18 августа, пятница
 

Б. МОЛЧАНОВ, М. ЖАНЧИВДОРЖ,
ОБЫЧНОЕ ПРАВО МОНГОЛИИ ОБ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

У монголов издревле сохранилась традиция любви и почитания матери природы, растительности и животных, родной земли и почвы. Обычай не трогать землю и воду связан с почитанием неба и земли, солнца и луны, к тому же и с тем, что рост национального богатства, поголовье скота зависели от природных и климатических условий .
До появления закона «Их Засаг» отношения монголов с природой и средой были тесно связаны с цивилизацией кочевников, что было главным признаком государственной и общественной жизни, о чем немало написано в традиционных и новых документах истории. Некоторые положения закона «Их Засаг» – это примеры законного утверждения норм и традиций владения землей, истоки которых восходят к периоду Модун Шаньюй, основания государства Хунну. В них говорилось, что «земля – это основа государства», нельзя отдавать своей земли, если даже бог попросит . Подчеркивалось, как важно любить и защищать даже частичку дикой земли, на которой не живут люди. Профессор Т. Сэнгэдорж отмечает, что в законе Чингисхана «Их Засаг» встречаются слова «плодородный мир» , которые привлекают особое внимание, как и то, что в ХII-м веке Ванхан Хэрэйд аймака создал заповедники на горах Богд и Хэн, которые вот уже 800 лет остаются заповедными местами в Улаанбаатаре. Теперь эти заповедники знамениты на весь мир.
Исторические документы подтверждают, что еще до закона «Их Засаг» монголы хранили и почитали окружающую среду, и в первый раз эти традиции были отражены в письменном источнике закона «Их Засаг». Например, китайский ученый Сайшиял в 34-м фрагменте своего варианта «Их Засаг» писал: «Так как монгольское государство главное внимание уделяло кочевому скотоводству, то особенно бережно относились к пастбищам, и существовал особый закон “О пастбищах”. Тех, кто портил пастбища, тяжело наказывали. Тех, кто после появления травы просверлит землю или сожжет пастбище, тех следует убить» .
Намсрайн Ням-Осор справедливо отмечает, что хотя это указание и кажется жестоким, но свидетельствует о непреклонном желании оставить последующим поколениям неизменный мир. Разработка закона «Их Засаг» неотделимо связана с именем великого сутяги (судьи), татара Шихи Хутаг (1180 – 1262 гг.). Впоследствии названный закон был обогащен устными указами и завещаниями Чингисхана. Так, Чингисхан наказывал: «После моего ухода из жизни при рассмотрении какого-либо дела советуйтесь между собой, и разрешить дело следует только на основе общего согласия и по закону. При этом преступление необходимо доказать и виновный должен осознать свою вину» .
Поэтому по закону «Их Засаг» Чингисхана тех, кто осквернял реку или воду в колодцах, серьезно наказывали. В этом законе было запрещено мыться в реке. Одним из основных положений закона была любовь к земле. Существовали нормы и законы, по которым монгольские роды и аймаки имели отдельные земли и охотились на своих территориях, а если посягали на другие земли, то происходили взаимные ссоры и тяжбы.
Земли, которые Чингисхан по своему указу давал во владение князьям, не были прямой их собственностью, а подлежали выбору последующих владельцев. По указу князья имели право управлять народом этих земель, площадь территории также принимали во внимание, отчего и до сих пор аймаки имеют четкие границы. Это означает, что в условиях кочевого быта самым важным являются территории пастбищ и стада скота, особыми являются и отношения людей скотоводческой судьбы, почитающих пастбища и стада.
В законе «Их Засаг» говорится: «Как только война прекратится, хороших лошадей для войны необходимо пустить на воду и пастбища, и запрещается ездить на них и заставлять их бежать, иначе грозит наказание смертью» . Тех, кто издевался над лошадьми, наказывали. Например: «Тех, кто бьет лошадей по голове и глазам, следует убить» (процитировано из «Сказания о делах черных татар»). В законе «Их Засаг», в летописи египетского историка Макризи говорится о «тех, кто моет одежду в речной воде, кто мочится в пепел и в домах». Положения этого закона передавались из поколения в поколение, как народная традиция и обычай: монгол не смешивает молоко с речной водой, если проливают на землю, то капают на лоб, чтобы разделить грязь, места с пеплом считают чертовскими, мочиться в воду непристойным делом и т. д.
Эти традиции и обычаи зародили жизненно важную связь любви к родной земле и природе, и современное значение закона «Их Засаг» состоит в том, что сохранилась девственная природа Монголии через поколения до наших дней. Нормативный характер этого традиционного мышления выявил способность к выживанию закона «Их Засаг».
Много новых идей, происходивших от закона «Их Засаг», можно увидеть в трудах первого бурятского ученого Доржи Банзарова , ученого Внутренней Монголии Тунжины Улзий, монгольского ученого Чулууны Далай. Например, ученый Улзий особо отметил важность выявления очагов мышления, исходящих от древних монголов, особенно в отношениях человека и космоса или человека и земли . Конкретными фактами этих очагов, по его мнению, являются закон «Яса» и «Сокровенное сказание Монголов». В частности, в ст. 219-й «Сокровенного сказания монголов» говорится, что Чингисхан выпустил указ Сорхоншару: «Селитесь на земле Мергедов (меркитов) Сэлэнгэ, осваивайтесь. От поколения к поколению, считая колчаны, наслаждайтесь пищей и соками! Не попадайте в девять бед и потерь» .
Это положение психологического характера, узаконивающее связь между человеком и природой. Оно сохраняет коренные понятия патриотизма и национального единства. Это свидетельство того, что завещание Чингисхана не исчезло бесследно внутри народа, так как самым главным его наследием является закон «Их Засаг». Б.Я. Владимирцов, цитируя Чингиcхана по этому поводу, подчеркивал, что, пока члены Золотой Орды непреклонно будут соблюдать неизменный и вечный закон «Их Засаг», его наказы и учение, Чингисхан верил, что его империя, поддерживаемая вечным небом, будет вечно господствовать в мире и здравии . Это подтверждают отношения человека и природы, народные обычаи и традиции, пословицы и напутствия, эпос и история. Закон «Их Засаг» узаконил и утвердил связь монгольского человека с монгольской землей; мы можем считать, что традиции государственности сохранены и унаследованы новой Конституцией Монголии, законами о земле и недрах земли, воздушном пространстве и т. д.
Говоря о политике наказаний закона «Их Засаг», вновь подчеркнем присущий характер уважения к природе и земле. Об этом свидетельствуют следующие строгие положения: «…если возник пожар на пастбище или кто-либо побьет лошадь по голове и глазам, то следует убить виновного». Главная идея смысла наказаний по закону «Их Засаг» состоит в защите матери-земли и территорий, в предотвращении посягательств на вечные ценности, так как у человечества нет более дорогой ценности, чем Родина, среда его обитания.
Смысл таких относительно легких наказаний, как штраф двумя, пятью и девятью девятками голов скота, наказание виновного плетью, заключается в том, чтобы образумить человека, предотвратить преступления против природы и человеческого общества. Штраф поголовьем скота не только плата виновных, но и плата за ущерб, нанесенный природе. Другими словами, закон «Их Засаг» XIII века указывает на связь монголов с землей и кочевым скотоводством, на стремление ввести, пользуясь современной терминологией, экологическое мышление. Его тенденцией стала передача из поколения в поколение традиций кочевой цивилизации в первозданном виде, которые дошли до наших дней, обновляясь и обогащаясь, в виде особых, неповторимых традиций национальной культуры и быта. Именно поэтому мы приходим к выводу, что закон «Их Засаг» способствовал сохранению в первозданном виде в Монголии девственной природы, являющейся частичкой мировой природной среды.
Еще одна тема, которую мы должны упомянуть, – это тесная взаимосвязь земли и человека с государственной и военной организацией. Например, в фрагменте 14 закона сказано, что люди могут находиться под ведомством установленных десяток или стотысяч, но не могут самовольно переходить в другие войсковые единицы или в другие места и прятаться; нарушившие этот указ будут наказаны перед военным строем казнью, а тех, которые соберутся вместе, ждут еще более тяжкие наказания76.
Одно из военных положений закона гласит, что, если невеста берется из другого рода и аймака, мужчина должен оставаться на своей земле, в составе своего десятка и сотни, охраняя свою землю. То, что за нарушение этого указа наказывали казнью, совпадало с современным понятием измены родине, за которую следует казнить. Можно считать, что мужчины, оставшиеся в родном месте на всю жизнь, были лишены свободы, но тот, кто был силен и умен, мог получить образование и стать десятником, сотником и тысячником, независимо от родового происхождения.
Таким образом, историческая заслуга закона «Их Засаг» состоит в том, что он не только явился ядром политики государства и общества, но и стал основным методом реализации политики защиты родной земли и страны.
Нельзя не отметить, как закон «Их Засаг» рассматривал и отражал тему природы в аспектах права и исторической правды. Мы раньше упомянули, что этот вопрос занял в законе «Их Засаг» подобающее место, во-первых, в отношении земли и территорий, во-вторых, в отношении охраны хотя бы маленькой части природы, так как природа является главной собственностью человека. Многие документы подтверждают, что началом реализации этих положений был период правления Угэдэя. Угэдэй обновил 10 статей закона «Их Засаг», и его особым требованием было «разумно потреблять дары природы».
Хан Угэдэй постоянно ходил на рынок, в монастырь и другие присутственные места, где разговаривал с людьми. Однажды он встретил продавца ягод и на следующий день издал указ о посадке ягод и выращивании овощей. За то, что князь Тимур хорошо организовал эту работу, хан наградил его и назначил начальником Каракорума . Затем он распространил закон Чингисхана «Их Засаг» на большие территории, внес дополнения, усовершенствовал его и высек на 64-х стальных пластинах, установленных в столице Каракоруме. Известно его высказывание: «Расширив свое государство на широких просторах, я дал мир и покой народу». Наше внимание привлекает то, что были установлены 64 пластины, и если каждый фрагмент был написан на отдельной пластине, то возникает предположение, что закон «Их Засаг», возможно, состоял из 64 статей и эта преемственность, нашла свое отражение в 64-х тетрадях последующих законов и сохранилась до сих пор . Угэдэй организовал рытье колодцев и орошение пустынных земель Гоби, которые еще с древних времен периода Хунну были неосвоенными просторами, он провел обновление местной организации и структуры, распределение воды и пастбищ. Эти новшества дали новый толчок развитию единой империи в ХIII веке.
Как уже было сказано, обычай не трогать землю и воду у монголов связан с почитанием неба и земли, солнца и луны. Это объясняется и тем, что рост национального богатства, поголовье скота зависели от природных и климатических условий, что подчеркивал ученый Ч. Жугдэр . С этим, видимо, связано положение обычного права о запрещении пить воду из рук и погружать руку в воду. Ученый США Джорж Вернадский, изучавший закон «Их Засаг», подробно осветил вопросы о порядке охоте . Также заслуживают внимания подробные заметки Плано Карпини о действии отдельных положений закона «Их Засаг»: «…не убивать животных копьем, не трогать яйца птиц, охотиться за исключением периода размножения, избегать ранения животных, четко различать животных, пригодных для охоты». Из этих документов следует, что в закон «Их Засаг» вошло много положений, защищавших природу и землю.
Эта традиция была продолжена в период правления хана Угэдэя, который и стремился правильно использовать природные условия столицы Каракорум. Для обеспечения условий оседлой жизни населения сажали овощи. Одного крестьянина, получившего хороший урожай моркови, наградили сотнями слитков серебра, другого человека, посадившего на окраине города несколько абрикосовых и ивовых деревьев, за каждое дерево наградили по одному слитку серебра. Сын Тулуяа, четвертый великий хан Монголии Мункэ твердо боролся по закону с разорителями природы, и когда в мае 1258-го года сын Асуд, охотясь, растоптал народные посевы, очень рассердился, сделал ему строгое замечание и наказал его вместе с его свитой . Есть документы, свидетельствующие о том, что когда во время войны с государством Южного Суна один воин, нарушив указ (засаг), отобрал луковицу, посаженную крестьянином, и съел, то его наказали, зарубив насмерть .
В.А. Рязановский в своей книге, опубликованной в Харбине, под названием «Является ли монгольское право правом обычным», писал, что в любой из периодов правления ханов Гуюк или Мункэ охотой занимались в соответствующее время и в силу потребности и жизненной необходимости, но в большой степени это было связано с военной подготовкой воинов. Тех, кто небрежно относился к охоте и добыче, строго наказывали. Запрещающие положения закона «Их Засаг» до сих пор сохранились в форме установившихся обычаев: в период размножения охотой не занимаются, не бросают тень на птичье гнездо, животных не ранят, охоту начинают не с первого встречного животного, а с самца, бесплодного, большого. Среди бурят Сэлэнгэ придерживались следующих законов: если один человек ранит животное ружьем, то второй человек обязательно должен добить раненое животное. Как разделить тушу между собой, также было четко указано.
Соблюдая баланс отношений природы и человека, а также с целью защиты природы, хан Угэдэй и государственные чиновники Елюй Чуцай, Илжигдэй, Чингай и другие рыли колодцы в пустыне Гоби, заново заселявшихся людей и скот обеспечивали достаточным количеством воды и травы. Предвидя возможные переселения людей и животных на другие земли, строили глинобитные дома, т. е. осуществляли необходимые работы.
Как отмечал известный ученый А. Амар, «во 2-м веке до н. э. монголы, проживавшие в аймаках вокруг горы Сумбэ, назвали свое государство по имени этой горы, ловили рыбу, употребляя в пищу, защитили кулана и дикую лошадь, издали указ о запрете вывоза из страны национального богатства – золота и стали» . Эти положения были заимствованы позднее законом «Их Засаг».
Таким образом, правила охоты также были узаконены. Правильное использование богатств природы было одной из древних традиций и норм. Закон «Их Засаг» утвердил правила защиты природы на государственном уровне и решил этот вопрос в тесной связи с военной политикой государства, что явилось большим событием в общественной жизни ХIII века.
Анализируя имеющиеся правовые источники и сравнивая их с другими иностранными документами и законами, мы можем прийти к выводу, что Монголия была одним из первых государств в мире, издавшим законодательство о защите природы, о гармонии природы и человека. Значение этого закона глубоко проникло в жизнь народа и превратилось в общие национальные традиции. Во многом благодаря этому природа Монголии сохранилась в своем первозданном виде и стала одним из заповедных мест в мире.
Остановимся кратко на том, какое влияние оказал закон «Их Засаг» на хозяйственную жизнь монголов. Являясь единым законом единого Монгольского государства, этот документ охватывал нормы всех отраслей, таких, как администрация, военное дело, судебное дело, гражданское право, торговля и коммерция, внешние отношения. Как уже упоминалось, в «Сказании о делах черных татар» говорилось: «...того, кто, когда появится трава, продырявит землю и того, кто сожжет пастбище, следует убивать всей семьей»86. Пастбище – это жизненный источник кочевого скотоводства, и не случайно во многих нормативных законах отражено стремление к сохранению и защите пастбищ. Древний обычай, существовавший еще у Хунну, о разграничении пастбищ, а затем и традиция Сяньби и Кидан защищать пастбища, возводя изгороди из ивовых ветвей, имеют общие характерные черты с этим положением закона «Их Засаг».
К сожалению, очень мало осталось в законе «Их Засаг» положений о скотоводстве. Первоначальной хозяйственной единицей скотоводства являлась одна семья, а семьи в городах были обложены определенным налогом на основе предоставления им самостоятельности.
В период правления хана Угэдэя (1229 – 1241) рыли колодцы, чтобы расширить пастбища. И, хотя в оставшихся фрагментах закона «Их Засаг» нет упоминания об этом, все-таки это была широкомасштабная работа, выполненная на больших пространствах земли.
Точнее сказать, «Их Засаг» был направлен на всемерную защиту экономики Монголии, основанной на кочевом скотоводстве. Для подтверждения этой мысли приведем еще один пример. В 1260 году борьба сыновей Тулуя Аригбека и Хубилая за престол закончилась в конце концов победой Хубилая. Когда Хубилай перенес столицу Монголии на юг и начал серьезные изменения в культурной, политической и даже в экономической жизни, внук Угэдэя Хайду, находившийся в то время в своих владениях (река Эрчис, Семиречье, Восточный Туркестан), встал против Хубилая. Борьба между ними продолжалась почти 40 лет. В разгар борьбы, в 1271-м году, Хайду ван собрал в бассейне реки Чуй преемственных ванов Цагаадая и Угэдэя и созвал Великий Курултай, на котором высказал решение все подчинить в интересах и нуждах ведения кочевого скотоводства, и если для этого необходимо будет, то даже разрушить свои дворцы и покои. Они определили свой главный лозунг: «Обычай кочевников – наследие наших дедов и жизнь наших детей»; и все это было подтверждено и защищено «Их Засагом» Чингисхана87.
Мы считаем, что закон «Их Засаг» был законом, уважавшим обычаи и нормы кочевников, учитывавшим повседневную деятельность монголов и методы ведения скотоводства и в дальнейшем создавшим фундамент для правильного развития классической кочевой цивилизации.
Посол Рима Плано Карпини, приехавший в Монгольское государство в 1247 году, отмечал: «В Монголии нет ссор, борьбы и убийств, люди взаимно мирны, редко бывают преступления, так как нет разбоя и краж, то сундуки и другие вещи хранятся без замков. Если иногда теряют скот, то кто-то хранит его или возвращает хозяину»92.
Посол Южного Сун Мэн Хун отмечал, что не видел ссор и борьбы внутри Монголии. Один арабский путешественник говорил: «Среди монголов не было кражи лошадей». Все эти свидетельства говорят, что единое монгольское государство своим законом «Их Засаг» смогло надежно защитить международный торговый путь.
«Ханы Великого Монгольского государства (Чингис, Угэдэй), особо поддерживая торговлю... строго запрещали... торговать несправедливо, эксплуатировать простых граждан и ухудшать их жизнь». Тем более строго наказывали или выгоняли с родных земель торговцев, пытавшихся, вместо продажи народу и скотоводам товаров широкого потребления, обманом продать роскошные с виду товары... Не забывали порядок взимания таможенных пошлин по международным нормам с богатых торговцев в зависимости от их доходов.
Как гласил основной закон развития экономики страны, самым главным и первоначальным условием такой системы является гарантия правовой защиты страны.

• ЗАКОН © 1999-2017 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150