18 декабря, понедельник
 

С.В. Проценко
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАН АТР ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИВЕДЕНИЕ В НЕГОДНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ИЛИ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Правовые системы стран АТР весьма разнообразны в силу различия их цивилизаций, традиций, особенностей исторического развития уголовной юстиции и довольно редким по сравнению с другими странами сочетания континентального и общего права.
Юридическая техника континентальной Европы была реципирована Японией, Китаем, Сиамом. Французская колонизация привела к принятию кодексов во Французском Индокитае и в Камбодже; Япония после введения у себя кодексов ввела их и в Корее. Бирма, напротив, подверглась в основном влиянию общего права1. Мы рассмотрим действующие уголовные кодексы двух государств Китая и Японии, государств, одно из которых руководствуется коммунистическими идеями и целями, а другое придерживается принципов либеральной демократии.
В Японии в настоящее время действует с известными изменениями и дополнениями Уголовный кодекс, который был принят в 1907 году.
Следует особо подчеркнуть, что современное уголовное законодательство Японии образуют не только УК, но и специальные уголовные законы, уголовно-правовые нормы не уголовного законодательства и нормативные акты местного значения2.
Уголовно-правовые санкции за нарушения в сфере функционирования дорожно-транспортных средств, за действия, создающие опасность для воздухоплавания, за насильственный захват воздушных судов предусмотрены специальными законами. Такие нормативные акты, с одной стороны восполняют пробелы в УК, а с другой - серьезно осложняют работу органов правосудия.
Преступления, состоящие в нарушении движения транспорта, рассматриваются главой 11 УК Японии. Разрушение или загораживание наземного или водного пути либо моста нарушившее движение транспорта наказываются лишением свободы на срок до двух лет или денежным штрафом, если же вышеуказанные деяния повлекли смерть или телесное повреждение другого лица, то назначается наказание, установленное за телесное повреждение, если это наказание является более строгим (ст. 124 УК).
В один ряд с "нарушениями движения транспорта" законодатель ставит создание опасности для движения транспортных средств на паровой или электрической тяге и судов (далее - транспортные средства). Так, если в результате повреждения железной дороги или сигнального знака на ней, а равно разрушения маяка или буя либо иным способом создана опасность для движения транспортных средств то лицо создавшее опасность, наказывается лишением свободы на срок до двух лет (ст. 125 УК).
Диспозиция ст. 127 УК Японии охватывает все совершенные преступные деяния, предусмотренные ст. 125 УК, повлекшие за собой крушение, потопление или разрушение транспортного средства, в котором не находились люди, при нахождении людей в транспортном средстве ответственность наступает согласно ст.126 УК. Исключением являются случаи поджога, сжигания либо затопления транспортных средств, которые используются в качестве жилья для людей или в которых находятся люди (ст. 109; ст. 119 УК).
По УК Японии наказуемо не только само деяние, нарушившее движение транспорта или создавшее опасность для движения, но и покушение на него.
Не смотря на то, что по общему правилу УК рассматривает умышленные преступления и не считает наказуемым действие, совершенное при отсутствии умысла, однако это правило не относится к случаям, по которым закон содержит специальное положение (ст. 38 УК). По таким случаям в Особенной части УК предусматривается специальная оговорка, которая рассматривается как исключение из общеустановленных правил. В сфере транспортной деятельности таким исключением являются случаи, когда лицо по неосторожности создало опасность для движения транспортных средств, либо вызвало крушение, разрушение или потопление транспортного средства, а также совершение подобных действий лицом, осуществляющим соответствующий род занятий (ст. 129 УК).
Таким образом, мы можем констатировать, что в УК Японии преступления, состоявшие в нарушении движения транспорта, квалифицируются в зависимости от формы вины на: а) умышленные (разрушение, повреждение, загромождение путей сообщения и создание опасности для движения транспортных средств); б) неосторожные (создание опасности для движения транспортных средств, крушение, разрушение или потопление транспортного средства, а также совершение подобных действий лицом, осуществляющим соответствующий род занятий).
Вступивший в силу с 1 октября 1997 г. УК Китайской Народной Республики3 относит транспортные преступления к деяниям, направленным против общественной безопасности, и помещает их в главу 2 с соответствующим названием. Согласно УК, уголовному преследованию подвергаются повреждения, как повлекшие за собой серьезные последствия на транспорте, так и не повлекшие, но способные привести к крушению и создающие опасность уничтожения либо нанесшие вред общественной безопасности.
Можно выделить три группы объектов, которые законодатель стремится защитить от повреждений такого рода с помощью уголовно-правовых санкций (лишением свободы на срок от 3 до 10 лет):
- повреждение поезда, автомобиля, трамвая, корабля, воздушного транспортного средства, способное привести к крушению и создающее опасность уничтожения этих транспортных средств, но не повлекшее за собой серьезных последствий (ст. 116 УК);
- повреждение железнодорожных путей, мостов, тоннелей, транспортных магистралей, аэродромов, фарватеров, маяков, указателей, а также совершение иных подрывных действий, могущих привести к крушению и создающих опасность уничтожения поезда, автомобиля, трамвая, корабля, воздушного транспортного средства, но не повлекшее за собой серьезных последствий (ст. 117 УК);
- повреждение оборудования, в котором используются электричество, газ или легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества, нанесшее вред общественной безопасности, но не повлекшее за собой серьезных последствий (ст. 118 УК).
Если вышеизложенные повреждения повлекли за собой серьезные последствия, то предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет, бессрочное лишение свободы или смертная казнь. Неудачная попытка совершения указанных преступлений также наказуема (ст. 119 УК).
Смертная казнь, согласно ст. 48 УК КНР, применяется только к преступным элементам, совершившим тягчайшие преступления. Наступление же серьезных последствий при повреждении транспортных средств, транспортных сооружений, электрического и газового оборудования, оборудования, в котором используются легко воспламеняющиеся и взрывчатые вещества, даст основания для признания этих преступлений тягчайшими и, следовательно, позволяет применять к лицам, их совершивших, смертную казнь.
Анализ статьи 115 УК КНР позволяет сделать вывод о том, что под "серьезными последствиями" следует понимать человеческие жертвы, тяжелые увечья или смерть, а также причинение серьезного ущерба, как государственному, так и частному имуществу.
Нетрудно убедиться, что с принятием нового УК КНР сфера уголовной репрессии в области безопасного функционирования транспорта в современном Китае значительно расширилась, а криминализационные тенденции возобладали над декриминализационными. Но признать эти тенденции негативными было бы опрометчиво. Дело в том, что новый УК КНР, исходит из необходимости соответствия уголовного законодательства Китая Конституции Китая и его международно-правовым обязательствам. В этом смысле законодатель Китая всего лишь отразил в УК КНР 1997 г. объективные потребности государства в установлении в изменившихся условиях нового круга уголовно-правовых запретов.
Следует признать, что содержащиеся в уголовном законодательстве Японии и Китая нормы о разрушении, повреждении и иных способах приведения в негодность транспортных средств или путей сообщения отражают не только специфические особенности их конструкций, но и различный подход законодателя к выбору криминализационных критериев в борьбе с данными преступлениями.

• ЗАКОН © 1999-2017 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150