был также верен, но - своему клану, а не тем феодалам, которым служил, и которые думали, что используют его в своих интересах... Они всегда действовали во имя коллективов, членами которых являлись... Ниндзя чаще всего действовал в одиночку, но он не был одинок.2
Разумеется, шпионские операции (выведать тайну, украсть или скопировать документ) существенно отличались от заказных убийств и диверсий... Но в том и заключалось одно из достоинств кланов ниндзя, что у них были специалисты разного профиля...1
Хотелось бы отметить, что изучение подобной литературы может являться не только пособием для подготовки организованных преступных элементов, находясь в руках лидеров ОПГ, но также и средством для уяснения и разработки соответствующих механизмов противодействия ОП.
Позднее “бесчестные методы” и организация преступной деятельности в кланах ниндзя были усвоены и “бывшими” самураями, составившими основу обычных шаек, однако ненависть или лучше сказать - неприязнь, негативная оценка со стороны общества сохранилась только за первыми, т.к. они эти методы “изобрели”. Самураи же и до ныне имеют за собой славу благородных рыцарей, несмотря на их “пятнистое” прошлое. Все это обусловлено тем, что хотя “японцы в ходе буржуазной революции Мэйдзи отменили в 1868 году феодальное сословие, но сохранили свод этических норм и традиций “японских рыцарей” (Бусидо)”. Л.М. Колодкин считает, что, не смотря на тяжелейшие финансовые и экономические кризисы в Японии в послевоенный период, усугубившиеся атомной бомбардировкой, не смотря на вестернизацию экономики и культуры - Япония не столкнулась при этом с коррупцией чиновничества как массовым явлением, так как имела глубокие исторические традиции применения антикоррупционных норм профессиональной этики - кодекса “Бусидо”.2 Этот кодекс сохранился в качестве свода норм профессиональной этики государственных служащих и, прежде всего, офицерского корпуса армии и полиции. 3 Соответственно и общественная оценка самураев имеет знак “плюс”.
С началом развития капиталистических отношений в Японии ОПГ чаще занимались торговлей поддельными товарами, встречались “профессиональные хулиганы”, игроки и т.п. Неизбежным оказалось и втягивание ОПГ в политическую борьбу. В качестве яркого примера того, что распространенным способом устранения от участия в выборах в парламент неугодных правительству депутатов было насилие, можно привести случай, произошедший с председателем одной из крупнейших (во второй половине 19-го века) буржуазных партий “Сейюкай”, Инукаи Ки, когда он против бандитов, нанятых правительством, нанял сам шайку и - победил. Кроме того, монополии стоявшие за спиной партий, тратили огромные средства на подкуп и шантаж. С другой стороны этому был и свой “заразительный пример” в лице министра юстиции, который получал немалые средства на подкуп (для формирования угодного правительства) от императора.

4. Организационная структура, традиции и “законы”. Борекудан (как “бакуто”, так и “тэкия”) имели (и имеют) свою “территорию” и кодексы поведения, члены этих объединений связаны между собой псевдородственными отношениями преданности, а часто и клятвой, скрепленной кровью, соблюдать кодекс поведения... Обряд посвящения новообращенного означал отречение от кровных родителей и признания босса фактическим отцом, а, следовательно - безграничную преданность боссу. Таким образом, группа якудза представляла (и представляет) собой псевдосемью-клан. Псевдосемейные отношения обеспечивали преступной группировке устойчивые связи не только между боссом и членами организации (традиционные ценности японского института семьи, в основе которого конфуцианская концепция со строгой регламентацией места и поведения каждого ее члена), т.е. отношения “отец-дети”, но и высокую степень взаимной сплоченности между ее членами (отношения старших и младших братьев): не только вертикальные, но и горизонтальные отношения, связывающие членов одного ранга.
Кодекс поведения якудза являлся как бы пародией на бусидо-этический кодекс самураев средневековья.
В качестве примера приведем некоторые статьи одного из кодексов поведения якудза, относящегося к 1955 году: 1) не посягать на женщину, принадлежащую другому члену группы; 2) не заниматься ничем иным, кроме “бизнеса группы”, даже под угрозой голода; 3) не выдавать секреты полиции в случае задержания; 4) сохранять преданность лидеру и остальным членам; 5) не пользоваться обычным языком, употреблять специальную терминологию группы или жаргон... Жесткая дисциплина, взаимная преданность якудза создавала условия для их использования при осуществлении целенаправленных и контролируемых актов насилия.2
5. Деформация власти (коррупция).
Если рассматривать ОП в целом, как самостоятельное общественное явление, то в этом отношении в эволюции ОП в Японии во многом повторяются черты ОП в иных странах мира. Очень многое можно наблюдать в Японии из того, чем занимается ОП в Америке, Германии, Италии, России, конечно же, с местной спецификой. Так, например, подчеркивая мощное влияние мафии на политическую жизнь в США, Р. Иванов отмечает, что “компетентные деятели США не без оснований считают, что мафия имеет реальные возможности и для захвата Белого Дома. А это уже проблема национальной безопасности страны”. Ибо “начиная с местных органов власти и кончая федеральными службами - на всех уровнях мафия стремится захватить сильные позиции”.
Выше уже был приведен пример проявления связи политики с преступным миром из прошлого столетия. Нижеприведенные примеры покажут, что актуальность данной проблемы для Японии в наши дни не исчезла. Печально лишь то, что, как правило, принятие мер правоохранительными органами происходит лишь тогда, когда очередные “народные избранники” уходят в отставку... Как это имело место, например, с экспремьер-министром Накамурой, приговоренным к 18 месяцам лишения свободы за получение взятки. Деньги Накамуре были переданы с тем, чтобы он оказал давление на Комиссию по Добросовестной Торговле, которая собиралась завести уголовное дело в отношении группы вымогателей возглавляемую Кадзимой.
Хотя бывают и случаи привлечения к ответственности лиц и в период занятия ими поста. Так, член Верхней Палаты парламента Томобэ был арестован за мошенничество вместе с членами семьи и тремя исполнительными директорами компании “Орэндж Кёсай”, официально считавшейся “обществом по развитию взаимопомощи”. 68-летний Тацуо Томобэ ранее являлся членом крупнейшей оппозиционной партии “Син-синто”, но позднее стал баллотироваться независимым кандидатом в члены Верхней Палаты парламента. Обычно депутаты японского парламента во время сессии обладают иммунитетом неприкосновенности, поэтому не подлежат аресту, если толко их не застают на месте совершения преступления, либо парламент дает на это свое согласие. Томобэ, как отмечается со ссылкой на агентство “Киодо Цусин”, стал четырнадцатым по счету членом парламента (со времени после Второй мировой войны), которого арестовали в период сессии. Перед ним такой же участи подвергся бывший Министр Труда, Тосио Ямагучи, в декабре 1995 г. Как заявил Министр внутренних дел, Кацухино Сиракава, являющийся одновременно Председателем Национального Комитета Общественной безопасности, - на закрытом заседании Комиссии по регламенту Верхней Палаты парламента Японии: “Господин Томобэ является руководителем преступной группы и если его не арестовать, то это создаст серьезные трудности в раскрытии истины”. По оцекам следственных органов (на начало февраля 1997г.) Томобэ и его семья использовали более 26 миллионов долларов США средств “Орэндж Кёсай” на выборную кампанию Томобэ и на личные нужды...1 Однако уже входе следствия (к концу февраля) эта сумма возросла до 35 миллионов долларовСША.2 Газета “Тюгоку Симбун” отозвалась по этому поводу таким образом: “Томобэ и его семья, похоже, верят, что за деньги легко можно приобрести политическое влияние. В какой-то мере такое мышление отражает традиционные способы действия японских политиков”.3 (Стало известно также о высказывании обвинений в адрес бывшего Премьер-министра Хосокава М., по поводу получения им денег от Томобэ.)

• ЗАКОН © 1999-2018 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150