18 декабря, понедельник
 

Я.Г. Крылова
ПОНЯТИЕ И ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ЯПОНИИ

Преступность - неизбежное явление социальной жизни, но опыт Японии показывает, что основной задачей в борьбе с преступностью выступает не сколько ее полное искоренение, что неосуществимо, столько:
- стабилизация на уровне, обеспечивающем высокую степень раскрываемости преступлений;
- снижение удельной доли умышленных тяжких преступлений в общем объеме совершенных преступлений;
- эффективное применение мер уголовно-правовой ответственности, что, в первую очередь, должно выражаться в снижении рецидивной преступности, и т.д.
В Японии создана не общегосударственная (в смысле участия всех государственных и муниципальных органов), а общенациональная система борьбы с преступностью, включающая широкую сеть активно действующих общественных формирований граждан. Средством реализации уголовной политики Японии является деятельность государственных, административных органов и общественных организаций, а именно: правительственные "Программы экономического и социального планирования"; локальные программы комплексного предупреждения преступности; деятельность по предупреждению преступности, осуществляемая органами реабилитационной защиты; деятельность муниципальных органов, предпринимателей в области охраны объектов, деятельность ученых и научных учреждений, комитетов самоуправления, соседских комитетов, ассоциаций родителей и учителей, движения старших братьев и сестер.
Как такового понятия "уголовная политика" в Японии не существует. Говорится, что "вся совокупность криминологических исследований проникнута учением о мерах борьбы с преступностью". "Теория мер борьбы с преступностью" воспринимается как нечто относительно обособленное от теории причин преступности (рассматриваемых в курсе криминологии). В некоторых случаях "теории мер борьбы с преступностью" придают самостоятельный характер и называют ее "наукой уголовной политики". В этом смысле термин "наука уголовной политики" нередко используется как близкий и даже аналогичный терминам "уголовной науки" и криминологии. Сам термин аналогичен российскому понятию "уголовная политика".
В настоящее время общепринято понимание уголовной политики как системы мероприятий по контролю над преступностью, однако ведется оживленная полемика вокруг вопроса о содержании этого понятия, прежде всего - о его объеме, круге субъектов, видах включаемой в нее деятельности.
Европейские и российские криминологи обращают внимание главным образом на проблемы уголовного права и уголовно-правовой политики, предметом которой является борьба с преступностью средствами государственного принуждения. Японские, напротив, на более широкие проблемы социальной политики борьбы с преступностью, что предполагает использование всех средств, имеющихся в распоряжении государства и общества.
Рассматривая особенности уголовной политики Японии, следует отметить существование нескольких "систем": во-первых, системы предупреждения преступности в широком смысле, которая охватывает чуть ли не все области социальной жизни; во-вторых, совокупности специфических целенаправленных государственных мер, то есть предупреждения в узком смысле; в третьих, институализированного контроля на государственном и муниципальном уровнях и неформального контроля; и, наконец, ранней превенции и предупреждения повторной преступности.
Успешная реализация уголовной политики в Японии обусловлена, во-первых, высоким уровнем социально-экономического развития страны, демократическими условиями жизни общества, общим уровнем культуры населения; во-вторых, особой ролью в сдерживании преступности практической уголовной политики.
По преобладавшему ранее мнению содержание "науки уголовной политики" образуют организационные принципы системы уголовных наказаний (где центральное место занимают наказания, связанные с лишением свободы) и проблемы применения этой системы. Однако такой подход ограничен. В последнее время многие авторитетные японские ученые высказывают мнение о том, что "теория мер борьбы с преступностью" должна также охватывать, например, и проблемы возмещения ущерба жертвам преступлений.
Значительные успехи достигнуты в области ресоциализации преступников. С целью предотвращения повторных преступлений в Японии стремятся не допускать излишнего "клеймения" лиц, преступивших закон, чтобы избежать формирования у них комплекса "преступной личности", "изгоя общества". Это достигается путем вывода (на стадии досудебного расследования) из сферы применения уголовного законодательства лиц, совершивших не столь тяжкие преступления; применения к подавляющему большинству подсудимых, признанных виновными, наказаний, не связанных с лишением свободы, или осуждения их к лишению свободы на непродолжительные сроки; дифференцированного подхода к обращению с заключенными; осуществления широкой программы контроля и воспитания в отношении лиц условно-досрочно освобожденных из мест заключения.
Не все преступные деяния рассматриваются правоохранительными органами Японии и не все из них на практике влекут уголовное наказание или применение мер безопасности. Отсев деяний, за которые не назначаются санкции, происходит многократно, на самых разных уровнях. В качестве примера можно привести введенный еще в 1968 году один декриминализирующий институт, применяемый при несоблюдении дорожно-транспортных правил. Если нарушение мелкое и нарушитель внес деньги на месте или уплатил позже, то прокурор не возбуждает уголовного дела. То есть применяется административная, а не уголовная, процедура. Эти правонарушения не учитываются уголовной статистикой. Однако если лицо отказалось от уплаты и признано виновным, на него налагается уголовная санкция в виде штрафа. В 1987 г. сфера применения этой системы была значительно расширена при пересмотре Закона о дорожном движении.
Хотя в теории и практической деятельности всех органов правосудия первостепенное значение придается функции специального предупреждения и реабилитации правонарушителей, концепция предупреждения преступности как цели применения наказания до сих пор законодательно не закреплена.
Характеризуя в целом влияние японского законодательства на практическое осуществление уголовной политики, следует отметить достаточно высокую степень его гибкости, позволяющую как осуществлять увеличение, так и сокращение масштабов формального вмешательства со стороны юстиции, как усиление, так и либерализацию карательного воздействия без изменения законодательства.


• ЗАКОН © 1999-2017 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150