17 июня, понедельник
 


О расследовании преступлений, связанных с невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, а также неисполнением решений суда .

Права работников на своевременное и в полном объеме получение вознаграждения за свой труд защищены Конвенцией № 95 Международной организации труда от 8.06.49, гарантируются Конституцией' Российской Федерации (п. 3 ст. 37) и охраняются трудовым законодательством (ст.ст. 2, 15,96КЗоТРФ).
Вопросы оплаты труда в настоящее время решаются непосредственно на предприятиях, в учреждениях и организациях (далее-организации), которые самостоятельно определяют виды, системы оплаты, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала. Все перечисленное фиксируется в коллективных договорах, иных организационно-распорядительных документах (положениях, инструкциях, приказах и т.д.)
Установленные в организации тарифные ставки (оклады), формы оплаты труда могут периодически пересматриваться в зависимости от достигнутых производственно-хозяйственных результатов и финансового положения, но не могут быть ниже установленного государством минимального размера оплаты труда.
Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, а также лиц, работающих в органах представительной и исполнительной власти, осуществляется централизованно на основе Единой тарифной сетки.
В трудовом договоре (контракте) указывается размер тарифной ставки (должностного оклада) работника по профессии (должности), квалификационному разряду и квалификационной, категории, предусмотренный в коллективном договоре или ином организационно-распорядительном документе.
По соглашению сторон может быть установлен и более высокий размер оплаты труда, чем в соответствующем акте (соглашении), если это не противоречит правилам, действующим в организации.
Кроме размера, тарифной ставки (должностного оклада) в трудовом договоре предусматриваются различные доплаты и надбавки стимулирующего и компенсационного характера: за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, классность, ученую степень, отклонение от нормальных условий труда и другие. В трудовом договоре также указывается размер доплат за совмещение профессий или должностей, который определяется по согласованию сторон с учетом сложности выполняемой работы, ее объема, занятости работника на основной и совмещаемой работе.
Под другими выплатами помимо основной заработной платы подразумеваются входящие в ее состав выплаты за сверхурочную работу, работу в ночное, время и праздничные дни, а также оплата простоя не по вине работника, премии, различные надбавки, установленные законодательством о труде и коллективными договорами (оплата времени отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей, перерывов в работе кормящих матерей, льготных часов работы подростков, выходного пособия при увольнении и иные).
Различные виды поощрения работника, действующие в организации, также могут быть отражены в контракте и индивидуальном трудовом договоре.
Уголовно-правовая характеристика преступлений
Нарушение руководителями организаций законодательства об оплате труда, выплате пенсий, стипендий и пособий является одной из основных причин коллективных трудовых споров, забастовок, массовых акций протеста. Других действий, дестабилизирующих общественный порядок в стране.
В 1999 г. в связи со сложной социально-экономической обстановкой в стране и необходимостью обеспечения конституционного права граждан на оплату труда федеральным законом введена уголовная ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособии и иных выплат согласно ст. 145-1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ).
Уголовная ответственность предусмотрена за невыплату свыше двух месяцев указанных денежных средств руководителем организации независимо от форм собственности из корыстной или иной личной заинтересованности.
Одним из условий этой ответственности является, как правило, наличие у организации денежных средств для соответствующих выплат в течение времени невыплат или времени, непосредственно предшествовавшего этим невыплатам. К числу условий ответственности могут также относиться факты расходования средств, предназначенных на указанные выплаты, на другие цели (нецелевое расходование средств).
Двухмесячный срок невыплаты отсчитывается со дня, установленного для осуществления рассматриваемых выплат в соответствующей организации.
Ответственность по данной статье несут только руководители организаций или лица, официально их замещающие. Если имеет место коллективное руководство, то ответственность несет лицо, на которое возложена обязанность по обеспечению начисления и выплаты заработной платы, иных выплат и принятие соответствующих решений по этим вопросам. Вина этих лиц характеризуется прямым умыслом, т.е. руководители или иные лица осознают, что совершают невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат и желают этого. Неначисление заработной платы может являться доказательством направленности умысла на невыплату денежных средств.
Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий и пособий может являться следствием халатности, т.е. неисполнения или ненадлежащего исполнения должностными лицами своих обязанностей. Учитывая, что преступная невыплата заработной платы и иных платежей может совершаться только с прямым умыслом, при халатности следует ставить вопрос только об уголовной ответственности по ст. 293 УК РФ.
Мотивом преступления выступает корыстная или иная личная заинтересованность.
1) Под корыстной заинтересованностью понимается совершение преступления в целях получения материальной выгоды для виновного лица или других лиц (денежных средств, другого имущества или права на его получение, прав на жилую площадь и т.п.), полного или частичного избавления от материальных затрат (возврата имущества, долга, оплаты услуг, выполнения иных имущественных обязательств и т.п.). При этом для наступления ответственности не требуется, чтобы цель была достигнута. Главное, чтобы, совершая преступление, виновный руководствовался корыстным мотивом, возникшим до его совершения или в процессе совершения.
2) Иная личная заинтересованность охватывает все другие, противоречащие интересам службы в данной организации побуждения личного характера. Ими могут быть карьеризм, подхалимство, протекционизм, месть, зависть, семейственность и т.д. По своему существу эти мотивы низменные, антиобщественные, безнравственные. Ответственное лицо, руководствуясь такими побуждениями, стремится извлечь выгоду лично для себя, родных или близких, друзей, приятелей, лиц, от которых находится в той или иной зависимости, либо заинтересовано в благоприятном для него отношении.
Отягчающим обстоятельством признано совершение преступления, повлекшее тяжкие последствия.
Тяжкими последствиями можно признать массовое увольнение работников по причинам, связанным с невыплатой заработной платы, дезорганизацию работы предприятия, заболевание работника или членов его семьи в связи с отсутствием средств на питание и лечение, выселение их из жилых помещений вследствие образования задолженности по квартплате, иным коммунальным платежам и др. К ним можно также отнести самоубийство или попытку к самоубийству потерпевшего или членов его семьи из-за отсутствия материальных средств к существованию. Размер невыплаченной заработной платы и иных выплат, а также количество работников, которых коснулись указанные невыплаты, на квалификацию преступления не влияют. Однако, если сумма невыплаченной заработной платы и иных выплат представляется значительной для потерпевшего или невыплаты коснулись большей части работников организации, то это также может быть отнесено к тяжким последствиям.
Договоры гражданско-правового характера (договор подряда, авторский договор, договор поручения и т.д.), предусматривающие оплату произведенных работ, основываются на положениях Гражданского кодекса РФ, поэтому действие ст. 145-1 УК РФ на них не распространяется.
Ответственность за неисполнение вступившего в законную силу решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению, предусмотренная ст. 315 УК РФ, в полной мере распространяется на судебные решения, вынесенные по вопросам невыплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат.
Неисполнение решения суда совершается путем бездействия и является длящимся преступлением. Оно начинается с момента получения представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации соответствующего судебного акта (если он должен быть исполнен немедленно) или с момента указанного в нем срока и оканчивается при выполнении содержащихся в судебном акте требований, либо, если они так и не были выполнены, - при возбуждении уголовного преследования виновного лица.
Неисполнение должно быть злостным. Это оценочное понятие толкуется органами предварительного следствия и судом. Оно может означать игнорирование неоднократных требований и напоминаний судебных органов и судебных приставов исполнить решение, открытый и дерзкий отказ от его выполнения; волокиту и др.
Воспрепятствование исполнению судебного решения - активное действие, состоящее в создании помех для его реализации. Если эти действия сопровождаются насилием или угрозами в адрес судебного работника, может идти речь также о применении ст. 296 УК РФ. При - неисполнении судебного акта, касающегося имущества, подвергнутого описи или аресту, ответственность наступает по ст. 312 УК РФ.
Воспрепятствование может также выражаться в длительном неисполнении без уважительных причин документа, обязывающего должника произвести выплату заработной платы, пенсии, стипендии, пособий и иных выплат в срок, установленный судебным приставом-исполнителем на основании судебного акта при условии двукратного наложения судебным приставом штрафа на должника и продолжающегося после этого бездействия.
Неисполнение судебного решения самим судебным работником является должностным преступлением.
Неисполнение судебного акта совершается с прямым или косвенным умыслом, воспрепятствование его исполнению - с прямым умыслом.
Некоторые нормативные и иные акты (помимо вышеуказанных) регулирующие выплату заработной платы и иных социальных выплат:
Указ Президента Российской Федерации от 19.01.96 № 66 "О мерах по обеспечению своевременной выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных социальных выплат";
Указ Президента Российской Федерации от 26.03.97 № 268 "Об усилении контроля за использованием средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты заработной платы";
Указание Генерального прокурора РФ от 28.02.96 № 14/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства 6 своевременной выплате заработной платы";
Указание Генерального прокурора РФ от 9.04.97 № 13/7 "Об обеспечении действенности прокурорского надзора за законностью использования средств федерального бюджета, выделяемых на заработную плату и социальные выплаты населению";
Федеральный закон от 21.07.97 "Об исполнительном производстве" и статья 340 ГПК РФ.
Возбуждение уголовных дел
Поводами к возбуждению уголовных дел по - признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 145-1 и 315 УК РФ, могут быть:
заявления работников организаций, письма граждан, сообщения контролирующих (КРУ Минфина РФ, органов Федерального казначейства, федеральных инспекций труда, органы Федерального казначейства, федеральные инспекции труда, налоговая инспекция и др.) и правоохранительных органов (налоговая полиция, органы внутренних дел и др.), органов власти - иных учреждений и организаций, в том числе общественных, публикации средств массовой информации. Кроме того, уголовные дела могут быть возбуждены при непосредственном обнаружении преступления органами дознания, следствия или судом. На судебных приставов согласно ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" возложена обязанность направлять в прокуратуру материалы, в которых содержится информация о преступлениях, предусмотренных ст. 315 УК РФ. Направлению таких материалов предшествует возбуждение исполнительного производства с установлением сроков добровольного исполнения, нарушение которых влечет за собой применение штрафных санкций. Предварительная проверка, осуществляемая по делам этой категории, требует ознакомления следователей с этими материалами. Наличие такого исполнительного производства подтверждает факт злостного неисполнения судебного решения, поэтому в ходе предварительного следствия эти документы должны быть изъяты, осмотрены и приобщены к материалам уголовного дела, а судебный пристав-исполнитель опрошен. В дальнейшем он должен быть допрошен в качестве свидетеля.
Для установления признаков совершения преступных действий по невыплате заработной платы и иных платежей в ходе проверки в зависимости от обстоятельств невыплат следует истребовать следующие документы:
1) учредительные документы организации - устав и (или) учредительный договор, в том числе изменения к учредительным документам;
2) решение о государственной регистрации;
3) договор аренды на помещение, в котором располагается организация (для установления ее местонахождения), и сведения из инспекции МНС России;
4) первичные документы об установлении, начислении и выплате заработной платы и иные документы бухгалтерского учета, а именно:
приказ о приеме на работу или протокол общего собрания коллективного органа (протокол совета директоров) в случае приема на должность генерального директора;
трудовое соглашение (отсутствие трудового договора или контракта не является основанием к невыплате заработной платы, поскольку в соответствии со ст. 18 КЗоТ РФ фактическое допущение к работе считается заключением трудового договора независимо от того, был ли прием на работу надлежащим образом оформлен);
коллективный договор;
приказ о переводе на другую работу или перемещении;
лицевые счета;
приказ о прекращении трудового договора;
табели учета рабочего времени;
наряд на сдельную работу;
маршрутный лист;
правила внутреннего трудового распорядка;
выписка из протокола собрания о ставках повременщиков;
листок о нетрудоспособности;
приказ об учетной политике организации;
положение об оплате труда, премировании, материальном стимулировании;
финансовые документы о движении денежных средств в данной организации (счета, платежные требования, документы бухгалтерского учета), о кредиторской и дебиторской задолженности, о прибыли и ее распределении и т.д.;
другие документы нормативного и организационного характера.
На основании данных первичных документов составляются расчетные, платежные, расчетно-платежные ведомости. Ведомости могут составляться в целом по предприятию или отдельно по его структурным подразделениям. Конкретная форма ведомостей закрепляется в приказе по учетной политике.
Исследуя названные документы, можно выявить лиц, которые их составляли и подписывали, период, за который установленные законом выплаты были начислены, период, за который эти выплаты не производились, а также суммы начисленных к выплате денежных средств и невыплаченные суммы.
В обязательном порядке должны быть получены объяснения от руководителей организаций, руководителей бухгалтерий и кадровых служб о причинах задержек выплаты заработной платы и иных выплат.
Кроме того, следует получить объяснения от лиц, в отношении которых допущена задержка выплаты заработной платы, пенсии, стипендии или пособия.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела по ст.315 УК РФ истребуется объяснение от судебного пристава-исполнителя о злостном неисполнении предполагаемым виновным лицом вступившего в законную силу судебного решения, которое в соответствии со ст. 85 Федерального закона "Об исполнительном производстве" выражается в повторном неисполнении без уважительных причин исполнительного документа при наличии более одного постановления о наложении на должника штрафа, а также о факте воспрепятствования исполнению судебного решения, выражающегося в совершении активных действий.
Запросы в различные органы для получения необходимой информации направляются:
руководителям предприятий, учреждений и организаций по вопросу предоставления сведений о выполнении действующего законодательства об оплате труда и иных выплат с направлением соответствующих документов;
в налоговые органы с целью получения актов проверок, сведений о деятельности предприятий, о доходах их руководителей;
в контрольно-ревизионные органы для получения актов ревизионных проверок подконтрольных им предприятий, учреждений, организаций;
в органы ОЭП районных РУВД о наличии материалов проверок в отношении руководителя конкретного предприятия, организации и принятых по материалам решениях;
в регистрирующие органы о получении регистрационных и учредительных документов на коммерческие организации;
в районные отделения службы судебных приставов о материалах исполнительного производства в отношении должника;
в органы внутренних дел, медицинские учреждения о документах, подтверждающих наличие у потерпевшего тяжких последствий в связи с нарушением его трудовых прав;
в организации Федерального казначейства о поступлении бюджетных средств на выплаты.
В соответствии со ст. 108 УПК РСФСР уголовное дело может быть возбуждено только в тех случаях, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки преступления.
Поскольку обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 145-1 УК РФ, является совершение преступления из корыстной или иной личной заинтересованности, требуется установление этого признака в материалах проверок или ревизий. В противном случае проверки следует проводить в качестве общенадзорных. И только при выявлении корыстной или иной личной заинтересованности решать вопрос о возбуждении уголовного дела. Споры, возникающие между работниками и администрацией предприятий по поводу невыплаты заработной платы, к числу коллективных трудовых споров, регулируемых Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", не относятся.
Расследование уголовных дел
Первоначальные следственные действия
Приступая к расследованию уголовного дела, необходимо изучить нормативную базу по исследуемым вопросам, а также:
1) выяснить организационно-правовую форму проверяемой организации;
2) изучить системы и формы оплаты труда в ней;
3) привлечь при необходимости специалистов.
В дополнение к ранее полученным документам могут быть истребованы паспорт предприятия, где указано его полное и сокращенное наименование; юридический и фактический адреса; учредительный документ с номером и датой государственной регистрации. Кроме того, выясняются: форма собственности; основные финансовые показатели (выборочно); месячный, квартальный и годовой фонды оплаты труда (план, факт); дебиторская и кредиторская задолженность; среднемесячная зарплата (по различным категориям персонала).
Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.07.93 "О государственной тайне" сведения о нарушениях прав и свобод человека и гражданина засекречиванию не подлежат. Данные о совершении нотариальных действий, которые могут потребоваться при выяснении мотивов преступления, выдаются по запросам органов прокуратуры в связи с находящимися в их производстве уголовными делами (ст. 5 ''Основ законодательства Российской Федерации о нотариате").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.91 № 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" определены следующие документы, которые могут быть истребованы: учредительные документы; документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и о платежеспособности организации; сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности, численности работающих и их зарплате; об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут выдаваться по требованию органов прокуратуры по возбужденным уголовным делам (ст. 26 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности"). К указанным сведениям относится и информация о счетах негосударственных пенсионных фондов и производимых ими выплат негосударственных пенсий (ст. 15 Федерального закона от 08.04.98 "О негосударственных пенсионных фондах").
Необходимо проверить наличие в организации следующих документов по оплате труда: коллективных договоров; приказов по системе оплаты труда; положений об оплате труда, премировании и поощрительных выплатах (надбавки, доплаты, компенсации, районные коэффициенты, тарифные сетки и ставки); трудовых договоров (контрактов) с потерпевшими в письменной форме, в том числе содержащих условия оплаты труда и выплаты заработной платы. Следует также выяснить, проводилась ли за исследуемый период индексация оплаты труда.
Специалистами, которые привлекаются для консультаций, проведения проверок -и ревизий, могут быть представители Федеральной инспекции труда Минтруда России, Контрольно-ревизионного управления Минфина РФ, Федерального казначейства при Минфине РФ, МНС России и другие.
Предмет доказывай и я
В предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 145-1 УК РФ, входит установление:
права работников (работника) предприятий, учреждений и организаций на получение заработной платы и иных установленных законом выплат;
видов конкретных выплат в данной организации;
факта невыплаты заработной платы, пенсии, стипендии, пособия и др. свыше двух месяцев;
лиц, не получивших в установленные сроки заработную плату и иные предусмотренные законами выплаты;
количества потерпевших;
сроков невыплаты заработной платы и иных выплат;
размера задолженности по зарплате и иным выплатам помесячно;
погашения задолженности в течение исследуемого периода, (когда и в каких суммах);
движения денежных средств организации на банковских счетах;
руководителя организации и иных лиц, несущих ответственность за своевременные выплаты работникам;
причин несвоевременной выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат;
мотивов бездействия руководителя предприятия, учреждения, организации;
наличия обстоятельств, отягчающих или смягчающих уголовную ответственность;
причиненного ущерба и возможных мер по его возмещению.
По данной категории уголовных дел в зависимости от рассматриваемых вопросов должны быть допрошены следующие группы свидетелей:
потерпевшие-истцы;
работники бухгалтерии предприятия, организации и учреждения;
работники отдела кадров по вопросам подготовки ими различных приказов, связанных с выплатой вознаграждения работникам;
работники банка, на расчетных счетах которого аккумулируются денежные средства предприятия, учреждения, организации;
работники коммерческих служб предприятия, занимающиеся оформлением различного рода документов о выплатах и расчетах предприятия;
работники региональных служб социальной защиты населения;
работники региональных центров по начислению пенсий и пособий гражданам;
работники региональных центров по расчету и учету жилищных компенсаций;
работники Государственной инспекции труда по материалам актов проверок, проведенных на данном предприятии;
работники территориальных органов опеки и попечительства;
работники налоговой службы по фактам выявленных нарушений в связи с различными выплатами заработной платы;
судебные приставы по поводу имеющихся в исполнительном производстве данных о неисполнении судебных решений по вине руководителя предприятия, учреждения, организации.
При необходимости проводятся обыски, выемки документов и осмотр, признание их вещественными доказательствами.
Установление несвоевременности выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат, а также количества пострадавших не представляет большой сложности. Осмотр документов (расчетно-платежные и расчетные ведомости на выплаты, лицевые счета и др.), допросы работников организации и бухгалтерии, руководителей позволяют в полной мере выяснить эти вопросы.
При массовой невыплате зарплаты для установления всех потерпевших следует иметь в виду, что учетом личного состава предприятия занимается отдел кадров, а на предприятиях среднего и малого бизнеса - специальный работник, назначенный руководителем предприятия, либо бухгалтер. Бухгалтерия предприятия на основании первичных документов открывает на каждого работника карточку-справку или лицевой счет с указанием данных для накапливания ежемесячных сведений о заработке с целью расчета среднего заработка.
Нередко производится несанкционированная нормативными актами выплата заработной платы товарным эквивалентом. Такая выплата допускается только с согласия работника. При отсутствии согласия и невыплате заработной платы свыше двух месяцев, при наличии для этого денежных средств, должна наступать ответственность, предусмотренная ст. 145УКРФ.
Причины несвоевременности денежных выплат установить довольно сложно. Как правило, руководители организаций ссылаются на отсутствие средств или бюджетного финансирования. Такие факты действительно имеются и связаны с недостаточным финансированием бюджетной сферы и - несвоевременной оплатой заказчиком продукции, выполненных работ и услуг.
В этом случае можно говорить о крайней необходимости (ст. 39 УК РФ) и о прекращении уголовного дела. Одновременно при наличии основания ставится вопрос перед прокурором о проверке причин отсутствия финансирования и невыполнения заказчиком своих обязанностей по договорам (контрактам).
Вместе с тем эти заявления подлежат тщательной проверке с участием специалистов. Истребуются соответствующие банковские документы о платежеспособности организации и состоянии ее расчетных счетов, прослеживается движение по ним денежных средств, проверяется своевременность их поступления из бюджетов всех уровней, от заказчиков продукции (работ и услуг) и доведения до организации, а также непосредственных получателей.
Для обобщения информации о суммах начисленной оплаты труда, удержаниях из нее, выплатах и задолженности организации перед работниками служит счет № 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". На данном счете учитываются расчеты заработной платы всех работников организации как состоящих в штате, так и не входящих в списочный состав. Учет ведется по всем видам заработной платы, премиям, пенсиям работающим пенсионерам и всем остальным выплатам. При необходимости назначается бухгалтерская экспертиза. По кредиту счета № 70 отражается задолженность организации перед работником по оплате труда: суммы оплаты труда, начисленные работникам (в корреспонденции со счетами затрат на производство во всех формах); суммы оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков и вознаграждения за выслугу лет; суммы начисленных пособий за счет взносов в Фонд государственного социального страхования, пенсий и т.д.
По дебету счета № 70 отражаются суммы выплаченной заработной платы, премий, пособий, а также начисленных налогов и платежей по исполнительным документам.
Таким образом, на основании записей, сделанных по счету № 70, можно получить обобщенные данные о сумме заработной платы и иных видов выплат, начисленных всем работникам организации, о сумме удержаний и выплат, произведенных в погашение задолженности, и об остатке этой задолженности.
Исследование этого счета и других документов позволяет установить период, за который начислена оплата труда и иные выплаты конкретному работнику или коллективу организации в целом; период, за который эти выплаты не производились; конкретные суммы как выплаченной, так и невыплаченной заработной платы и иных видов выплат; кем эти документы были составлены и подписаны.
Возможности организации для своевременной выплаты заработной платы и иных выплат можно установить путем анализа ежедневного движения денежных средств на счетах в банке и кассе. С этой целью необходимо проанализировать данные банковского лицевого счета организации за определенный период и данные кассовой книги организации. Суть такого анализа заключается в сопоставлении данных о приходе и расходе как безналичных денежных средств, так и наличных денег. Чем значительнее размер денежных средств на банковских счетах организации, тем с большей вероятностью можно утверждать, что она располагает достаточными средствами для текущих расходов и платежей. Вместе с тем наличие незначительных остатков на банковских счетах (в первую очередь, в дни выплаты заработной платы и иных выплат) вовсе не означает, что организация неплатежеспособна, так как средства могут поступить в течение ближайших дней (из бюджета, от организаций-контрагентов во исполнение их обязательств по заключенным договорам). Кроме того, некоторые виды активов организации при необходимости могут быть легко превращены в денежную наличность, которая в свою очередь может быть использована для выплат работникам.
Анализ и проверка законности расходования денежных средств
При анализе и проверке законности расходования денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы и иных социальных выплат, надо иметь в виду, что в соответствии со ст. 855 Гражданского кодекса РФ при наличии на счете средств, достаточных для удовлетворения всех требований, в том числе по выплатам заработной платы и иным социальным выплатам, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления от клиента распоряжений и других документов.
При недостаточности денежных средств на счете их списание осуществляется в следующей очередности:
в первую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований по взысканию алиментов;
во вторую очередь - по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту;
в третью очередь удовлетворяются требования закона, вытекающие из трудовых правоотношений;
в четвертую очередь - отчисления в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд занятости.
Только после этого производятся все остальные списания как в бюджетных организациях, так и в коммерческих структурах в порядке поступления исполнительных документов.
Требования каждой последующей очереди погашаются после полного погашения требований предыдущей. При недостаточности для взыскания денежной суммы они удовлетворяются пропорционально.
Выявив в ходе расследования уголовного дела значительные задержки в перечислении денежных средств, устанавливаются: уровень на котором они произошли (федеральные органы исполнительной власти, органы субъектов Российской Федерации или местного самоуправления; кредитно-банковская система; предприятия, учреждения, организация); лицо, принявшее решение; мотивы принятия этого решения; способ и цели использования денежных средств соответствующими руководителями. При необходимости проверяются личные счета виновных лиц для выявления поступивших на них денежных сумм и их источников.
При установлении фактов хищений бюджетных или иных денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендий, пенсий, пособий или иных выплат, их присвоения, растраты или использования иным путем в личных целях руководителями квалификация по ст. 145-1 УК РФ не вызывает больших осложнений, поскольку корыстный мотив этих преступных деяний очевиден. В данных случаях требуется квалификация преступных действий по совокупности составов преступлений.
Этими же побудительными мотивами можно признать установление руководителями себе и другим работникам организации не предусмотренных законодательством надбавок и выплат, определение при наличии задолженности в регионе или на предприятии своим заместителям, подчиненным работникам окладов, значительно превышающих размеры должностных окладов госслужащих центрального аппарата федеральных органов, премий и материальной помощи, необоснованное предоставление отдельным лицам ссуд, материальной помощи и авансов значительных размеров.
Преступлением, совершенным из иной личной заинтересованности можно признать и невыплату руководителем заработной платы в целях обеспечения регулярного ее получения лично и приближенными лицами.
Отдельно стоят вопросы невыплаты заработной платы в связи с отсутствием денежных средств на счетах предприятий или иных коммерческих структур, обусловленным умышленным (при наличии возможности) непринятием руководителями действенных мер по взысканию дебиторской задолженности за продукцию, произведенные работы и оказанные услуги. Если будет установлено, что такое бездействие объясняется корыстной или иной личной заинтересованностью руководителя, не обеспечившего своевременной выплаты заработной платы и других социальных выплат, то его действия подлежат квалификации по ст.145-1УКРСФСР.
При нецелевом использовании денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и пособий мотивы действий или бездействия виновных лиц могут выразиться в использовании этих средств кредитными организациями для выдачи ссуд, размещении в коммерческих банках с целью получения дополнительной прибыли, погашении кредитов, предоставлении работникам администрации краткосрочных беспроцентных ссуд, повышении своим работникам параметров размеров оплаты труда, сверх установленных федеральным законодательством, приобретении жилья для рабочих и служащих, служебных автомобилей, оргтехники и т.д.
Нередко руководители объясняют нецелевое использование бюджетных и иных денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы, необходимостью поддержать хотя бы на минимальном уровне жизнеобеспечение предприятий (организаций), закрепить квалифицированные кадры, поддержать материально семьи рабочих и служащих, что может служить смягчающим их вину обстоятельством, а в ряде случаев - основанием для освобождения от уголовной ответственности.
В связи с этим важное значение приобретает привлечение специалистов контрольно-ревизионных органов к расследованию уголовных дел. Правовым основанием для этого являются нормы уголовно-процессуального законодательства (в частности, ст. 70 УПК РСФСР), Положение о контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов РФ и субъекта Российской Федерации (в числе основных функций управления указано проведение документальных ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций любой формы собственности по мотивированному постановлению правоохранительных органов). Налоговый кодекс РФ, Закон "О государственной службе в РСФСР". Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 1998 г. Министерству финансов РФ и Министерству по налогам и сборам РФ предписано обеспечить неукоснительное исполнение положений федеральных законов о выделении по требованию правоохранительных органов специалистов для участия в проведении проверок и ревизий по материалам и уголовным делам о правонарушениях в сфере экономики.
Кроме контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ документальные проверки могут проводить аудиторские фирмы (см. Временные правила, аудиторской деятельности, Указ Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2283), ведомственные ревизионные подразделения.
Проведение судебно-экономических (судебно-бухгалтерских) экспертиз
Нередко возникает необходимость в проведении судебно-экономической (судебно-бухгалтерской) экспертизы.
В ходе экспертного исследования оцениваются: структура и динамика кредиторской и дебиторской задолженности, порядок формирования фонда заработной платы, динамика погашения задолженности по ней, порядок начисления и выплаты заработной платы, состояние претензионно-исковой работы по взысканию дебиторской задолженности и другие показатели работы организации.
Зачастую поводом для невыплаты в установленный срок заработной платы и других выплат, как указывалось выше, является длительное непогашение дебиторской задолженности покупателями, заказчиками и другими партнерами по хозяйственной деятельности. В то же время руководители организаций, заключая коммерческие сделки без документального оформления, получают наличные денежные средства, которые скрывают от учета, чтобы не выплачивать официально заработную плату и необходимые суммы в бюджетные и внебюджетные фонды.
С целью сокрытия невыплаты заработной платы в установленные сроки производится начисление и последующее депонирование соответствующих сумм якобы по причинам неполучения работником причитающихся ему выплат. Однако депонирование может производиться и в силу реального отсутствия на счете денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы. Все эти обстоятельства могут быть исследованы, проанализированы и оценены в процессе документальной проверки (ревизии) и судебно-экономической экспертизы.
Любая финансово-хозяйственная операция, связанная с расчетами (расходом или поступлением денежных средств), влияет на величину балансовой прибыли и другие экономические показатели, поэтому одной из основных задач экономической экспертизы является оценка 4)финансово-хозяйственной деятельности юридического лица на основе анализа бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отчетных документов, представленных в налоговые, статистические и иные официальные органы.
Объектами судебно-экономической экспертизы являются документы, содержащие исходные данные, относимость, допустимость и достоверность которых может быть установлена средствами экономического анализа. Эксперту должны быть предоставлены подлинные документы бухгалтерии и статистической отчетности, подписанные лицами, отвечающими за их достоверность, и имеющие отметки налоговых и других официальных органов, а также необходимые первичные учетные документы и документы бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордера, оборотные ведомости, хозяйственные договоры, платежные документы, кассовые документы, выписки банка о движении денежных средств по счету).
В результате обыска могут быть изъяты неофициальные записи, которые ведут руководители, работники бухгалтерии для учета финансово-хозяйственных операций, не отраженные в официальных документах. Эти записи подлежат направлению эксперту для исследования и учета влияния скрытых операций на результаты финансово-хозяйственной деятельности.
На разрешение судебно-экономической (судебно-бухгалтерской) экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
за счет каких источников финансируется деятельность организации;
каково целевое назначение средств, поступивших в организацию в определенный период;
каково финансовое положение юридического лица в период невыплаты работникам заработной платы и иных установленных законом выплат;
каковы причины образования задолженности по заработной плате, структура задолженности, размер и сроки формирования задолженности;
имелись ли в период образования задолженности по заработной плате реальные источники ее погашения;
имелись ли скрытые от учета источники поступления денежных средств в организации, каков размер поступивших таким образом средств и направление их использования;
каково состояние претензионно-исковой работы по взысканию дебиторской задолженности;
каков размер причиненного материального ущерба. Для установления размера материального ущерба, причиненного одному, нескольким работникам предприятия (организации) или целому коллективу целесообразно истребовать копии табеля учета рабочего времени на каждого работника и расчета заработной платы, расчетно-платежные ведомости за соответствующий период. Для расчета пенсий и пособий открывается специальный лицевой счет на каждого работника.
С учетом конкретных обстоятельств дела на разрешение эксперта могут быть поставлены и другие вопросы.
При наличии подозрений в хищении и нецелевом использовании денежных средств, предназначенных для выплаты заработной платы и иных выплат, важное значение приобретает взаимодействие с оперативно - розыскными службами органов МВД, ФСБ и ФСНП России, которым даются соответствующие письменные поручения.
Органы ФСНП России, действуя в пределах своей компетенции (см. Положение о федеральной службе налоговой полиции), осуществляют оперативно-розыскную деятельность по выявлению фактов сокрытия доходов от налогооблажения, уклонения от уплаты налогов, страховых взносов в государственные и внебюджетные фонды, а также иной противоправной деятельности, направленной на причинение ущерба государству. ФСНП России проводит также судебно-экономические и связанные с исследованием документов криминалистические экспертизы.
В процессе расследования преступлений указанной категории следователь взаимодействует также с судебными приставами, профсоюзными и общественными организациями.
Попутно специалистом может быть проверена законность применения вида, системы оплаты труда и размера тарифных ставок.
Установление размера причиненного ущерба и меры по его возмещению
Для установления размера причиненного материального ущерба определяются:
наличие, содержание и законность применяемых вида, системы оплаты труда и размера тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат работникам, включая руководителей, специалистов и служащих, рабочих, временных работников, совместителей;
наличие в организации документов по оплате труда и их законность;
коллективного договора; приказов, в том числе по системе оплаты труда;
положений о премировании, поощрительных выплатах (надбавок, доплат, компенсаций, районных коэффициентов, окладов, тарифных ставок);
трудовых договоров (контрактов) в письменной форме и условий оплаты труда в них;
вознаграждения по итогам годовой работы и т.д.
правомерность индексации оплаты труда и соблюдение при этом прав работников;
законность удержаний из заработной платы;
правомерность применения денежных поощрений за успехи в работе;
наличие льгот для оплаты труда отдельным категориям работников:
государственным служащим, работникам транспорта, связи, сельского хозяйства, лесной промышленности и др. на сезонных и временных работах, совместителям, надомникам, наемным работникам в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в здравоохранении, образовательных учреждениях и др.
Для обеспечения возмещения работникам ущерба, причиненного невыплатой заработной платы, стипендий, пенсий и пособий, применяются общие положения, установленные уголовно-процессуальным законодательством.
Законом СССР от 12.06.90 "О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" наложение ареста на имущество (принятие мер по обеспечению гражданского иска) внесено в перечень неотложных следственных действий. В ст. 119 УПК РСФСР указанные дополнения не включены. Однако в соответствии с Законом РСФСР от 24.10.90 данная норма должна применяться.
Для розыска имущества, подлежащего описи, могут быть использованы не только процессуальные средства, но и оперативно-розыскные мероприятия, а также помощь общественности.
При решении вопроса о наложении ареста на имущество предприятия, учреждения или организации следует исходить из того, что такой арест может быть наложен лишь в том случае, если обвиняемый является его владельцем или совладельцем и если имеются основания полагать, что сокрытые средства обращены в собственность этого предприятия.
Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений
Следователю необходимо обратить внимание на законность и обоснованность решений местных органов власти и управления по использованию средств, выделяемых на заработную плату и иные выплаты. Имели место случаи, когда решениями местной администрации часть этих бюджетных средств незаконно перечислялась в их внебюджетные фонды, что не позволяло в полной мере выплачивать заработную плату.
Другими обстоятельствами, препятствующими исполнению работодателем в полной мере законодательства об оплате труда, являются многочисленные нарушения со стороны коммерческих банков, которые в своих интересах задерживают исполнение поручений клиентов по бюджетным и другим перечислениям денежных средств.
Нарушения трудовых прав граждан обусловлены также бездеятельностью администрации предприятий, низким уровнем организации работы юридических служб, поверхностным подходом к оформлению договорных отношений.
Требуется реагировать и на факты невыполнения заказчиком договорных обязательств по своевременной оплате продукции, что приводит к отсутствию средств на выплату заработной платы и перечисление в Пенсионный фонд.
Обвинительное заключение

При составлении обвинительного заключения следует учитывать специфику предмета доказывания состава преступления, предусмотренного ст. 145-1 УКРФ.
В фабуле обвинительного заключения отражается должностное положение обвиняемого, указываются установленные на этом предприятии даты выплат конкретных категорий платежей и дата последней выплаты. Затем дается характеристика периода невыплаты, в частности отмечается, что он превышает двухмесячный срок, требуемый для квалификации содеянного по ст. 145-1 УК РФ.
В случаях невыплаты заработной платы всем работникам предприятия нужно указать общее число работников и общую сумму задолженности. Эта сумма будет отправной точкой к исчислению незаконной "прибыли", полученной руководством предприятия, и доказательством корыстной направленности невыплаты.
Особенно детально и тщательно требуется изложить последствия, наступившие от рассматриваемых невыплат, обоснование не только самого факта их наступления, но и причинной связи с невыплатой.
При возбуждении и расследовании уголовных дел о неисполнении решений судебных органов (в части невыплаты заработной платы, стипендий, пенсий, пособий и иных выплат) не всегда учитывается, что субъектом данного преступления является конкретное должностное лицо, поэтому в ряде случаев необоснованно возбуждаются, а затем прекращаются дела, по которым, например, решение о невыполнении судебного постановления принято коллегиальным органом (советом директоров акционерного общества и т.п.).
Предметом доказывания по данным уголовным делам является:
установление факта получения виновным лицом приговора или решения суда, вступившего в законную силу, о выплате заработной платы, стипендий,пенсий или пособий;
выяснение причин неисполнения судебного решения, а равно воспрепятствования исполнению судебного решения и мотивов действий должностных лиц;
определение признаков, которые позволили бы отнести невыполнение судебного решения к категории злостного.



• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150