18 августа, пятница
 

Кеничи Инуи Накаяма
Правовой контроль над проституцией в Японии.

Аннотация: Примечания в подстрочных ссылках. На с. 97 : Таблица 1. Число лиц, привлеченных к ответственности по закону о проституции и направленных в прокуратуру. На с. 97 : Таблица 2. Число лиц, обвиненных в вовлечении в проституции, а также в действиях, способствующих проституции. На с. 98 : Таблица 3. Количество проституток, обвиненных в действиях по вовлечению в проституцию и направленных в женский воспитательный дом. Правоведение. - 1990. - № 2. - С. 96 - 100
--------------------------------------------------------------------------------
Полный текст документа:
Введение в проблему. Законодательный акт, направленный против проституции, был принят в Японии более 30 лет назад (1958г.) в результате острых дискуссий по вопросам законодательства. И, несмотря на ряд предложений о его реформе, высказанных в парламенте женщинами-депутатами, закон о проституции без каких-либо существенных изменений действует до настоящего времени.

По свидетельству статистики, количество дел по обвинению в проституции достаточно велико. В течение нескольких лет после принятия закона уровень проституции был относительно высок. Затем он заметно снизился, эта тенденция сохраняется и сейчас (исключение — небольшой подъем уровня проституции в 1984 г, (табл. 1).

Тем не менее и в настоящее время существует ряд серьезных проблем, связанных с проституцией. Это социальное явление упрочивается, несмотря на моральный и правовой контроль со стороны общества.

Возросший общественный интерес к этому вопросу — следствие появившихся изменений в формах проституции, перехода от традиционных ее форм к относительно новым: клубы свиданий (Date-Club), банки любви (Lover Bank), так называемые однокомнатные бани (Single-room-bath) и др.

Сложившаяся ситуация требует совершенствования системы правового контроля и предупреждения проституции. По данной проблеме существуют две точки зрения. Сторонники одной из них требуют более строгих наказаний за проституцию с целью ликвидации этого явления как такового. Этой точки зрения придерживаются в основном представительницы женского движения против дискриминации со стороны мужчин. Сторонники другой позиции предлагают более либеральный путь изменения ситуации, допуская (при определенных обстоятельствах) существование проституции. При этом оговаривается необходимость строгого контроля с тем, чтобы не допустить эксплуатации женщин-проституток.

Таблица 1. Число лиц, привлеченных к ответственности по закону о проституции и направленных в прокуратуру

Год
Количество
Год
Количество

1959
18,555
1979
2,382

1965
10,650
1980

2,313

1975
3.121
1981
2,356

1976
3,240
1982
2,060

1977
2,971
1983
2,549

1978
2,571
1984
3,773


Краткий исторический обзор. Япония имеет длительную историю развития традиционной профессиональной проституции. После второй мировой войны американские оккупационные власти критически отнеслись к сложившейся системе проституции и способствовали проведению реформ в этой сфере. Это было одним из направлений оккупационной политики демократизации феодальной системы японского общества.

Японские власти приступили к созданию проекта закона против проституции, но группы содержателей публичных домов оказали сильное сопротивление, аргументируя свои возражения тем, что система профессиональной проституции сложилась давно и является традиционной для японского общества. С другой стороны, ряд женщин — членов парламента и участниц внепарламентского женского движения настаивали на полной отмене старой системы и запрещении проституции специальным законом. После серии согласований и компромиссов был принят закон 1958г. Проституция была объявлена явлением, которое должно быть запрещено, поскольку оно наносит ущерб человеческому достоинству и оскорбляет общественную мораль.

В законе предусмотрены уголовные наказания за действия, способствующие проституции, такие, как вовлечение в проституцию силой, посредничество (сводничество), содержание публичных домов, предоставление денег (вкладывание средств) в публичные дома и т. д. Согласно закону система профессиональной проституции не могла более существовать, но фактически она не исчезла, а приняла лишь латентные формы. В местах сосредоточения лиц, занимающихся проституцией (обычно это бывшие публичные дома), стали использовать различные формы камуфляжа.

С точки зрения правовой политики в отношении проституции предметом обсуждения в современной Японии являются два вопроса. Первый из них — о необходимости уголовного наказания за проституцию. Некоторые депутаты парламента предлагали наказывать за простую проституцию как самих проституток, так и их партнеров. Но в закон такое положение не вошло. Было принято решение не наказывать в уголовном порядке за простую проституцию, но объявить ее запрещенной. Оно базировалось на позиции, согласно которой наказание за простую проституцию может привести к вмешательству полиции в частную жизнь граждан. Это положение получило широкую поддержку юристов.

Второй вопрос, вызывающий споры, — об уголовной ответственности лиц, вовлекающих в проституцию на улице. В законе предусмотрено наказание за эти действия в отношении проституток, а в течение нескольких последующих лет за уличными проститутками был установлен строгий контроль со стороны полиции; проститутки подлежали аресту, в то время как действия мужчин, эксплуатировавших этих женщин, практически не контролировались (табл. 2).

Таблица 2. Число лиц, обвиненных в вовлечении в проституцию, а также в действиях, способствующих проституции



Год
Inducing act
Other fostering act
Год
Inducing act
Other fostering ас

1959
13,381(72,1%)
5,174
1979
887(37,2%)
1,495

1965
7,020(65,1%)
3,630
1980
833(36,0%)
1,480 .

1975
1,523 48,8%)
1,598
1981
871(37,096)
1,485

1976
1,518(46,9%)
1,722
1982
717(34,8%)
1,343

1977
1,294(43,6%)
1,677
1983
495(19,4%)
2,054

1978
964(37,5%)
1,607
1984
516(13,7%)
3,237


Смысл этого закона состоит в том, что проституток следует не столько привлекать к ответственности, сколько оказывать им социальную поддержку, поскольку они чаще всего являются жертвами неблагоприятной социальной среды. В связи с этим были регламентированы меры по оказанию помощи женщинам, которые обвинялись в проституции. Но эти меры оказались неэффективными и со временем стали применяться крайне редко. (табл. 3).

Таблица 3. Количество проституток, обвиненных в действиях по вовлечению в проституцию и направленных в женский воспитательный дом

1959 г.
1965 г.
1975 г.
1976 г.
1977 г.
1978 г.
1979 г.
1980 г.
1981 г.
1982 г.
1983 г.
1984 г.

278
408
396
331
253
49
28
20
20
5
5
5


Проблемы уголовно-правового контроля над проституцией. Каким должен быть контроль над проституцией как социальным явлением? Поиск оптимальной модели предполагает решение по крайней мере трех вопросов: 1) следует ли наказывать за простую проституцию. Выше уже указано, что действующий закон не устанавливает наказания за простую проституцию, хотя и объявляет ее запрещенной; 2) следует ли наказывать за вовлечение в проституцию; 3) следует ли расширить круг наказуемых действий, способствующих проституции.

Такая законодательная конструкция наиболее приемлема с точки зрения преобладающего подхода в других странах. Однако в настоящее время она не находит широкой поддержки среди населения.

Опрос общественного мнения, проведенный секретариатом премьер-министра в 1985 г., показал, что из 5 тыс. опрошенных 45,7% считают, что необходимо наказывать тех, кто занимается проституцией, и этот показатель выше, чем процент ответивших, что следует сохранить наказание только за вовлечение в проституцию (39,6%). Более того, 66,7% опрошенных ратуют за то, чтобы наказывать и мужчин-партнеров. Иными словами, в общественном сознании укоренилось и сохраняется до сих пор мнение, что простая проституция должна быть наказуема.1

В основе радикального отношения населения к проституции лежит уверенность в том, что проституция не может быть ликвидирована и даже уменьшена, ибо в законе не предусмотрено никакого наказания за простую проституцию. Исходя из этой точки зрения, закону против проституции было суждено стать типичным «дырявым законом» (Loop-hole Law).

Это мнение основано на поспешности и наивности суждений его сторонников. Однако оно имеет и свои основания. В настоящее время группы женского движения снова предлагают одинаково наказывать за проституцию и мужчин, и женщин, расценивая существующий закон как пример притеснения женщин со стороны мужчин.

Однако проблема не так проста. Даже если простая проституция станет уголовно наказуемой, могут потребоваться особые меры для ее ликвидации. Поскольку «социальный заказ» на проституцию, а также материальная ее обусловленность сохраняются, установление юридических санкций не может стать гарантией эффективной борьбы с проституцией. Напротив, это неизбежно приведет к несправедливому применению закона полицией, поскольку все случаи проституции выявить невозможно. Причем чрезмерный контроль со стороны полиции действительно может представлять собой посягательство на частную жизнь граждан.

С теоретической же точки зрения причина наказания за простую проституцию не вполне ясна, ибо проституция, осуществляющаяся по взаимному согласию, не причиняет вреда и ущерба окружающим, а лишь нарушает общественную мораль. Следуя современной теории разделения морали и права, вряд ли возможно обосновать необходимость юридической ответственности за простую проституцию.2

Таким образом, предложение наказывать за простую проституцию сомнительно как с точки зрения уголовной поли гики, так и с позиций теории, хотя само намерение ликвидировать проституцию и гарантировать принципиальное равенство между мужчиной и женщиной можно только приветствовать.

Согласно закону 1958 г. проститутки подлежат наказанию, если они настойчиво предлагают свои услуги. Принимая закон, законодатель предвидел, что как только публичные дома будут закрыты, проститутки выйдут на улицу. Действительно полицией было арестовано значительное число уличных проституток. Некоторые из них при этом были направлены в специально созданные воспитательные дома для соответствующей реабилитации. Однако в последние годы число арестованных проституток заметно уменьшилось, сократилось и количество воспитательных домов, главным образом ввиду отсутствия их обитательниц.

Данные тенденции — результат, во-первых, действия так называемого «дырявого закона», применение которого больше зависит от воли правоприменительного органа, а во-вторых, количество уличных проституток действительно уменьшилось, ибо появились новые формы проституции, не требующие активности самих проституток для привлечения клиентов (клубы свиданий, банки любви, одноместные бани).

Существует другая проблема. Дело в том, что вовлечение в проституцию приносит вред окружающим (хотя и не столь серьезный), нарушая свободу граждан. Однако наказанию подлежат только женщины. Мужчины юридической ответственности за вовлечение женщин в занятие проституцией не несут, хотя само посредничество в проституции наказуемо. Неравенство между мужчинами и женщинами в этом вопросе вызывает протесты со стороны участниц женского движения. Выдвинут ряд предложений о наказании мужчин за вовлечение в проституцию. Эти предложения заслуживают внимания и должны быть учтены в ходе будущей правовой реформы, которая, на наш взгляд, должна развиваться не по пути расширения круга уголовно наказуемых действий, а скорее по пути пересмотра мер наказания за вовлечение в проституцию.

Согласно закону 1958г. к действиям, способствующим проституции, относятся: посредничество в проституции, вовлечение в проституцию силой или под угрозой, заключение контракта на проституцию, предоставление места (создание условий), денежных средств для проституции, содержание публичных домов и т. п. Перечисленные формы паразитирования на проституции наносят вред обществу, в первую очередь самим проституткам.

До сих пор в Японии существует и профессиональная проституция, охватываемая так называемым Бориокуданом — преступной организацией, которая принуждает девушек к проституции. Типичной, является ситуация, когда молодая, девушка приезжает в город из сельской местности и оказывается втянутой в проституцию. В настоящее время эта деятельность приобретает международный характер: чаще всего в ловушки, расставленные Бориокуданом, попадают девушки, приезжающие в Японию из азиатских стран.3

Однако эффективность правового контроля за действиями, способствующими проституции, невысока. Уголовная статистика показывает, что число выявленных преступлений такого рода снижается.4 Однако вряд ли следует ожидать реального снижения уровня организованной проституции в ближайшие годы. Следовательно, необходимы и соответствующие юридические меры, в том числе эффективный контроль со стороны полиции.

При этом внимание должно быть уделено и тому, что изменения в характере современной проституции (т. е. ее новые формы) привнесли новые элементы в сознание и быт самих проституток. Зачастую они рассматривают свое занятие как вид работы, приносящий более легкий заработок. Среди проституток возрастает число представительниц молодого поколения, которые занимаются преимущественно новыми формами проституции (клубы свиданий, банки любви, одноместные бани и т. д.). Уличные проститутки в целом старше и беднее. Мотивы проституции в этой группе непосредственно связаны с необходимостью получения средств к существованию. Диапазон мотивации среди молодых проституток белее широк (например, стремление к развлечениям и др.).

Действия, способствующие проституции, можно разделить на две группы.

К первой из них относится прямое управление (контроль) проститутками с использованием силы или угроз. Такие действия должны быть строго наказуемы без каких-либо оговорок.

Во вторую группу следует включить действия по контролю над проститутками. при котором прямого применения силы нет. Такого рода контроль осуществляется агентами (посредниками), которые предоставляют место, заключают с проститутками контракт, а также содержат публичные дома, используют их для того, чтобы вести паразитический образ жизни. Вопрос о том, следует ли наказывать за такие действия, остается открытым.

В этом плане может оказаться полезным опыт стран, осуществляющих правовую политику частичной декриминаличапии проституции (например. Канада и Австралия). Подобный подход в Японии развития не получил, однако необходимость пересмотра уголовной политики по этому поводу очевидна.

Итак, проституция — сложная социальная проблема, решить которую исключительно уголовно-правовыми средствями невозможно. Это доказывает более чем 30-летний опыт действия закона о проституции и Японии.

Наиболее реалистичен либеральный подход к решению проблемы. Это путь анализа (пересмотра) эффективности уголовно-правового контроля и декриминализации действий, способствующих проституции, с учетом современных изменений типов и форм проституции, сознания самих проституток. Выбор этого пути, безусловно, должен сопровождаться изучением реального уровня и характера проституции, включая опасность влияния преступных организаций, эксплуатирующих проституток.

* Профессор Осакского городского университета.

1 В сравнении с аналогичным опросом общественного мнения в 1976г. процент ответов, в которых предлагается наказывать за простую проституцию, имеет тенденцию к увеличению (с 42,0 до 45,7%), та же тенденция прослеживается в отношении к наказанию партнеров (с 55,3 до 66,7%).

2 Аналогичная тенденция наблюдается в отношении азартных игр, порнографии и даже абортов, которые называют «преступлениями без жертвы».

3 По отношению к проституткам преступные организации чаще всего выступают в качестве агентов — посредников или хозяев. Число членов преступных организаций, обвиненных в действиях, способствующих проституции, составляют в целом до 10%, и возросло до 14,1% в 1984г. Поскольку число молодых женщин, приезжающих из азиатских стран (в основном из Тайваня, Кореи, Филиппин и Таиланда), также возрастает, то увеличивается и число женщин из этих стран, которым предъявляется обвинение в проституции. Начиная с 1980г. их количество заметно возросло (до 240% в 1984г.).

4 Исключением является рост числа таких преступлений с 1980г., однако сейчас их количество составляет примерно половину «пика», который отмечался в1959г.


• ЗАКОН © 1999-2017 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150