18 ноября, понедельник
 

Викторов И.С., Баранова И.В., Ашиткова Т.В.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ




Предисловие....................…………………………………………………………...
4


1. Правовое регулирование в сфере донорства крови и ее компонентов…….…

4


2. Методика проведения проверок исполнения законодательства о донорстве крови и ее компонентов………………………………………..………………..


7


3. Типичные нарушения законодательства .………………………………………

11


4. Меры прокурорского реагирования………………………………………...…..

13


Список нормативных правовых актов……………………………………….……

13














ПРЕДИСЛОВИЕ

В статье 41 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются соответствующие федеральные программы укрепления здоровья населения. Стихийные бедствия, террористические акты, локальные войны стали реалиями наших дней. При ликвидации их последствий одновременно требуются технические средства спасения, лекарственные препараты, а также кровь и ее компоненты. Поэтому донорство крови является важным государственным мероприятием, а донору, рискующему собственным здоровьем в интересах охраны жизни и здоровья других людей, государство гарантирует комплекс специальных прав и льгот.
Вместе с тем, как показывает анализ материалов прокурорских проверок, практически повсеместно допускаются нарушения законодательства о донорстве крови. В большинстве субъектов Российской Федерации до настоящего времени не приняты соответствующие программы развития донорства крови и ее компонентов. Донорам не предоставляются в полном объеме предусмотренные федеральным законодательством льготы, имеются задолженности по выплатам денежной компенсации донорам за сданную кровь, органами государственной власти и местного самоуправления не финансируются учреждения здравоохранения, осуществляющие заготовку, переработку, хранение крови и ее составляющих.
Вышеизложенное позволяет говорить о необходимости акцентирования внимания прокуроров на рассматриваемом направлении и обеспечения ими надлежащего надзора за исполнением Закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов».
Настоящие рекомендации призваны оказать методическую помощь прокурорам в организации и проведении соответствующих проверок.

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ДОНОРСТВА КРОВИ
И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере донорства крови и ее компонентов в Российской Федерации, обеспечения комплекса социальных, экономических, правовых и медицинских мер по организации донорства и защите прав донора, является Закон РФ от 09.06.93 № 5142-I «О донорстве крови и ее компонентов» (далее - Закон о донорстве), которым определены критерии законности действий при сдаче и взятии крови (ст. 1):
во-первых, донорство крови и ее компонентов - добровольные действия лица, которые могут осуществляться как на безвозмездной, так и на платной основе;
во-вторых, донором крови и ее компонентов может быть только дееспособный гражданин в возрасте от 18 до 60 лет, прошедший предварительное медицинское обследование;
в третьих, процедура взятия от донора крови должна быть безопасна для здоровья гражданина.
В ст. 8 Закона о донорстве закреплено, что донор подлежит обязательному страхованию за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции. Медицинское обследование донора перед сдачей крови и ее компонентов и выдача справок о состоянии его здоровья производятся бесплатно. Донору возмещается ущерб, причиненный в результате повреждения его здоровья в связи с выполнением донорской функции, в том числе расходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, социально-трудовую и профессиональную реабилитацию.
В зависимости от количества сданной крови донорам предоставляются различные льготы, а субъекты Российской Федерации вправе устанавливать самостоятельно дополнительные региональные льготы (ст. ст. 9 и 10 Закона о донорстве). Кроме того, согласно ст. 11 Закона о донорстве граждане, награжденные знаком «Почетный донор России», имеют дополнительные льготы.
Государственные гарантии в социальной сфере в первую очередь затрагивают трудовые правоотношения. Например, в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день медицинского обследования работник, являющийся донором, освобождается от работы на предприятии, в учреждении, организации независимо от форм собственности с сохранением за ним среднего заработка за эти дни. Военнослужащий, являющийся донором, освобождается от несения нарядов, вахт и других форм службы. Инвалидность донора, наступившая в связи с выполнением им донорских функций, приравнивается к инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья (ст. ст. 8 и 9 Закона о донорстве). Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ также определен перечень гарантий и компенсаций, предоставляемых работнику в случае сдачи им крови и ее компонентов (ст. ст. 165 и 186).
Статьей 12 Закона о донорстве установлены обязанности донора. Так, гражданин, изъявивший желание стать донором крови и ее компонентов, должен сообщить известные ему сведения о перенесенных им и имеющихся у него заболеваниях, а также об употреблении им наркотических средств. В случаях умышленного сокрытия сведений о состоянии своего здоровья он несет ответственность, если такие действия повлекли или могли повлечь существенное расстройство здоровья реципиентов.
Законом о донорстве (ст.16) установлена ответственность должностных лиц организаций здравоохранения за нарушение порядка заготовки, переработки, хранения крови, ее компонентов и применения препаратов из донорской крови.
Заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов осуществляют организации здравоохранения, являющиеся государственными и муниципальными учреждениями, государственными и муниципальными унитарными предприятиями. В учредительных документах таких организаций заготовка, переработка, хранение донорской крови и ее компонентов должны быть указаны в качестве основной деятельности (ст.13 Закона о донорстве).
На основании Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 №499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» утвержден перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию, в который входит заготовка органов и тканей в медицинских целях. В ранее действовавшем постановлении Правительства РФ от 21.05.2001 №402 «О лицензировании медицинской деятельности» этим понятием охватывались в том числе заготовка, переработка и хранение донорской крови и ее компонентов. В настоящее время данная деятельность лицензируется Минздравом России либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соглашения с Минздравом России о передаче соответствующих полномочий.
Важную роль в рассматриваемой сфере, особенно с учетом ряда трагических последствий переливания в медицинских учреждениях не проверенной должным образом крови, играет Федеральный закон от 30.03.95 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», в развитие которого постановлением Правительства РФ от 13.10.95 №1017 «О правилах проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции)» доноры крови подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию, которое проводится бесплатно. Лица, у которых выявлена ВИЧ-инфекция или которые отказались от обязательного медицинского освидетельствования, не могут быть донорами крови. Кровь, ее компоненты, препараты из донорской крови, консервирующие растворы, выпускаемые организациями службы крови, подлежат обязательному контролю со стороны Управления по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России и его территориальных органов.
При подготовке к проверке необходимо обратить внимание на отдельные ведомственные нормативные акты. Например, приказом Минздрава России от 14.09.2001 №364 утвержден Порядок медицинского освидетельствования донора крови и ее компонентов, в котором перечислены виды донорства (донорство крови, донорство плазмы, в том числе иммунной, донорство клеток крови), классифицированы доноры (активные доноры, доноры резерва), установлен порядок учета и обследования доноров; дан перечень документов, которые представляют активные доноры; определены способы обследования доноров и перечислены противопоказания к донорству. Приказом Минздрава России от 29.11.93 №282 утвержден ряд документов, в том числе Инструкция о порядке проведения государственного контроля качества препаратов крови, кровезаменителей и консервирующих растворов и положения о Центральной и зональной лабораториях государственного контроля и изучения качества препаратов крови, кровезаменителей и консервирующих растворов. Совместное письмо Минздрава, Минтруда, Фонда социального страхования России от 09.09.93 №05-5/422-5, 1622-КВ, 114-214 дает разъяснения о порядке предоставления некоторых дополнительных льгот донорам.
Поскольку специальных норм возмещения материального ущерба и морального вреда в рассматриваемой сфере правоотношений нет, применяется общий порядок, установленный главой 59 Гражданского кодекса РФ.
Прокурору в ходе проверки необходимо помнить, что законодатель предусмотрел не только ответственность должностных лиц за неисполнение ими своих обязанностей, но и уголовную ответственность за незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235 УК РФ), за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237 УК РФ).
Также следует учитывать и отдельные судебные решения, влияющие на практику правоприменения. Так, определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 № 68-О «По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов» установлено, что льготы и компенсации, предоставляющиеся донорам, являются обязательными и органы власти всех уровней должны учитывать соответствующие расходы при формировании своих бюджетов.

2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ДОНОРСТВЕ КРОВИ И ЕЕ КОМПОНЕНТОВ

С учетом характера проводимой проверки прокурор составляет план и формулирует перечень вопросов, подлежащих выяснению. Для этого необходимо всесторонне проанализировать нормативную базу, регламентирующую деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц учреждений, предприятий и организаций в рассматриваемой сфере, а также имеющуюся в прокуратуре информацию, дающую представление о состоянии законности в их работе.
Целесообразно обратить внимание на принятые названными субъектами нормативно-правовые и исполнительно-распорядительные акты по вопросам донорства. При необходимости нужно выяснить, чем было вызвано принятие того или иного акта, какие цели он преследовал и укрепил ли правовой режим.
Для достижения положительных результатов в работе по выявлению и устранению нарушений законности рекомендуется организовать проверки в нижеприведенных органах и учреждениях.

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления наряду с другими вопросами выясняется:
разработаны и утверждены ли представительными органами субъектов Российской Федерации региональные программы развития донорства крови и ее компонентов, возложен ли контроль за их осуществлением на соответствующие органы здравоохранения (ст. 3 Закона о донорстве);
как органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают в пределах своих полномочий на соответствующих территориях выполнение государственных программ развития донорства крови и ее компонентов, финансирование и материально-техническую поддержку организаций здравоохранения, осуществляющих заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, предоставление донору льгот (ст. ст. 3 - 5 Закона о донорстве);
имеет ли место задолженность перед донорами по выплатам денежных средств за сданную кровь, чем она обусловлена;
выделяются ли средства на организацию работы по пропаганде донорства крови и ее компонентов (ст. 5 Закона о донорстве);
финансируется ли в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения лечение донора, сдавшего безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам (ст. 10 Закона о донорстве);
выдаются ли удостоверение «Почетный донор России» и нагрудный знак донора лицам, имеющим право на это звание и нагрудный знак (ст. 11 Закона о донорстве);
имели ли место факты незаконной приватизации государственного и муниципального имущества, закрепленного за организациями здравоохранения, осуществляющими заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов (ст. 13 Закона о донорстве);
принимаются ли меры ответственности к виновным должностным лицам в случаях халатности, злоупотребления своими должностными обязанностями.

В учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации обращается внимание на следующие вопросы:
а) осуществляется ли органами здравоохранения субъектов Российской Федерации контроль за реализацией программ развития донорства крови и ее компонентов (ст. 5 Закона о донорстве);
б) выполняются ли органами здравоохранения субъектов Российской Федерации государственные функции защиты прав доноров, предусмотренные ст. 8 Закона о донорстве, в том числе:
информируют ли должностные лица учреждений здравоохранения доноров о донорской функции и гарантиях сохранения их здоровья при сдаче крови и ее компонентов;
производится ли бесплатно медицинское обследование донора перед сдачей крови, а также выдача справок о состоянии его здоровья;
не причиняется ли вред донору при взятии крови и возмещается ли причиненный ущерб;
возмещается ли установленный законодательством ущерб донору, причиненный ему повреждением его здоровья в связи с выполнением им донорской функции, включая расходы на лечение, проведение медико-социальной экспертизы, социально - трудовую и профессиональную реабилитацию;
не было ли случаев отказа в признании инвалидности донора, наступившей в связи с выполнением им донорских функций, как наступившей вследствие трудового увечья;
не было ли фактов принуждения граждан к участию в донорстве, а если такие факты имели место, то какие принимались меры ведомственного контроля и реагирования;
соблюдается ли возрастной ценз при приеме крови;
проводится ли предварительное исследование крови на ВИЧ-инфекцию, сифилис и вирусный гепатит;
нет ли фактов использования донорской крови до получения результатов анализа крови;
отстраняются ли от повторных сдач крови доноры - носители опасных вирусных заболеваний;
проводится ли обязательное страхование доноров за счет средств службы крови на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции;
включаются ли средства на страхование в себестоимость крови;
нет ли фактов включения расходов на заготовку и переработку крови в счет обязательного медицинского страхования путем заключения договоров между организациями, заготавливающими кровь и станциями переливания крови;
в) привлекались ли должностные лица организаций здравоохранения к ответственности за нарушение порядка заготовки, переработки, хранения крови, ее компонентов и применения препаратов из донорской крови (ст. 16 Закона о донорстве);
г) исполняют ли органы здравоохранения субъектов Российской Федерации требования ст. 5 Закона о донорстве об обязанности предусматривать выделение дополнительных ассигнований на рассылку нагрудных знаков и удостоверений;
д) проводятся ли ведомственные проверки с целью выявления фактов работы медицинских учреждений и организаций без соответствующих лицензий на организацию донорства, заготовку, переработку, хранение крови, ее компонентов и препаратов, необходимость получения которых предусмотрена Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 №499.

В медицинских учреждениях и организациях следует выяснять:
являются ли учреждения, осуществляющие заготовку, переработку, хранение донорской крови и ее компонентов, государственными и муниципальными унитарными предприятиями;
содержат ли учредительные документы организаций системы здравоохранения указание на то, что заготовка, переработка и хранение донорской крови и ее компонентов являются их основной деятельностью (ст. 13 Закона о донорстве);
осуществляется ли функционирование данных организаций здравоохранения на основании выданной лицензии;
не нарушается ли установленный порядок вывоза донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови и не было ли случаев запрещенной законодательством продажи донорской крови, ее компонентов и препаратов из донорской крови в другие государства в целях извлечения прибыли (ст. 17 Закона о донорстве).

На предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, а также в воинских частях целесообразно проверить:
отпускают ли работников, являющихся донорами, в организации здравоохранения в день обследования и сдачи крови и ее компонентов с сохранением за ними среднего заработка (освобождаются ли военнослужащие, являющиеся донорами, от несения нарядов, вахт и других форм службы в эти дни);
предоставляют ли безвозмездно в случае выезда в соответствующие предприятия и учреждения медицинских работников необходимые помещения для взятия крови;
предоставляется ли работнику, являющемуся донором, если по соглашению с администрацией в день сдачи крови он вышел на работу (за исключением работ, связанных с особыми условиями труда), по его желанию другой день отдыха с сохранением за ним среднего заработка;
предоставляется ли донору по его желанию другой день отдыха или оплачивается не менее чем в двойном размере день сдачи крови, если сдача крови и ее компонентов произведена в период ежегодного отпуска, в выходной или праздничный день;
предоставляется ли донору дополнительный день отдыха с сохранением среднего заработка после каждого дня сдачи крови и ее компонентов (используется ли донором этот день по его усмотрению в другое время в течение года);
обеспечивается ли донор бесплатным питанием в день сдачи крови за счет средств соответствующего бюджета;
предоставляется ли донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) ее компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально допустимым дозам, пособие по временной нетрудоспособности при всех видах заболеваний в размере полного заработка независимо от трудового стажа; устанавливается ли донорам-студентам общеобразовательных учреждений надбавка к стипендии в размере 25% в течение 6 месяцев за счет средств соответствующего бюджета; выделяются ли по месту работы или учебы доноров в первоочередном порядке льготные путевки для санаторно-курортного лечения (ст. 10 Закона о донорстве);
не ущемляются ли дополнительные права граждан, награжденных знаком «Почетный донор России», в том числе на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме протезов из драгоценных металлов) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения, льготное приобретение лекарств со скидкой 50% от их стоимости, бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования (крое такси) городского и пригородного сообщения, а в сельской местности также на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) междугородного сообщения и другие, предусмотренные ст. 11 Закона о донорстве;
соблюдаются ли права граждан Российской Федерации, награжденных знаком «Почетный донор СССР», имеющих равные права и льготы с гражданами, награжденными знаком «Почетный донор России».

Чтобы проверить соблюдение донорами своих обязанностей необходимо выяснить:
не было ли фактов сокрытия гражданами, изъявившими согласие стать донорами крови и ее компонентов, известных им сведений о перенесенных и имеющихся у них заболеваниях, а также об употреблении ими наркотических средств (ст. 12 Закона о донорстве);
применялась ли установленная законодательством ответственность (гражданская, административная, уголовная) в отношении граждан, умышленно скрывших или исказивших сведения о состоянии своего здоровья, в случае, если такие действия повлекли или могли повлечь существенное расстройство здоровья реципиентов.

В ходе проверки изложенных выше вопросов прокурор самостоятельно, а в необходимых случаях с привлечением специалистов (консультантов, экспертов, аудиторов и др.) изучает правовое содержание региональных и местных программ развития донорства крови и ее компонентов, бюджеты на очередной финансовый год, учетные карточки и медицинские карты доноров, справки, выданные донорам, результаты лабораторных исследований, а также соблюдение условий их хранения, жалобы, заявления граждан, материалы гражданских и уголовных дел. По результатам проверки принимаются соответствующие меры реагирования на выявленные нарушения законодательства.

3. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Анализ практики прокурорского надзора показывают, что в большинстве регионов имеют место нарушения рассматриваемого законодательства, работа уполномоченных в данной сфере правоотношений органов является малоэффективной, на низком уровне остается внутриведомственный контроль.
В частности, донорам не предоставляются в полном объеме льготы, предусмотренные Законом о донорстве; органами государственной власти и местного самоуправления не финансируются организации здравоохранения, осуществляющие заготовку, хранение донорской крови и ее компонентов. В большинстве регионов не приняты государственные региональные программы развития донорства крови и ее компонентов.
Не выполняются требования ст. 3 Закона о донорстве в части утверждения программ представительными органами субъектов Российской Федерации. В некоторых регионах целевые программы утверждены главами соответствующих администраций.
В отдельных субъектах Российской Федерации имеет место задолженность по выплатам донорам за сданную кровь. Как результат - сокращение численности доноров, а также снижение плановых заготовок крови.
Установлены факты несоблюдения порядка взятия и исследования крови и ее компонентов, определенного ст. 14 Закона о донорстве. В учреждениях здравоохранения ряда областей переливание крови производилось без предварительного исследования на ВИЧ-инфекцию, сифилис и вирусный гепатит.
В большинстве субъектов Российской Федерации не осуществляется предусмотренное ст. 8 Закона о донорстве обязательное медицинское страхование доноров за счет средств служб крови на случай заражения этих лиц инфекционными заболеваниями при выполнении донорской функции.
Выявлены случаи отказа руководителей предприятий, учреждений, организаций своим работникам, привлекаемым к донорству, в предоставлении дня для медицинского обследования и сдачи крови с сохранением среднего заработка.
Не во всех структурных подразделениях трансфузиологической службы доноры обеспечиваются бесплатным питанием. В некоторых отделениях переливания крови доноры не получают бесплатного питания либо денежной компенсации с 1992г., а иногда питание доноров ограничивается хлебом и стаканом чая с сахаром.
Вследствие низкого уровня компенсационных выплат донорами, как правило, становятся малообеспеченные и социально неблагополучные граждане, сдача крови для которых является дополнительным или единственно возможным видом заработка. В связи с этим достаточно распространены факты «брака» крови, что объективно создает опасность распространения инфекционных заболеваний.
Доноры, награжденные нагрудным знаком «Почетный донор России», не обеспечиваются внеочередным лечением, бесплатным зубопротезированием, льготным приобретением лекарств, первоочередным санаторно-курортным лечением, им не в полном объеме предоставляются льготы по оплате коммунальных услуг.
Зачастую лечебные учреждения, занимающиеся заготовкой крови и ее компонентов, ограничиваются выдачей донорам справок о количестве сданной ими крови. В некоторых регионах награждение доноров происходит с нарушением требований постановления Правительства РФ от 26.08.95 №842 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке «Почетный донор России» и описании этого знака». В ряде случаев донорам, сдавшим кровь более 40 раз, не выдавались удостоверения почетного донора России и нагрудные знаки.

4. МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

Повышению эффективности прокурорского надзора может способствовать комплексное применение письменных и устных форм реагирования, а также повышение самого качества актов реагирования на выявленные правонарушения.
Выбор прокурором средства устранения нарушения законности напрямую зависит от его характера, степени вины нарушителя. Форму реагирования прокурор выбирает исходя из правовой оценки собранных в результате проверки материалов, руководствуясь Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и приказом Генерального прокурора РФ от 22.05.96 №30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».
В случаях выявления правовых актов, противоречащих законодательству о донорстве, прокурор в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты. При наличии достаточных оснований целесообразно ставить перед вышестоящими органами вопрос о дисциплинарной ответственности должностных лиц, издавших незаконный акт.
Наиболее распространенной формой прокурорского реагирования на нарушения в данной сфере прокурорского надзора остается представление. В нем прокурор, предлагая устранить нарушение законодательства, одновременно ставит вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной и материальной ответственности.
При наличии обстоятельств, требующих разрешения в судебном порядке, прокурор в соответствии с требованиями подведомственности и подсудности обращается с исковым заявлением либо с заявлением в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
В целях предупреждения готовящегося правонарушения и при наличии достоверной информации об этом прокурор вправе направить предостережение в соответствии со ст. 25-1 Закона о прокуратуре. При этом необходимо помнить, что данный акт объявляется только должностному лицу.
В случаях, когда противоправные действия содержат признаки уголовно наказуемых деяний, прокурор после соответствующей проверки на основании ст. 37 УПК РФ может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.


СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.93. М., 2002.
2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 №2202-I // СЗ РФ. 1995. №47.Ст.4472; 1999. №7. Ст. 878; №47. Ст. 5620; 2000. №2. Ст. 140; №32. Ст. 3341; 2001. №53 (Ч. I). Ст.5018; 2002. №26. Ст. 2523; №30. Ст. 3029; №40. Ст. 3853.
3. О донорстве крови и ее компонентов: Закон РФ от 09.06.93 №5142-I // ВСНД. 1993. №28. Ст. 1064; СЗ РФ. 2000. №19. Ст. 2024; 2002. №17. Ст. 1638.
4. О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции): Федеральный закон от 30.03.95 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 1995. №14. Ст. 1212; 1996. №34. Ст. 4027; 1997. №3. Ст. 352; 2000. №33. Ст. 3348.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №1 (Ч. I). Ст. 3014; №30. Ст. 3033.
6. Об утверждении Положения о нагрудном знаке «Почетный донор России» и описания этого знака: Постановление Правительства РФ от 26.08.95 №842 // СЗ РФ. 1995. №36. Ст. 3549.
7. Об утверждении Правил проведения обязательного медицинского освидетельствования на выявление вируса иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции): Постановление Правительства РФ от 13.10.95 №1017 // СЗ РФ. 1995. №43. Ст. 4070.
8. Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности: Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 №499 // СЗ РФ. 2002. №27. Ст. 2710; №41. Ст. 3983.
9. Разъяснение о порядке предоставления некоторых дополнительных льгот донорам: Письмо Минздрава России №05-5/422-5, Минтруда России №1622-КВ и Фонда социального страхования РФ №114-214 от 09.09.93.
10. Об утверждении Порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов: Приказ Минздрава России от 14.09.2001 №364 // БНА. 2001. №46. (Зарегистрирован в Минюсте России 31.10.2001 за № 3009).
11. О введении в действие отраслевого классификатора «Консервирование крови человека и его компонентов»: Приказ Минздрава России от 31.01.2002 №25 // Медицинская газета, 2002, №31.
12. О порядке представления гражданина Российской Федерации к награждению нагрудным знаком «Почетный донор России» и его вручения: Приказ Минздрава России от 08.10.2002 №299 //Российская газета, 2002, 4 декабря. (Зарегистрирован в Минюсте России 22.11.2002 за № 3943).
13. По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации «О донорстве крови и ее компонентов»: Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 №68-О // СЗ РФ. 2002. №29. Ст. 3004.
14. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 22.05.96 №30.


• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150