18 ноября, понедельник
 

Болышов В.Я., Баранова И.В., Непомнящий В.А.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЕТЕРАНАХ

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение...........................…………..……………………………………….…...
4

1. Правовое регулирование вопросов социальной защиты ветеранов …....…
4

2. Организация и осуществление прокурорского надзора за исполнением законодательства о ветеранах…………………………………………….…..

7

2.1. Определение круга лиц, на которых распространяется действие Фе-дерального закона «О ветеранах»………….………………………...…

8

2.2. Источники информации о нарушениях законодательства ….…………
12

2.3. Организация проверки исполнения законодательства………………....
13

3. Типичные нарушения законодательства……………………………………..
15

4. Меры прокурорского реагирования……………………………………….…
17

Список нормативных правовых актов ………………………………..……..…
18

















ВВЕДЕНИЕ

На стыке XX и XXI веков произошли серьезные изменения в понимании слова “ветеран”. Большинство словарей определяют его с возрастной направленностью, то есть “старый воин”, “человек, долго проработавший на каком-либо поприще”. На сего-дняшний день это понятие значительно помолодело и к имеющейся характеристике можно с полной уверенностью прибавить: “имеющий заслуги перед Отечеством благо-даря безупречному исполнению воинского и иного служебного долга либо добросове-стной продолжительности трудовой деятельности”.
Учитывая историческую значимость вклада, внесенного такими людьми на благо Отечества, государство и общество считают своим долгом создание социально-экономических условий, обеспечивающих им достойную жизнь. Согласно Конститу-ции РФ соблюдение и защита прав ветеранов является обязанностью всех органов го-сударственной власти и органов местного самоуправления.
Вместе с тем предоставление льгот напрямую связано с финансированием, которое в последние годы осуществляется в недостаточных объемах. Сегодня средний размер пенсии практически в два раза ниже прожиточного уровня.
Материалы прокурорских проверок свидетельствуют о том, что гарантированные законом льготы для пенсионеров, ветеранов и инвалидов в условиях рыночной эконо-мики зачастую становятся декларативными. Им не всегда предоставляется жилье, бес-платные лекарства, гарантированный перечень услуг по погребению, а в некоторых местах все еще задерживаются выплаты пенсий и пособий. Сотрудниками социальных фондов допускается немало нарушений в виде нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты пособий и пенсий, на всякого рода не предусмотрен-ные законодательством мероприятия (поездки за границу; беспроцентные ссуды ком-мерческим структурам; строительство особняков для чиновников, выдача премиаль-ных самим себе и т.д.). Имеют место факты, когда должностные лица органов государ-ственной власти издают незаконные нормативные акты, ущемляющие права ветеранов, значительная часть которых – инвалиды и пенсионеры.
В связи с этим, осуществляя правозащитную деятельность, прокуроры должны обеспечить надлежащий надзор за исполнением законодательства о ветеранах теми от-ветственными лицами, на которых возложены обязанности по реализации государст-венной политики в рассматриваемой сфере.
Настоящие рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи прокурорам в организации и проведении проверок исполнения законодательства о ве-теранах.

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ
СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ВЕТЕРАНОВ

Основным нормативным актом в данной области правоотношений является Феде-ральный закон от 12.01.95 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон №5-ФЗ). В этом зако-не впервые были систематизированы многочисленные нормативные акты о льготах ве-теранам и сформулирован правовой статус таких лиц, установлены правовые гарантии их социальной защиты в целях создания условий, обеспечивающих ветеранам достой-ную жизнь и при желании активную деловую жизнь. Обязанность по реализации госу-дарственной политики в рассматриваемой сфере возложена на федеральные органы го-сударственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федера-ции и органы местного самоуправления (ст. 9). Порядок финансирования подробно прописан в статье 10 Закона №5-ФЗ, в котором указано, что за счет какого бюджета (федерального, регионального или местного) и какие конкретные льготы предоставля-ются. При этом для финансирования мер социальной защиты ветеранов допускается использование дополнительных средств, полученных из любых не запрещенных зако-ном источников. Необходимо обратить внимание на тот факт, что государство гаран-тирует сохранность всего объема прав и льгот, а также других мер социальной защиты ветеранов и членов их семей, которые ранее были установлены законодательством СССР и Российской Федерации и не могут быть отменены без равноценной замены (п. 3 ст. 11 Закона №5-ФЗ). Согласно статье 28 Закона №5-ФЗ реализация прав и льгот ве-теранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца.
Неотъемлемой частью вышеуказанного нормативного акта является Приложение, содержащее Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
Другие законодательные акты также содержат нормы, устанавливающие дополни-тельные льготы для ветеранов. Так, Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ «Об ад-вокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в статье 26 преду-сматривает, что юридическая помощь оказывается бесплатно гражданам Российской Федерации - ветеранам Великой Отечественной войны по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, устанавливаемого законом соответствующего субъекта Рос-сийской Федерации. Федеральный закон от 12.01.96 №8-ФЗ «О погребении и похорон-ном деле» (ст. 11) предоставляет ветеранам военной службы, ветеранам боевых дейст-вий гарантии погребения умерших (погибших). Налоговый кодекс РФ (часть вторая) предусматривает льготы в части учета расходов данной категории граждан при нало-гообложении (ст. 270). Федеральный закон от 27.05.98 №76-ФЗ «О статусе военно-служащих» устанавливает для военнослужащих - ветеранов боевых действий особен-ности при исчислении времени отдыха (ст. 11). Закон РФ от 09.12.91 №2005-I «О госу-дарственной пошлине» освобождает ветеранов от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
Немаловажная роль в правовом регулировании рассматриваемой сферы принад-лежит указам главы государства. Например, Указ Президента РФ от 03.05.95 №437 «О государственной службе по делам ветеранов», развивая положения Федерального за-кона «О ветеранах», установил, что реализация функций государственной службы по делам ветеранов возлагается на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти регионов, а координация и методическое обеспечение этой деятельности возлагается на Минтруд России и его территориальные органы. Особое место занимают указы главы государства от 25.09.99 №1270 и от 19.05.95 №501, ут-вердившие соответственно Положение о порядке и условиях присвоения звания «Вете-ран труда» и Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы», в ко-торых определены основания для присвоения данных званий, процедура подачи заяв-лений и вынесения решения, а также соответствующие сроки.
К числу других подзаконных актов, реализующих права ветеранов на получение льгот, относятся постановления Правительства РФ. Как правило, именно в них закреп-лены основные механизмы и порядок реализации положений Закона №5-ФЗ. Так, по-становлением Правительства РФ от 24.05.95 №517 «О реализации функций государст-венной службы по делам ветеранов» координация деятельности соответствующих функциональных структур возложена на территориальные органы социальной защиты населения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.07.95 №710 «О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями ме-дицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» за каждым ветераном-инвалидом в целях обес-печения его лекарствами и изделиями медицинского назначения закрепляется по месту жительства аптечное учреждение независимо от его формы собственности. В данной области правоотношений действуют также следующие постановления Правительства РФ: от 14.03.95 №244 «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно»; от 27.04.95 №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах»; от 10.07.1995 №701 «О назначении и выплате отдельным категориям ин-валидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание»; от 05.10.99 №1122 «Об удостоверениях ветеранов Великой Отечественной войны»; от 17.11.99 №1254 «О порядке финансирования расходов, связанных с обеспечением от-дельных категорий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на сана-торно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспорт-ного средства, а также расходов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов»; от 14.12.2000 № 946 «О порядке возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветерана-ми льгот по оплате проезда на железнодорожном, воздушном, водном или междуго-родном автомобильном транспорте межобластных, межкраевых и межреспубликан-ских маршрутов» (действие данного акта продлено на 2002 год постановлением Прави-тельства РФ от 28.02.2002 №137) и другие.
Практически все из вышеуказанных нормативных актов содержат прямые указания в отношении органов исполнительной власти всех уровней об исполнении требований Закона №5-ФЗ. В свою очередь, эти государственные органы принимают в пределах своих полномочий ведомственные акты (приказы, письма, постановления, распоряже-ния). При проведении комплексной проверки прокурору следует обратить внимание на соблюдение таких нормативных актов, как постановления Минтруда России от 11.10.2000 №69 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»; от 26.11.2001 №82 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации рабо-ты региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения»; письмо Минтруда России от 21.01.2002 №365 ГК «О справке для получения государственной социальной стипендии»; приказ Минсвязи России от 27.12.99 №17 «Об обеспечении услугами телефонной связи инвалидов и ветеранов Ве-ликой Отечественной войны»; письмо Минфина России от 08.01.98 №12-05-01/Д «О порядке финансирования расходов, связанных с погребением ряда категорий ветера-нов»; письмо Минздрава России от 29.12.2001 №2510/13152-01-32 «О выплате денеж-ных компенсаций на санаторно-курортное лечение»; приказ Минздрава России и ФФОМС России от 23.03.2001 №83/14 «Об организации оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения ветеранам Великой Отечественной войны, прожи-вающим в государствах Балтии и временно находящимся в Российской Федерации» и другие.
В ходе организации проверки прокурору необходимо помнить, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного са-моуправления, ограничивающие права и льготы, предусмотренные для ветеранов фе-деральным законодательством, не подлежат применению. В связи с этим целесообраз-но анализировать судебную практику.
Следует помнить, что судебные решения могут конкретизировать круг граждан, имеющих право на льготы в соответствии с Законом №5-ФЗ. Так, постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.06.2000 подтверждено право на установленные Законом «О ветеранах» льготы для тех лиц, которые были ранее судимы за совершен-ные преступления в период службы на территории Афганистана в 1979-1989 гг., если в отношении их впоследствии применялась амнистия.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам также надлежит руководствоваться указанием Генерального прокурора РФ от 17.06.96 №31/7 «Об уси-лении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «О ветеранах».

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЕТЕРАНАХ

Планируемые прокурорские проверки, как правило, затрагивают одновременно комплекс самых различных вопросов, относящихся к защите прав ветеранов. Тем са-мым одной проверкой охватывается совокупность объектов (органов, организаций). Поэтому прокурору необходимо определить направление проверки, выделив те участ-ки, на которых законодательство наиболее часто нарушается и есть объективные воз-можности для исправления ситуации (например, возмещение вреда, пенсионное обес-печение, выплата пособий, компенсаций, других социальных выплат, медицинское об-служивание, в том числе предоставление лекарственных препаратов и изделий меди-цинского назначения, льготы в сфере образования, обеспечения жилой площадью, льготы в области землепользования, налоговые, таможенные льготы для определенной категории предприятий, льготы при пользовании общественным транспортом, средст-вами связи).
Составление плана конкретной прокурорской проверки подразумевает отражение в нем точной формулировки ее предмета, сроков и мест проведения, целесообразности участия в ней специалистов. По рассматриваемым направлениям эффективно привле-кать аудиторов, консультантов контрольно-ревизионных подразделений Минфина Рос-сии, органов казначейства, сотрудников органов социальной защиты и др. Для пра-вильного представления об особенностях делопроизводства, о распределении обязан-ностей между сотрудниками, должностными лицами, о предоставленных им полномо-чиях, о функциях уполномоченных органов в целом полезно изучить ведомственные приказы, распоряжения, инструкции. Например, для незаконного приостановления действия определенных льгот не всегда издаются акты (решения), постановления, рас-поряжения, приказы. Часто появляются рекомендационные письма, устные указания, в которых, по существу, содержится запрет на предоставление законных льгот ветера-нам, инвалидам, а именно запрет на бесплатное пользование общественным транспор-том, выдачу бесплатных рецептов на лекарственные препараты, а также требование о представлении гражданами не предусмотренных законодательством дополнительных справок и иных документов. В таких ситуациях задача прокурора сводится к выявле-нию подобных фактов и выбору адекватной меры прокурорского реагирования.

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРУГА ЛИЦ, НА КОТОРЫХ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ
ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВЕТЕРАНАХ»

С учетом заслуг в деле защиты Отечества, безупречной военной службы, иной го-сударственной службы и продолжительного добросовестного труда статьей 2 Закона №5-ФЗ установлены следующие категории ветеранов:
ветераны Великой Отечественной войны;
ветераны боевых действий на территории СССР и территориях других госу-дарств, на территории Российской Федерации (далее - ветераны боевых дейст-вий);
ветераны военной службы;
ветераны государственной службы;
ветераны труда.

1. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (да-лее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные ордена-ми или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отече-ственной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
а) участники Великой Отечественной войны:
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных орга-низаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечест-венной войны на временно оккупированных территориях СССР;
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и на-чальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасно-сти, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных ус-ловиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, ор-ганов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в со-став действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных ус-ловиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечествен-ной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Крас-ной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культу-ры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбю-ро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохро-ники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую ар-мию;
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и на-чальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасно-сти, бойцы и лица командного состава истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами про-тивника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на терри-ториях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года, лица, принимавшие участие в операциях по боевому трале-нию в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпа-сов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года;
лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашист-ских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях города Ленин-града в период блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года и награжденные медалью "За оборону Ленинграда";
б) лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противо-воздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках желез-ных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интерниро-ванные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
в) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
г) лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных террито-риях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
Порядок и условия отнесения других лиц к ветеранам Великой Отечественной вой-ны определяются законодательством Российской Федерации.

2. К ветеранам боевых действий относятся:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных орга-нов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, направленные в другие государства органами госу-дарственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и на-чальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасно-сти, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых за-даний по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
в) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
г) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
д) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслужи-вавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Фе-дерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там бое-вых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награж-денные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обес-печении указанных боевых действий;
е) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откоман-дированные досрочно по уважительным причинам.

3. К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее - инвалиды войны) относятся:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие воен-ную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находив-шиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период граждан-ской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, получен-ных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
б) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей во-енной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в Законе №5-ФЗ;
в) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов го-сударственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, уве-чья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий;
г) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребитель-ных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых зада-ний в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминирова-нии территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года;
д) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объек-тов в период с февраля 1944 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследст-вие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период;
е) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других госу-дарств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

4. Ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирова-ний и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содруже-ства Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Не-зависимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные по-четных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указан-ных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие ин-валидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

5. Ветеранами государственной службы являются лица, в том числе уволенные с государственной службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награж-денные ведомственными знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необхо-димые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионно-го обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) в государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях в федеральных ор-ганах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституци-ей Российской Федерации, в органах местного самоуправления, иных органах (органи-зациях), работа в которых засчитывается в стаж государственной службы в соответст-вии с законодательством, а также лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, кон-тузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей госу-дарственной службы.

6. Ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую дея-тельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

2.2. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства о правах ве-теранов требует всесторонней осведомленности о состоянии законности в данной об-ласти реализации социальной политики государства. Основными источниками инфор-мации являются жалобы, заявления и обращения граждан, представителей обществен-ных организаций ветеранов, руководителей предприятий, учреждений, организаций, органов власти, местного самоуправления. Вследствие того, что надлежащая реализа-ция всех прав ветеранов возможна только при полноценном финансировании, необхо-димо проанализировать следственную и судебную практику, связанную с нецелевым расходованием средств федерального, регионального и местного бюджетов, выделен-ных соответствующими органами согласно законодательству о ветеранах. Немалова-жен в плане информационного обеспечения регулярный анализ материалов граждан-ских дел (как находящихся на разрешении в судах, так и тех, по которым уже приняты решения), особенно по вопросам приведения локальных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством.
Данные о нарушении прав ветеранов могут быть получены при проведении проку-рорских проверок по другим вопросам социального обеспечения граждан, в том числе проверок соблюдения законодательства об инвалидах, о военнослужащих, о труде, здравоохранении, а также жилищного, земельного и иного законодательства. Исходя из полученных результатов прокурору целесообразно планировать проведение целевых проверок исполнения требований законодательства о защите прав и интересов ветера-нов с привлечением специалистов.
В настоящее время периодические печатные издания, другие средства массовой информации уделяют постоянное внимание проблемам и фактам злоупотреблений, связанных с предоставлением льгот ветеранам, многие из которых являются пенсионе-рами и инвалидами. Сведения, содержащиеся в такого рода источниках, могут лечь в основу прокурорской проверки, а в случае их подтверждения и при наличии серьезных последствий стать основанием для возбуждения уголовного дела. Так, например, ре-дактор газеты «Приокская правда» сообщил в Генеральную прокуратуру РФ о том, что Рязанский горсовет народных депутатов ограничил льготы по коммунальным плате-жам группе социально незащищенных граждан, в том числе ветеранам войны. Учиты-вая высокую общественную значимость обращения, прокуратура провела проверку, по ее результатам решение горсовета отменено по протесту прокурора. Тем самым кон-ституционные права были восстановлены.
Целесообразно в ходе подготовки к проверке изучить статистические, аналитиче-ские и иные данные органов социальной защиты населения, здравоохранения, казна-чейства, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. При их анализе может быть установлена тенденция к улуч-шению, ухудшению либо неизменяемости ситуации, связанной с обеспечением прав ветеранов в регионе. В частности, можно получить сведения о лицах, нуждающихся в предоставлении жилой площади, о количестве состоящих на учете в медицинских уч-реждениях, степени заболеваемости такой категории граждан, обслуживании их в ап-теках по бесплатным рецептам, о размерах и порядке предоставления лекарственных препаратов, наличии задолженности по отдельным видам социальных выплат, а также о количестве жалоб и заявлений, их характере.
Другими полноценными источниками являются результаты и материалы внутрен-них ведомственных контрольно-ревизионных проверок финансово-экономической дея-тельности. Существенное значение могут иметь сведения, получаемые от профсоюз-ных органов, трудовых коллективов и общественных объединений ветеранов.

2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Проводя проверки в органах государственной власти субъектов Российской Феде-рации и органах местного самоуправления, прокурор изучает принимаемые ими право-вые акты на предмет соответствия их требованиям федерального законодательства. Поэтому прежде всего необходимо установить пределы компетенции органа, объем его полномочий по изданию правовых актов, затрагивающих права ветеранов войны и труда, а также касающихся вопросов финансирования расходов, связанных с предос-тавлением льгот данной категории граждан, и порядка их возмещения организациям, несущим эти расходы.
Проверяя исполнение законодательства в органах социальной защиты, пенсионно-го обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, военкоматах, учреждениях здра-воохранения, нужно ознакомиться с учетной документацией (личные дела, карточки, архивные данные), с врачебными заключениями и медицинскими справками, финансо-выми документами, касающимися поступления и использования денежных средств, порядка оплаты услуг, предоставляемых льготным категориям граждан за счет бюд-жетных средств.
При организации надзора за соблюдением установленных государством гарантий в отношении ветеранов следует помнить, что должностные лица соответствующих ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность за неис-полнение или ненадлежащее исполнение законодательства о ветеранах.
В области региональной политики обеспечения прав ветеранов основные функцио-нальные обязанности возложены на органы социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. При проведении проверки в этих учреждениях прокурору це-лесообразно выяснить, как выполняется работа по следующим направлениям:
анализ эффективности функционирования системы социальной защиты населения и прогнозирование ее развития;
разработка и контроль за реализацией региональных программ социальной защиты ветеранов;
проведение экспертиз проектов, программ, концепций в данной области;
оценка нуждаемости ветеранов в дополнительных видах социальной защиты;
организационно - методическое обеспечение деятельности муниципальных органов социальной защиты населения;
формирование банка данных о лицах, имеющих право на получение социальных льгот;
определение состава получателей льгот;
взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федера-ции, органами местного самоуправления, организациями по вопросам предоставления социальных льгот; организация выплаты жилищно-коммунальных субсидий;
организация назначения, перерасчета, выплаты и доставки пособий, компенсаций и других денежных выплат социального характера, а также контроль за их проведением;
организация выплаты доплат к пенсиям государственным и муниципальным слу-жащим, финансируемым из средств бюджета субъекта Российской Федерации и мест-ного бюджета;
ведение базы данных о численности отдельных категорий ветеранов;
рассмотрение вопросов, связанных с присвоением статуса ветеранов и выдачей соответствующих удостоверений;
исполнение целевых государственных программ по социальной защите ветеранов;
разработка механизма реализации прав и льгот, установленных Законом №5-ФЗ и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей, на регио-нальном уровне;
взаимосвязь с советами ветеранов и другими общественными организациями;
организация и координация благотворительных мероприятий и торгового обслу-живания ветеранов и граждан пожилого возраста;
организация контроля за деятельностью подведомственных органу социальной за-щиты населения субъекта Российской Федерации учреждений по предоставлению со-циальных услуг ветеранам, гражданам пожилого возраста и инвалидам;
контроль за соблюдением прав ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания и обслужи-ваемых в нестационарных и полустационарных учреждениях социального обслужива-ния;
участие в организации профессиональной ориентации, профессионального обуче-ния и рационального трудоустройства ветеранов;
содействие созданию и развитию рабочих мест для ветеранов, а также специальных рабочих мест, специализированных предприятий и других форм занятости инвалидов;
организация подготовки и переподготовки кадров, работающих в сфере реабилита-ции ветеранов-инвалидов;
рассмотрение писем и заявлений граждан по вопросам нарушения прав, предостав-ленных Федеральным законом «О ветеранах»;
формирование и предоставление гражданам информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания населения в регионе;
организация работы с обращениями граждан и приема населения по вопросам со-циальной защиты ветеранов;
участие в судебных процессах;
участие в разработке нормативных правовых актов субъекта Российской Федера-ции в области социальной защиты населения и подготовка заключений по документам правового характера;
проведение правовой экспертизы и подготовка заключений по применению норм действующего законодательства;
юридическая консультация и правовая помощь гражданам, учреждениям социаль-ного обслуживания населения, а также органам местного самоуправления, осуществ-ляющим социальную защиту ветеранов.

В органах исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органах местного самоуправления выясняются следующие вопросы:
созданы и функционируют ли соответствующие структуры по делам ветеранов;
производится ли со стороны федеральных органов государственной власти финан-совая компенсация затрат, произведенных в связи с расходами на реализацию мер со-циальной защиты ветеранов;
законно ли расходуются бюджетные средства, выделяемые целевым назначением на социальную защиту ветеранов войны и труда.

В структурных подразделениях органов местного самоуправления, занимаю-щихся вопросами учета и распределения жилья, в органах жилищно-коммунального хозяйства прокурор выясняет:
соблюдаются ли правила принятия на учет для улучшения жилищных условий (внеочередное и первоочередное право);
исполняются ли требования законодательства о 50-процентной скидке в оплате общей площади жилых помещений и коммунальных услуг, за пользование телефоном, радио и коллективной телевизионной антенной независимо от вида жилищного фонда.

В органах пенсионного обеспечения надлежит проверить:
обеспечивается ли право на две пенсии участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, и других предусмотренных зако-ном категорий граждан на надбавку к пенсии по старости;
как реализуется право неработающих лиц указанной категории на санаторно-курортное лечение.
Вопросы льготного обеспечения ветеранов лекарствами, а также зубными протеза-ми и другими изделиями медицинского назначения следует выяснять в государствен-ных и муниципальных учреждениях здравоохранения и фармацевтических (аптечных) организациях независимо от формы собственности, которые обязаны принимать над-лежащие меры по обеспечению требований закона в части реализации соответствую-щих льгот ветеранам.
В ходе проверки необходимо также установить, в полном ли объеме осуществляют органы пенсионного обеспечения функции контроля за деятельностью учреждений со-циального обслуживания в городе, районе, принимаются ли ими предусмотренные действующим законодательством меры ответственности за допущенные нарушения.

3. ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Материалы государственных органов и прокурорских проверок свидетельствуют о том, что нарушения прав ветеранов по-прежнему носят распространенный характер. В соответствии с федеральным законодательством финансирование мер социальной защиты указанной категории граждан производится за счет разных бюджетов. Проку-рору следует принимать во внимание, что согласно п. 2 ст. 10 Закона №5-ФЗ расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов регионов и имеют целевое назна-чение. Необходимо также иметь в виду, что принятые региональные нормативные акты по вопросам льготного обеспечения ветеранов обязательны к исполнению, тем более если регионом на них выделяются дополнительные средства. Например, распоряжени-ем мэра Москвы от 03.04.2001 №302-РМ «О компенсации расходов на санаторно-курортное лечение отдельным категориям пенсионеров и инвалидов из числа ветера-нов» предусмотрен повышенный размер компенсации за неиспользованную бесплат-ную санаторно-курортную путевку по сравнению с установленной на федеральном уровне.
Как показывают проверки, наиболее типичными нарушениями законодательства о ветеранах являются:
отказ в предоставлении 50-процентной скидки в оплате занимаемой общей площа-ди жилых помещений, коммунальных услуг, абонентной плате за телефон, радио и пользование коллективной телевизионной антенной, а также в предусмотренных зако-нодательством случаях в обеспечении топливом;
отказ инвалидам и участникам Великой Отечественной войны во внеочередной, в том числе бесплатной, а для других льготных категорий - в первоочередной и пре-имущественной установке телефона;
отказ ветеранам при выходе на пенсию в пользовании поликлиниками, финанси-руемыми за счет средств бюджетов соответствующих уровней и средств обязательного медицинского страхования, к которым они были прикреплены в период трудовой дея-тельности;
неправомерное ограничение льготного отпуска лекарственных средств, отказ в обеспечении ими;
ограничение права ветеранов на бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте, автомобильном транспорте общего пользования, пригородных и междуго-родных маршрутов, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения;
отказ в изготовлении и ремонте зубных протезов в государственных или муници-пальных учреждениях здравоохранения, а также в обеспечении другими протезами и протезоортопедическими изделиями за счет бюджетных средств;
отказ в реализации льгот по первоочередному и внеочередному обеспечению жильем;
ограничение права инвалидов войны на обеспечение необходимыми транспорт-ными средствами в соответствии с медицинскими показаниями, а также отказ в выпла-те компенсаций за расходы на бензин и техническое обслуживание транспортных средств;
ограничение права ветеранов на получение путевок на санаторно-курортное лече-ние или денежные компенсации за них;
повсеместная волокита при рассмотрении обращений инвалидов и участников Ве-ликой Отечественной войны о выдаче документов, подтверждающих право на получе-ние льгот;
нерегулярность и длительные задержки при осуществлении пенсионных и других социальных, в том числе единовременных, выплат;
отказ в использовании ежегодного отпуска в удобное время и предоставлении от-пуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;
отказ в приеме вне конкурса в государственные образовательные учреждения выс-шего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствую-щим профессиям, а также задержки по выплатам специальных стипендий, установлен-ных Правительством РФ;
отказ в бесплатном обучении новым профессиям по месту работы, на курсах по-вышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кад-ров, а также отказ в сохранении оплаты труда (в размере 100% тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения.
В процессе проведения проверки прокурору следует обратить внимание на обеспе-чение мер социальной защиты членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий в соответст-вии со ст. 21 Закона №5-ФЗ. При выявлении фактов ущемления прав такой категории граждан прокурору надлежит обращаться в суды для защиты указанных лиц и вос-становления нарушенных прав. Если подобные случаи имеют массовый характер не-обходимо ставить вопрос о наказании виновных должностных лиц государственных органов.

4. МЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ

В целях устранения выявленных в ходе проверок нарушений законодательства о ветеранах в зависимости от характера нарушений прокурором может быть использован весь спектр предоставленных ему на настоящий момент Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» полномочий (объявление предостережения, вне-сение представления, принесение протеста, предъявление искового заявления, привле-чение виновного к административной, материальной, дисциплинарной, уголовной от-ветственности).
Как свидетельствует прокурорская практика, выявленные факты нарушений рас-сматриваемой направленности, как правило, затрагивают интересы широкого круга лиц, в частности, в связи с изданием правовых актов. В таких случаях наиболее эффек-тивной мерой прокурорского реагирования является протест либо заявление в суд об-щей юрисдикции.
Поскольку большая часть нарушений в рассматриваемой сфере допускается из-за недостаточного финансирования из бюджетов всех уровней мероприятий, направлен-ных на социальную защиту ветеранов войны и труда, в случае их выявления необхо-димо вносить представление об устранении допущенных нарушений закона и приня-тии мер по их недопущению впредь, а также направлять информации в органы госу-дарственной власти субъектов Российской Федерации о состоянии законности и при-чинах допускаемых нарушений законодательства.
В целях предупреждения готовящегося правонарушения при наличии достоверной информации об этом прокурор согласно ст. 25-1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» вправе объявить предостережение. Необходимо помнить, что оно может быть адресовано только должностному лицу.
Наиболее распространенной формой прокурорского реагирования на нарушения в рассматриваемой сфере прокурорского надзора остается представление. В нем проку-рор одновременно с предложением об устранении нарушений федерального законода-тельства ставит вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной и материальной ответственности.
В случаях, когда противоправные деяния содержат признаки преступления (хище-ние бюджетных средств, злоупотребление должностными полномочиями и др.), про-курор после проверки на основании ст. 37 УПК РФ может вынести постановление о возбуждении уголовного дела.
При отказе органов государственной власти и местного самоуправления исполнять прямые указания Федерального закона «О ветеранах» необходимо обращаться в суд в защиту конкретного лица.

СПИСОК НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12.12.93. М., 2002.
2. О государственной пошлине: Закон Российской Федерации от 09.12.91 № 2005-I. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1996 .№1. Ст. 19; №35. Ст. 4128; 1997. №29. Ст. 3506; 1998. №30. Ст. 3613; 1999. №16. Ст. 1934; 2001. №33 (Ч. I). Ст. 3415; 2002. №12. Ст. 1093; №30. Ст. ст. 3032, 3033.
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.92 №2202-I. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. №47.Ст.4472; 1999. №7. Ст. 878; №47. Ст. 5620; 2000. №2. Ст. 140; №32. Ст. 3341; 2001. №53 (Ч. I). Ст.5018; 2002. №26. Ст. 2523; №30. Ст. 3029; №40. Ст. 3853.
4. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.95 №5-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 168; 2000. №2. Ст. 161; №19. Ст. 2023; 2001. №33 (Ч. I). Ст. 3427; 2002. №30. Ст. 3033; РГ от 30.11.2002.
5. О погребении и похоронном деле: Федеральный закон от 12.01.96 № 8-ФЗ. С после-дующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1996. №3. Ст. 146; 1997. №26. Ст. 2952; 1998. №30. Ст. 3613; 2000. №33. Ст. 3348; 2001. №23. Ст. 2282; 2002. №30. Ст. 3033.
6. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.98 №76-ФЗ. С последующи-ми изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1998. №22. Ст. 2331; 2000. №1 (Ч. II). Ст. 12; №26. Ст. 2729; №33. Ст. 3348; 2001. №31. Ст.3173; 2002. №1 (Ч. I). Ст. 2; №19.Ст. 1794; №21. Ст. 1919; №26. Ст. 2521.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 №146-ФЗ. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1998. №31. Ст. 3824; 1999. №28. Ст. 3487; 2000. №2. Ст. 134; №32. Ст. 3341; 2001. №53 (Ч. I). Ст. ст. 5016, 5026; 2002. №1 (Ч. I). Ст. 2.
8. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 №63-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №23. Ст. 2102.
9. О государственной службе по делам ветеранов: Указ Президента РФ от 03.05.95 № 437 // СЗ РФ. 1995. №19. Ст. 1733.
10. Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной служ-бы»: Указ Президента РФ от 19.05.99 № 501 // СЗ РФ. 1995. №21. Ст. 1960.
11. Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда»: Указ Президента РФ от 25.09.99 № 1270 // СЗ РФ. 1999. №39. Ст. 4589.
12. Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бес-платно: Постановление Правительства РФ от 14.03.95 №244 // СЗ РФ. 1995. №12. Ст. 1056.
13. Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветера-нов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах»: Постановление Правитель-ства РФ от 27.04.95 №423 // СЗ РФ. 1995. №18. Ст. 1683.
14. О реализации функций государственной службы по делам ветеранов: По-становление Правительства РФ от 24.05.95 №517 // СЗ РФ. 1995. №22. Ст. 2085.
15. О назначении и выплате отдельным категориям инвалидов из числа ветеранов денежных компенсаций расходов на санаторно-курортное лечение, эксплуатацию транс-портных средств и транспортное обслуживание: Постановление Правительства РФ от 10.07.95 №701. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2817; 1999. №47. Ст. 5712; 2001. №19. Ст. 1945; 2002. №36. Ст. 3493.
16. О порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изде-лиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответ-ствии с Федеральным законом «О ветеранах: Постановление Правительства РФ от 17.07.95 №710 // СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2938.
17. Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны: Постановление Пра-вительства РФ от 05.10.99 №1122. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5038; 2001. №8. Ст. 756.
18. О порядке финансирования расходов, связанных с обеспечением отдельных кате-горий инвалидов из числа ветеранов бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, транспортными средствами, с выплатой им денежной компенсации расходов на транспортное обслуживание вместо получения транспортного средства, а также расхо-дов на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий для инвалидов: Поста-новление Правительства РФ от 17.11.99 №1254. С последующими изменениями и дополне-ниями // СЗ РФ. 1999. №47. Ст. 5712; 2002. №10. Ст. 998.
19. О порядке возмещения в 2000 году транспортным организациям расходов, связанных с реализацией ветеранами льгот по оплате проезда на железнодорож-ном, воздушном, водном или междугородном автомобильном транспорте межоб-ластных, межкраевых и межреспубликанских маршрутов: Постановление Прави-тельства РФ от 14.12.2000 №946. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 2000. №51. Ст. 4999; 2001. №15. Ст. 1491; 2002. №10. Ст. 998.
20. О возмещении расходов, связанных с реализацией ветеранами и инвалидами льгот по оплате проезда на железнодорожном транспорте при транзитном проезде по территории Литовской Республики, Латвийской Республики и Республики Белоруссия: Постановление Правительства РФ от 15.07.2002 №524 // СЗ РФ. 2002. №29. Ст. 2963.
21. Об обеспечении услугами телефонной связи инвалидов и ветеранов Вели-кой Отечественной войны: Приказ Минсвязи России от 27.12.99 №17 // СвязьИнформ. 2000. №1.
22. Об утверждении Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ве-теранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах»: Постановление Минтруда России от 11.10.2000 №69. Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2000 за №2448 // БНА РФ. 2000. №48.
23. Об организации оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения ветеранам Великой Отечественной войны, проживающим в государствах Балтии и вре-менно находящимся в Российской Федерации: Приказ Минздрава России и ФФОМС от 23.03.2001 №83/14. Зарегистрирован в Минюсте России 10.04.2001 за №2656 // БНА РФ. 2001. №17.
24. О справке для получения государственной специальной стипендии: Письмо Мин-труда России от 21.01.2002 №365 ГК // Официальные документы в образовании. 2002. №9.
25. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Генерального прокурора РФ от 22.05.96 №30.
26. Об усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «О ве-теранах: Указание Генерального прокурора РФ от 17.06.96 №31/7.

• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150