18 ноября, понедельник
 

Осипкин В. Н.
Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

Анализ состояния преступности свидетельствует о том, что ее структура изменилась в сторону резкого роста тяжких пре-ступлений, в большинстве своем совершаемых в условиях неочевид-ности.
Преступная деятельность, как правило, планируется, причем в процессе планирования преступники осуществляют целый ком-плекс разведывательных мероприятий, разрабатывают варианты поведения при наступлении тех или иных событий, способы при-крытия преступной деятельности, а также меры противодейст-вия правоохранительным органам.
Раскрыть подобного рода преступления, привлечь виновных лиц к уголовной ответственности можно лишь при условии использо-вания специальных средств и методов оперативно-розыск-ной деятельности. Таким образом, оперативно-розыскная деятель-ность является важным фактором в борьбе с преступностью, следовательно, адекватным должен быть и прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью , что невозможно без выделения его в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.
К сожалению, законодатель в ст. 1 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О прокуратуре РФ” от 18.10.95 г. включил надзор за ОРД составной частью надзора за следствием и дознанием. Подобное положение влечет дискримина-цию прокурорского надзора за ОРД, исключает его из состава при-оритетных направлений деятельности органов прокуратуры, тем самым дезориентируя прокурора. Этому же способствует и орга-низационная структура многих прокуратур субъектов Федерации, в соответствии с которой прокуроры, осуществляющие надзор за ОРД, включены в состав отраслевых отделов по надзору за след-ствием и дознанием.
Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом выводов научно-практических семинаров и опыта осуществления прокурорского надзора в регионах Российской Федерации. Их целью является оказание помощи прокурорам в организации и совершен-ствовании надзора за ОРД.
I. ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ
ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
“Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осу-ществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Феде-ральным законом (далее — органы, осуществляющие ОРД), в пре-делах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безо-пасности общества и государства от преступных посягательств” (ст. 1 Федерального закона “Об ОРД” от 05.07.95 г.).
ОРД может быть подразделена на два вида:
осуществляемая “от лица”, когда орган, ее производящий, про-веряет без возбуждения уголовного дела (в имеющейся информа-ции отсутствуют признаки преступления) ставшие известными све-дения о лицах, подготавливающих, совершающих либо совершив-ших преступление. Этот вид ОРД наиболее сложен, т. к. преступле-ние носит латентный характер, никакой информации о нем в соот-ветствующих правоохранительных органах нет, потерпевшие по различным причинам (боязнь за жизнь и здоровье близких либо боязнь уголовной ответственности за совершенные ими противо-правные деяния) в органы, осуществляющие ОРД, не обращаются. ОРД “от лица” наиболее характерна для специализированных под-разделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков, с экономиче-ской преступностью; для подразделений органов федеральной службы безопасности по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, коррупцией, контрабандой; для подразделений органов налоговой полиции;
осуществляемая “от преступления”. В этом случае либо воз-буждено уголовное дело либо достоверно установлен и официально подтвержден факт безвестного исчезновения гражданина, обнару-жения неопознанного трупа либо имеются сведения о лицах, скры-вающихся от органа дознания, следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания. Оперативные подразделения обладают фактическими данными о совершенном противоправном деянии, полученными в результате следственных или проверочных дейст-вий, вещественными доказательствами, показаниями свидетелей, потерпевших, заключениями экспертиз, иными документами. ОРД “от преступления” в большей степени присуща подразделениям уголовного розыска органов внутренних дел.
Следует иметь в виду, что это деление ОРД достаточно условно, и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, используют оба ее вида. Однако оно позволяет отметить особенно-сти организации, методики и тактики оперативно-розыскной дея-тельности различных органов, наделенных правом ее производства, понять специфику стоящих перед ними задач, а также определить критерии эффективности их работы.
ОРД может осуществляться только для достижения целей и ре-шения задач, изложенных в ст. 2 Федерального закона “Об ОРД”:
выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступ-лений, а также выявление и установление лиц, их подготавливаю-щих, совершающих или совершивших;
осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дозна-ния, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска лиц, без вести пропавших;
добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологиче-ской безопасности Российской Федерации.
Этот перечень носит исчерпывающий характер, и осуществле-ние ОРД в иных целях законом запрещено (ст. 5 Федерального за-кона “Об ОРД”).
ОРД основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3 Федерального закона “Об ОРД”).
В ст. 7 Федерального закона “Об ОРД” приведен перечень осно-ваний для проведения оперативно-розыскных мероприятий, из ко-торого следует, что ОРД может осуществляться как до возбуждения уголовного дела, так и после его возбуждения. Данное обстоятель-ство носит принципиальный характер, т. к. позволяет органам, осу-ществляющим ОРД, оперативным путем проверять поступающую к ним информацию, причем полученные в ходе оперативной провер-ки результаты ОРД могут быть использованы в процессе доказыва-ния по уголовному делу, возбужденному по окончании оперативной проверки.
На практике нередки случаи, когда следователь, прокурор, суд исключают из системы доказательств по уголовному делу результа-ты ОРД, осуществленной до возбуждения уголовного дела, игнори-руя таким образом ст. 7 Федерального закона “Об ОРД”.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприя-тий являются:
1. Наличие возбужденного уголовного дела. Надзирающий про-курор должен иметь в виду, что орган, осуществляющий ОРД, вправе производить ее только по отдельному поручению следовате-ля, у которого дело находится в производстве, информируя его о полученных результатах (ст.ст. 119, 127 УПК РСФСР). Практика прокурорского надзора свидетельствует о том, что это требование закона по тем или иным причинам нередко нарушается, оператив-но-розыскные мероприятия проводятся без согласования со следо-вателем и о полученных результатах он не уведомляется.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, све-дения:
а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совер-шенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавли-вающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. На практике прокуроры часто не отграничивают понятие “заявления и сообщения о преступлении” от понятия “сведения о признаках под-готавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния”. Между тем, согласно ст.ст. 108, 109 УПК РСФСР, а также изданным в соответствии с ними ведомственным нормативным актам заявления и сообщения о преступлениях являются поводом к возбуждению уголовного дела и подлежат регистрации в соответст-вующих книгах (журналах) учета заявлений и сообщений о престу-плениях. Сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния не носят характера по-водов к возбуждению уголовного дела, поэтому регистрации в кни-гах учета заявлений и сообщений о преступлениях не подлежат, а регистрируются в материалах оперативной проверки (например, сообщение лица, конфиденциально сотрудничающего с органами, осуществляющими ОРД). Если в заявлении либо в сообщении о преступлении содержатся сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, тре-бующие помимо доследственной проверки проведения и оператив-ной проверки, органы, осуществляющие ОРД, обязаны зарегистри-ровать данное заявление в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях и провести доследственную проверку, параллельно с которой осуществляется и оперативная проверка. При этом проку-роры должны знать, что факт прекращения доследственной провер-ки не влечет прекращения оперативной проверки. В соответст-вии со ст. 10 Федерального закона “Об ОРД” оперативная проверка прекращается либо в случае решения задач ОРД либо в случае ус-тановления обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;
б) о событиях или действиях, создающих угрозу государствен-ной, военной, экономической или экологической безопасности Рос-сийской Федерации;
в) о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
г) о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознан-ных трупов.
3. Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их про-изводстве.
Давая поручение, следователь не вправе указывать органу, осу-ществляющему ОРД, конкретный вид оперативно-розыск-ных ме-роприятий, подлежащих проведению, а должен ограничиться по-становкой общих и частных задач. Отдельное поручение должно указывать “что делать”, а не “как делать”. Выбор конкретных опе-ративно-розыскных мероприятий либо их комплекса является пре-рогативой органа, осуществляющего ОРД.
Однако из смысла ст. 21 Федерального закона “Об ОРД” и при-каза Генерального прокурора РФ № 10 от 21.02.95 г. “Об организа-ции прокурорского надзора за расследованием и раскрытием пре-ступлений” (п. 1.7) следует, что прокурор, в отличие от следователя, вправе давать органу, осуществляющему ОРД, письменное указа-ние о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий, причем это не связано с нахождением у него в производстве уго-ловного дела.
4. Запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основани-ям, указанным в ст. 7 Федерального закона “Об ОРД”.
Определенные сложности на практике вызывает выполнение за-просов на проведение оперативно-розыскных мероприятий, допус-каемых в соответствии со ст.ст. 23, 25 Конституции РФ и ст. 8 Фе-дерального закона “Об ОРД” на основании судебного решения.
Возможны два варианта получения судебного решения:
по месту нахождения органа, ходатайствующего о проведении оперативно-розыскных мероприятий; судебное решение вместе с запросом направляется органу по месту их проведения;
по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий. Од-нако в этом случае необходимо истребовать из органа, направивше-го запрос, оперативно-служебные документы, являющиеся основа-нием для проведения оперативно-розыскных мероприятий, и пред-ставить их вместе с запросом соответствующему судье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц уполномоченными на то государственными орга-нами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В Российской Федерации действует Федеральный закон “О го-сударственной защите судей, должностных лиц правоохранитель-ных и контролирующих органов” от 22.03.95 г., который устанав-ливает основания и порядок обеспечения безопасности указанной категории должностных лиц, перечень органов, наделенных правом осуществления мероприятий по обеспечению их безопасности, а также виды применяемых мер безопасности.
6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответст-вии с международными договорами Российской Федерации.
Кроме того в соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона “Об ОРД” органы, осуществляющие ОРД, вправе собирать данные, не-обходимые для принятия решений:
о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществле-ния;
об установлении или о поддержании с лицом отношений со-трудничества при подготовке и проведении оперативно-розыск-ных мероприятий;
по обеспечению безопасности органов, осуществляющих ОРД;
о выдаче разрешений на частную детективную и охранную дея-тельность.
При проведении оперативно-розыскных мероприятий по осно-ваниям, предусмотренным пп. 1—4, 6 ч. 2 ст. 7 Федерального зако-на “Об ОРД”, запрещается обследование помещений, зданий, со-оружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослу-шивание телефонных переговоров; снятие информации с техниче-ских каналов связи.


II. ВИДЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
И УСЛОВИЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.
ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНОВ, НАДЕЛЕННЫХ ПРАВОМ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРД, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
В ст. 6 Федерального закона “Об ОРД” приведен исчерпываю-щий перечень оперативно-розыскных мероприятий, которые вправе проводить органы, осуществляющие ОРД. Изменение либо допол-нение его возможно только федеральным законом.
Все оперативно-розыскные мероприятия можно условно поде-лить на три группы:
1. Проводимые на основании специального постановления, ут-вержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД:
проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свобод-ная реализация которых запрещена либо оборот которых ограни-чен;
контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, сво-бодная реализация которых запрещена либо оборот которых огра-ничен;
оперативный эксперимент;
оперативное внедрение.
2. Оперативно-розыскные мероприятия, проведение которых, помимо специального постановления руководителя органа, осуще-ствляющего ОРД, допускается только на основании судебного ре-шения:
обследование жилища;
контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообще-ний;
прослушивание телефонных переговоров;
снятие информации с технических каналов связи.
Перечень оснований для проведения этих оперативно-ро-зыскных мероприятий сужен, по сравнению с общими основания-ми, и ими являются:
наличие информации о признаках подготавливаемого, совер-шаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязатель-но;
наличие информации о лицах, подготавливающих, совершаю-щих или совершивших противоправное деяние, по которому произ-водство предварительного следствия обязательно;
наличие информации о событиях или действиях, создающих уг-розу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
Порядок получения решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий регламентирован ст. 9 Федерального зако-на “Об ОРД” и постановлением Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах, связанных с применением ст.ст. 23, 25 Кон-ституции РФ” от 24.12.93 г. № 13. В соответствии с ним руководи-тель органа, осуществляющего ОРД, выносит мотивированное по-становление с ходатайством о проведении оперативно-розыскных мероприятий. Постановление оформляется с соблюдением требова-ний секретного делопроизводства, в нем должны быть указаны: его наименование; время и место вынесения; данные о руководителе органа, осуществляющего ОРД, вынесшем постановление; факти-ческие и правовые основания, подтверждающие необходимость проведения оперативно-ро-зыскного мероприятия; данные о лице, в отношении которого предполагается осуществить оперативно-розыскное мероприятие (Ф.И.О., место жительства, номер и место установки телефона), испрашиваемый срок. В обоснование хода-тайства представляются оперативно-служебные документы.
Судья, рассмотрев предъявленные ему материалы, разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприя-тия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивиро-ванное постановление. В случае отказа в проведении оперативно-розыскного мероприятия орган, осуществляющий ОРД, может об-ратиться с аналогичным ходатайством в вышестоящий суд.
Отказ суда может быть опротестован надзирающим уполномо-ченным прокурором (ст. 36 Федерального закона “О внесении из-менений и дополнений в Закон РФ “О прокуратуре РФ” от 18.10. 95 г.). Протест должен быть оформлен с соблюдением правил секрет-ного делопроизводства, т. к. сведения о проведении оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну (ст. 12 Федерального закона “Об ОРД”).
Орган, осуществляющий ОРД, получив решение суда о проведе-нии оперативно-розыскного мероприятия, обязан уведомить об этом уполномоченного прокурора (приказ министра внутренних дел РФ от 22.09.92 г. “О мерах по совершенствованию оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел” с последующими изменениями и дополнениями).
В ряде случаев допускается проведение оперативно-розыск-ных мероприятий без получения предварительного разрешения судьи (ст. 8 Федерального закона “Об ОРД”).
В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, воен-ной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, допускается про-ведение оперативно-розыскных мероприятий без получения пред-варительного разрешения судьи, но с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента нача-ла проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осу-ществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.
В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание телефонных переговоров, ве-дущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержден-ного руководителем органа, осуществляющего ОРД, с обязатель-ным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безо-пасность органов, осуществляющих ОРД, проводятся в соответст-вии с Федеральным законом “Об ОРД” и исключительно в преде-лах полномочий указанных органов без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме. Данное поло-жение ст. 8 Федерального закона “Об ОРД” относится к таким опе-ративно-розыскным мероприятиям, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.
3. Оперативно-розыскные мероприятия, для проведения которых не требуется ни вынесения специального постановления, ни полу-чения разрешения соответствующего судьи:
опрос граждан;
наведение справок;
сбор образцов для сравнительного исследования;
проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых не запрещена либо их оборот не ограничен;
исследование предметов и документов;
наблюдение;
отождествление личности;
обследование помещений (кроме жилых), зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
Проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно при условии включения государственного органа в перечень органов, наделяемых правом осуществления ОРД, и утверждения руководи-телем этого органа перечня оперативных подразделений, право-мочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Преде-лы оперативно-розыскной деятельности оперативных подразделе-ний ограничены их компетенцией, определяемой законодательны-ми актами Российской Федерации: Законом РСФСР “О милиции” от 18.04.91 г.; Законом РФ “О федеральных органах налоговой по-лиции” от 24.06.93 г.; Федеральным законом “Об органах феде-ральной службы безопасности” от 3.04.95 г.; Федеральным законом “О внешней разведке” от 10.01.96 г.; Таможенным кодексом РФ; Федеральным законом “О государственной охране” от 24.04.96 г.; Федеральным законом “Об обороне” от 24.04.96 г. В случае полу-чения оперативной информации, относящейся к компетенции дру-гого органа, орган, ее получивший, обязан передать ее по подве-домственности.
На территории Российской Федерации право осуществлять ОРД предоставлено оперативным подразделениям:
органов внутренних дел РФ;
органов федеральной службы безопасности;
федеральных органов налоговой полиции;
федеральных органов государственной охраны; Главного управ-ления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ;
органов пограничной службы РФ;
таможенных органов РФ;
службы внешней разведки РФ (пп. 1—7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона “Об ОРД”).
Оперативные подразделения органов внешней разведки Мини-стерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Россий-ской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанных органов внеш-ней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не за-трагивает полномочий органов, указанных в пп. 1—7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона “Об ОРД”.
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, наделенные правом ее осуществлять, обязаны:
принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства;
исполнять в пределах своих полномочий поручения в письмен-ной форме органа дознания, следователя, указания прокурора и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству;
выполнять на основе и в порядке, предусмотренном междуна-родными договорами Российской Федерации, запросы соответст-вующих международных правоохранительных организаций, право-охранительных органов и специальных служб иностранных госу-дарств;
информировать другие органы, осуществляющие ОРД на терри-тории РФ, о ставших им известными фактах противоправной дея-тельности, относящиеся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь;
соблюдать правила конспирации при осуществлении ОРД;
содействовать обеспечению в порядке, установленном законода-тельством РФ, безопасности и сохранности имущества своих со-трудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляю-щим ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также чле-нов семей и близких родственников указанных лиц от преступных посягательств (ст. 14 Федерального закона “Об ОРД”).
При решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприя-тия, перечисленные в ст. 6 Федерального закона “Об ОРД”, произ-водить при их проведении изъятие предметов, материалов и сооб-щений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни, здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической или эколо-гической безопасности РФ;
устанавливать на безвозмездной и возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содей-ствие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;
использовать в ходе проведения оперативно-розыскных меро-приятий по договору или устному соглашению служебные помеще-ния, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные сред-ства и иное имущество частных лиц;
использовать в целях конспирации документы, зашифровываю-щие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помеще-ний и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а так-же личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденци-альной основе;
создавать в установленном законодательством РФ порядке предприятия, учреждения, организации, подразделения, необходи-мые для решения задач, предусмотренных Федеральным законом “Об ОРД” (ст. 15 Федерального закона “Об ОРД”).
При наличии оснований, предусмотренных пп. 1—6 ч. 1 ст. 7 Федерального закона “Об ОРД”, органы, осуществляющие ОРД, имеют право заводить дела оперативного учета, перечень и порядок ведения которых определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД.
Так, оперативные подразделения органов внутренних дел могут вести следующие дела оперативного учета: предваритель-ной опе-ративной проверки, оперативные, оперативно-поиско-вые, розыск-ные, дела об установлении личности граждан по неопознанным трупам.
Оперативные подразделения органов налоговой полиции и фе-деральной службы безопасности могут вести дела оперативного розыска и оперативной проверки.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона “Об ОРД” результаты ОРД могут быть использованы для проведения опера-тивно-розыскных мероприятий, подготовки и осуществления след-ственных и судебных действий, могут служить поводом и основа-нием для возбуждения уголовного дела. Таким образом, законода-тель ввел новый повод для возбуждения уголовного дела, расширив их перечень, приведенный в ст. 108 УПК РСФСР. Этот повод к возбуждению уголовного дела не охватывается п. 6 ст. 108 УПК РСФСР, т. к. не все органы, осуществляющие ОРД, являются орга-нами дознания, например, служба внешней разведки, Главное управление охраны, органы внешней разведки Министерства обо-роны и Федерального агентства правительственной связи и инфор-мации при Президенте Российской Федерации.
Кроме того результаты ОРД могут использоваться в доказыва-нии по уголовным делам в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, регла-ментирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Это положение закона позволяет легализовать результаты ОРД при соблюдении следующих условий:
оперативно-розыскные мероприятия должны быть проведены в соответствии со ст.ст. 6, 7, 8 Федерального закона “Об ОРД”, уста-навливающими виды оперативно-розыскных мероприятий, основа-ния и условия их осуществления;
результаты оперативно-розыскных мероприятий должны быть документированы в соответствии с нормами Федерального закона “Об ОРД”. При этом следует иметь в виду, что законодатель не установил форму документирования.
На практике результаты оперативно-розыскных мероприятий оформляются рапортом, протоколом, актом или справкой.
Документированные результаты ОРД с приложением надлежа-щим образом опечатанных носителей информации на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, пред-ставляются органу дознания, следователю или суду. В постановле-нии должно быть указано его наименование. место и время вынесе-ния, сведения о должностном лице, его вынесшем, фактические данные, послужившие основанием для его вынесения, со ссылкой на нормы Федерального закона “Об ОРД”, в приложении необхо-димо перечислить все документы с указанием количества листов каждого документа, материальные носители информации, а также средства их упаковки и идентификации.
Следует отметить, что перед вынесением постановления о пере-даче результатов ОРД руководитель органа, ее осуществляющего, обязан определить объем передаваемой информации и вынести постановление о ее рассекречивании (ч. 1 ст. 12 Федерального за-кона “Об ОРД”).
Орган дознания или следователь, получив результаты ОРД, ре-шает вопрос о достаточности их для возбуждения уголовного дела, а также определяет программу процессуальных действий по вводу результатов ОРД в систему доказательств по уголовному делу. В этих целях он обязан:
осмотреть представленные материальные носители информации с соблюдением требований ст.ст. 178, 179, 182 УПК РСФСР;
вынести постановление о признании их в качестве веществен-ных доказательств и о приобщении к материалам уголовного дела;
допросить в качестве свидетелей оперативных работников, спе-циалистов, а также других лиц, участвовавших в оперативно-розыскных мероприятиях;
решить вопрос о назначении необходимых экспертиз (напри-мер, фоноскопической, видеофоноскопической, химической).
Рапорты, протоколы оперативно-розыскных мероприятий, справки и акты, составленные оперативными работниками, в соот-ветствии со ст. 69 УПК РСФСР будут являться таким источником доказательств, как иные документы .
Практика прокурорского надзора, следственной и судебной дея-тельности свидетельствует о том, что следователи, прокуроры и судьи часто неверно толкуют положения ст. 11 Федерального зако-на “Об ОРД”, распространяя действие норм уголовно-процессуального законодательства на порядок проведения и доку-ментирования оперативно-розыскных мероприятий, и требуют, в частности, присутствия понятых при проведении оперативно-розыскных мероприятий (например, при наблюдении с применени-ем видеозаписи; прослушивании телефонных переговоров; обсле-довании помещений, сооружений, зданий, участков местности и транспортных средств и т. д.). Факт отсутствия понятых расценива-ется ими как основание для признания результатов ОРД незакон-ными. Таким образом, ошибочно отождествляются порядок прове-дения и документирования оперативно-розыскных мероприятий и порядок производства и фиксации следственных действий, в то время как первый регламентируется Федеральным законом “Об ОРД” и изданными на его основании ведомственными норматив-ными актами, второй — нормами уголовно-процессуального зако-нодательства.


III. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
ЗАКОННОСТИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Правовые основания, задачи, предмет
и организация прокурорского надзора за ОРД
Правовыми основаниями прокурорского надзора за ОРД явля-ются ст.ст. 1, 29, 30 Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “О прокуратуре РФ” от 18.10.95 г.; ст. 21 Федерального закона “Об ОРД” от 5.07.95 г.; ст. 211 УПК РСФСР; приказы Генерального прокурора РФ “Об организации надзора за исполнением Федерального закона “Об ОРД” от 9.08.96 г. № 48 и “Об организации прокурорского надзора за расследованием и рас-крытием преступлений” от 21.02.95 г. № 10; совместные указания Генерального прокурора РФ и Министерства внутренних дел РФ “О соблюдении законности при разрешении заявлений и сообщений о безвестном исчезновении граждан” № 15/164; № 1/5152 от 22.12.92 г.; “О серьезных недостатках в работе по установлению лично-сти неопознанных и невостребованных трупов” № 15/24 от 9.03.94 г.; № 1/1026 от 12.03.94 г.; “О порядке предоставления орга-нами внутренних дел материалов для осуществления прокурор-ского надзора за исполнением Федерального закона “Об ОРД” № 44/15 от 29.07.96 г.; № 1/12812 от 25.07.96 г.; совместные указания заместителя Генерального прокурора РФ и первого заместителя министра внутренних дел РФ “О мерах по соблюдению регистра-ционной и исполнительской дисциплины в проведении работы по розыску без вести пропавших и установлению личности неопознан-ных трупов” № 15/12; № 1/3003 от 22.06.94 г.; “О серьезных недос-татках при объявлении в розыск обвиняемых” № 15-20-94; № 1/4983 от 12.10.94 г.; совместное указание заместителя Генерально-го прокурора РФ и заместителя директора Департамента налоговой полиции РФ “Об усилении прокурорского надзора и ведомственно-го контроля за ОРД и дознанием в органах налоговой полиции” № 15-20-94 от 10.10.94 г.; № ЗП-1635 от 3.10.94 г.; постановление Пленума Верховного Суда РФ “О некоторых вопросах. связанных с применением статей 23 и 25 Конституции РФ” № 13 от 24.12.93 г.
Прокурорский надзор за ОРД должен:
способствовать выполнению органами, осуществляющими опе-ративно-розыскную деятельность, обязанностей по предупрежде-нию, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию пре-ступлений, изобличению виновных, розыску лиц, без вести про-павших, а также скрывающихся от органов дознания, следствия, суда либо уклоняющихся от уголовного наказания;
содействовать комплексному и активному осуществлению опе-ративными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Федеральным законом “Об ОРД”;
содействовать надлежащему документированию результатов ОРД и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам. Уполномоченный прокурор должен принимать активное участие на самых ранних этапах оперативной проверки, определяя совместно с должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и следователем возможность реализации оперативной инфор-мации, достаточность ее для возбуждения уголовного дела и ис-пользования в процессе доказывания по уголовному делу. Подобная деятельность уполномоченного прокурора определяется природой прокурорского надзора, находящегося на стыке таких видов право-охранительной деятельности, как ОРД, расследование преступле-ний и правосудие. Именно прокурор призван координировать эти виды деятельности и устранять таким образом ненужные трения между правоохранительными органами;
своевременно выявлять, предупреждать и пресекать нарушения закона и конституционных прав и гарантий личности.
В практике прокурорского надзора распространены факты укло-нения уполномоченных прокуроров от принятия решений о доста-точности оперативной информации, а также о возможности исполь-зования в процессе доказывания результатов ОРД. При этом проку-роры ссылаются на то, что эти вопросы выходят за пределы проку-рорского надзора, и предлагают должностным лицам органов, осу-ществляющих ОРД, принять решение, после чего представить все материалы, послужившие основанием для его принятия, в прокура-туру. Подобная практика создает предпосылки к совершению на-рушений закона, дискредитирует органы прокуратуры.
Предметом прокурорского надзора за ОРД являются:
соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
установленный порядок выполнения оперативно-розыскных ме-роприятий;
законность решений, принимаемых органами, осуществляющи-ми ОРД (ст. 29 Федерального закона “О внесении изменений и до-полнений в закон РФ “О прокуратуре РФ” от 18.10.95 г. и п. 2 при-каза Генерального прокурора РФ № 48 от 9.08.96 г. “Об организа-ции надзора за исполнением Федерального закона “Об ОРД”).
Условия выполнения оперативно-розыскных мероприятий рег-ламентируются ст. 8 Федерального закона “Об ОРД”. В соответст-вии с ней гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принад-лежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприя-тий на территории Российской Федерации, если иное не предусмот-рено федеральным законом.
Ряд федеральных законов устанавливает ограничения на прове-дение оперативно-розыскных мероприятий в отношении некоторых категорий лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 16 Закона РФ “О статусе судей в РФ” от 26.06.92 г. проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там досмотра, прослушивание его телефонных переговоров, личный досмотр судьи, а равно досмотр, изъятие и выемка его корреспон-денции, принадлежащих ему имущества и документов производят-ся по решению суда и только по возбужденному уголовному делу в отношении этого судьи. Таким образом, ОРД в отношении судьи до возбуждения уголовного дела запрещена, т. е. положения п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона “Об ОРД” применительно к судьям не действует.
Ст. 18 Федерального закона “О статусе депутата Совета Федера-ции и статусе депутата Государственной Думы Федерального Соб-рания РФ” от 8.05.94 г. гласит, что депутаты Государственной Ду-мы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Феде-рации обладают неприкосновенностью в течение срока их полно-мочий. Неприкосновенность депутата распространяется на его жи-лое, служебное помещения, багаж, личное и служебное транспорт-ные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Проведение оперативно-розыскных мероприятий возможно только по возбужденному в отношении него уголовному делу.
В соответствии со ст. 42 Федерального закона “О внесении из-менений и дополнений в Закон РФ “О прокуратуре Российской Федерации” от 18.10.95 г. любая проверка сообщения о факте пра-вонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исклю-чением случаев, когда прокурор или следователь застигнуты при совершении преступления), производство расследования являются исключительной компетенцией органов прокуратуры. Не допуска-ется задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обес-печения безопасности других лиц, а также задержания при совер-шении преступления.
В практике прокурорского надзора за оперативно-розыск-ной деятельностью возникают серьезные проблемы в связи с неудачной формулировкой ч. 3 ст. 21 Федерального закона “Об ОРД”, соглас-но которой сведения об организации, о тактике, методах и средст-вах осуществления ОРД в предмет прокурорского надзора не вхо-дят.
Руководители некоторых органов, осуществляющих ОРД, не-верно толкуя эту норму закона, стали отказывать в предоставлении надзирающему прокурору оперативно-служебных документов, по-служивших основанием для заведения дел оперативного учета, про-ведения оперативно-розыскных мероприятий и принятия в ходе их проведения решений. Этому способствовало и указание министра внутренних дел РФ “О порядке представления оперативно-служебных документов” № 1/1776 от 31.01.96 г., которым опера-тивные подразделения органов внутренних дел практически осво-бождались от прокурорского надзора.
Между тем, такое толкование носит узковедомственный харак-тер, игнорирует положения п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. 29 Федераль-ного закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О прокуратуре РФ”; ст. 211 УПК РСФСР и Федерального закона “Об ОРД”.
Смысл ч. 3 ст. 21 Федерального закона “Об ОРД” в том, что прокуроры при осуществлении прокурорского надзора не вправе вмешиваться тем или иным путем в чисто организационные и тех-нические вопросы оперативно-розыскной деятельности. Например, в расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения оперативно-розыскных мероприятий, выбор технических средств их обеспече-ния и другие организационно-технические вопросы. Однако проку-рор может знакомиться с оперативно-служебными документами, содержащими сведения об организации, о тактике, методах и сред-ствах осуществления ОРД, в случае проверки законности действий должностных лиц оперативных подразделений при осуществлении ОРД, а также при принятии решений о привлечении оперативных сотрудников к установленной законом ответственности (дисципли-нар-ной, уголовной).
В определенной степени остроту проблемы, связанной с неудач-ной редакцией ч. 3 ст. 21 Федерального закона “Об ОРД”, сняло совместное указание Генерального прокурора РФ и Министерства внутренних дел “О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуществления прокурорского надзора за ис-полнением Федерального закона “Об ОРД” № 44/15 от 29.07.96 г.; № 1/12812 от 25.07.96 г., которым было отменено указание Мини-стерства внутренних дел РФ “О порядке представления опера-тивно-служебных материалов” № 1/1776 от 31.01.96 г. и приведен в соответствие с Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О прокуратуре РФ” и Федеральным зако-ном “Об ОРД” порядок предоставления материалов ОРД, необхо-димых для осуществления прокурорского надзора.
Организация прокурорского надзора за оперативно-розыск-ной деятельностью осуществляется на основании Инструкции об орга-низации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной приказом Ге-нерального прокурора РФ “Об организации надзора за исполнением Федерального закона “Об ОРД” № 48 от 9.08.96 г., и совместного указания Генерального прокурора РФ и Министерства внутренних дел РФ “О порядке предоставления органами внутренних дел мате-риалов для осуществления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об ОРД” № 44/15 от 29.07.96 г.; № 1/12812 от 25.07.96 г.
Организация прокурорского надзора за ОРД включает:
1. Издание прокурором субъекта Федерации приказа, которым определяются прокурорские работники, уполномоченные осущест-влять надзор за ОРД и вести секретное делопроизводство по мате-риалам ОРД. Возложение на уполномоченного прокурорского ра-ботника ведения секретного делопроизводства представляется наи-более правильным, так как это позволяет свести к минимуму воз-можность утечки секретной информации по вопросам ОРД. В при-казе прокурора субъекта Федерации необходимо указать уполномо-ченных прокуроров и лиц, ведущих секретное делопроизводство как в аппарате прокуратуры субъекта Федерации, так и в каждой районной (городской) прокуратуре.
2. Ознакомление под роспись уполномоченных надзирающих прокуроров и лиц, ведущих секретное делопроизводство по вопро-сам ОРД, с изданным приказом.
3. Направление приказа во все поднадзорные оперативные под-разделения в целях информирования их об уполномоченных проку-рорах по надзору за ОРД.
4. Оформление в установленном порядке структурными подраз-делениями прокуратуры субъекта Федерации (отделами общего и особого делопроизводства, спецчастями или инспекторами общего и особого делопроизводства) допуска к секретным работам и доку-ментам уполномоченным лицам.
5. Принятие мер по техническому оснащению мест для работы и хранения документов по вопросам ОРД. Ответственность за приня-тие указанных мер должна быть возложена приказом прокурора субъекта Федерации на руководителей соответствующих прокура-тур. Категорически запрещается прием, работа и хранение доку-ментов по вопросам ОРД в не приспособленных для этого помеще-ниях. Необходимо помнить, что нарушение этого требования созда-ет предпосылки к утрате секретных документов, что влечет уголов-ную ответственность лиц, виновных в этом.
6. Определение номенклатуры дел по документам ОРД. Количе-ство дел зависит от объема документооборота в каждой прокурату-ре. Однако в Инструкции об организации делопроизводства в орга-нах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельно-сти” установлено обязательное ведение двух журналов (книг): жур-нала учета поступивших и исполненных в прокуратуре документов по вопросам ОРД; журнала учета работы прокурора по надзору за исполнением Федерального закона “Об ОРД”.
Номенклатура дел, ведущихся в прокуратуре по вопросам ОРД, должна определяться приказом руководителя прокуратуры, изда-ваемым по правилам секретного делопроизводства. Примерный перечень дел может быть следующим:
1. Журнал учета поступивших и исполненных в прокуратуре до-кументов по вопросам ОРД. Особенность этого журнала в том, что он совмещает в себе функции двух журналов — входящего и исхо-дящего.
2. Журнал учета работы прокурора по надзору за исполнением Федерального закона “Об ОРД”.
3. Журнал учета надзорных производств по жалобам, связанным с осуществлением ОРД.
4. Дело по переписке с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
5. Дело по переписке с оперативными подразделениями органов, осуществляющих ОРД. При этом в зависимости от документообо-рота возможно ведение либо единого дела по всем органам, осуще-ствляющим ОРД, либо отдельно по каждому органу.
6. Дело “Представления, протесты, письменные указания, поста-новления о возбуждении уголовного дела и о возбуждении произ-водства об административных правонарушениях, справки по ре-зультатам проверки органов, осуществляющих ОРД и переписка по ним”.
7. Рабочая тетрадь по вопросам ОРД.
Перечисленные журналы, дела, тетрадь должны быть зарегист-рированы в специальном журнале, прошиты, пронумерованы, скре-плены печатью и переданы под роспись лицу, ведущему секретное делопроизводство по вопросам ОРД.
Оперативно-служебные документы могут поступать в прокура-туру и исходить из нее либо секретной почтой либо передаваться под роспись оперативному сотруднику органа, осуществляющего ОРД.
Печатает документы либо их исполнитель либо машинистка, имеющая допуск к совершенно секретным работам.
При определении грифа секретности документа, изготовленного в прокуратуре, необходимо руководствоваться Законом РФ “О го-сударственной тайне” от 21.07.93 г.; Указом Президента РФ “Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне” № 1203 от 30.11.95 г., постановлением Правительства РФ № 733-55 от 18.09.92 г. “Об утверждении Временного перечня сведений, составляющих государственную тайну”, приказом Ге-нерального прокурора РФ № 1 от 25.02.93 г., утвердившим “Вре-менный перечень сведений, подле-жащих засекречиванию в орга-нах прокуратуры РФ”.
2. Методика прокурорского надзора
за соблюдением законности при осуществлении ОРД
Приемы и способы осуществления прокурорских проверок за-конности проведения оперативно-розыскных мероприятий зависят от задач и предмета прокурорского надзора за ОРД. До принятия Федерального закона “Об ОРД” от 5.07.95 г. некоторые прокуроры пытались проводить “сплошные” проверки, что при отсутствии надлежащих знаний и достаточной подготовки приводило либо к курьезам, дискредитирующим органы прокуратуры, либо к утечке конфиденциальной информации. Другая часть прокурорского кор-пуса устранилась от проведения прокурорских проверок, ссылаясь на отсутствие обращений граждан о нарушениях закона при осуще-ствлении ОРД, игнорируя при этом имеющуюся в прокуратуре ин-формацию о крайне низкой раскрываемости преступлений, особен-но тяжких.
В связи с этим возникает вопрос — что можно считать поводом и основанием для прокурорской проверки?
Поводы — это поступившие к уполномоченному прокурору ис-точники сведений о нарушениях закона при осуществлении опера-тивно-розыскных мероприятий либо о факте проведения оператив-но-розыскных мероприятий либо о факте принятия в ходе них ре-шения.
Часть 2 ст. 21 Федерального закона “Об ОРД” гласит: “По за-просу уполномоченного прокурора в связи с поступившими в про-куратуру материалами, информацией и обращениями граждан о нарушении законов при проведении оперативно-розыскных меро-приятий, а также при проверке установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий и законности принимаемых при этом решений руководители органа, осуществляющего ОРД, представляют прокурору оперативно-служебные документы, по-служившие основанием для проведения этих мероприятий”.
По смыслу этой нормы закона поводами для прокурорской про-верки законности осуществления ОРД являются:
материалы о нарушениях закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
информация о нарушениях закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;
обращения граждан о нарушениях закона при проведении опера-тивно-розыскных мероприятий;
факт проведения оперативно-розыскных мероприятий;
факт принятия решения при проведении оперативно-розыск-ных мероприятий.
Первые три повода служат основанием для осуществления про-курорского надзора в пассивной форме, так как прокурор ожидает поступления к нему сведений о нарушениях закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Остальные два повода связа-ны с активной формой прокурорского надзора, они ориентируют прокурора на проверку установленного порядка проведения опера-тивно-розыскных мероприятий и законности принятых решений с целью выявления возможных нарушений закона.
Поскольку законодатель назвал материалы и информацию о на-рушениях законов при проведении оперативно-розыскных меро-приятий самостоятельными поводами для проведения прокурор-ской проверки, необходимо знать, в чем их различие.
Представляется, что они различаются качеством содержащихся в них сведений о нарушениях закона. Информация включает в себя первичные сведения, требующие соответствующей проверки. Ма-териалы же — результат предварительной проверки, проведенной органами, осуществляющими ОРД, который прокурор должен оце-нить и принять решение о мерах прокурорского реагирования.
При проверке обращений граждан о нарушениях закона, по их мнению допущенных при проведении оперативно-розыск-ных ме-роприятий, следует иметь в виду, что информация как о самом фак-те, так и о порядке и результатах проведения оперативно-розыскного мероприятия является государственной тайной, поэто-му необходимо быть предельно внимательным при подготовке от-вета гражданину.
Практика прокурорского надзора свидетельствует, что нередки случаи, когда лица, в отношении которых осуществляется опера-тивная проверка, направляют заведомо необоснованные обращения в органы прокуратуры, надеясь получить хотя бы косвенное под-тверждение факта ее проведения.
Основания прокурорской проверки — это фактические данные, содержащиеся в поводах и позволяющие предположить, что при проведении оперативно-розыскных мероприятий были допущены нарушения закона, а также данные о факте проведения оперативно-розыскных мероприятий либо о принятии в ходе них решения.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что факт прове-дения оперативно-розыскных мероприятий и факт принятия при этом решения являются одновременно и поводом и основанием для прокурорской проверки за ОРД.
Уполномоченный прокурор при подготовке к прокурорской проверке должен:
1) подобрать материалы по вопросам ОРД (уведомления о про-ведении оперативно-розыскных мероприятий, требующих получе-ния разрешения судьи; постановления о заведении и прекращении розыскных дел о без вести пропавших гражданах; постановления об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам безвестного исчез-новения граждан и обнаружения неопознанных трупов; постанов-ления о передаче результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору; постановления об объявлении розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следователя, суда; отдельные поручения сле-дователей прокуратуры органам, осуществляющим ОРД, по уста-новлению лиц, совершивших преступления; справки по результатам ранее проведенных прокурорских проверок);
2) проанализировать имеющуюся в прокуратуре информацию по вопросам ОРД в соотношении с информацией, характеризующей деятельность органов по приему, учету, регистрации и разрешению заявлений и сообщений о преступлениях и по расследованию уго-ловных дел (отчеты по форме “П”, “1-Е”, “2-Е”, отчеты о результа-тах деятельности оперативных подразделений, например уголовно-го розыска; по борьбе с экономической преступностью, с организо-ванной преступностью, незаконным оборотом наркотиков органов внутренних дел; по борьбе с терроризмом, организованной пре-ступностью, коррупцией, контрабандой органов ФСБ);
3) определить круг вопросов, подлежащих проверке, цель про-верки, состав участников, в том числе возможность привлечения вышестоящих прокуратур и органов, осуществляющих ОРД. Про-верка должна быть максимально конкретна.
Характер и объем проверочных действий зависят от целей про-верки.
При проверке исполнения оперативными подразделениями задач ОРД по раскрытию преступлений необходимо:
1. Изучить все уголовные дела, приостановленные за неустанов-лением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, т. е. по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 195 УПК РСФСР. При этом следует определить ту категорию преступлений, раскрывае-мость которых крайне низка, соотнести этот показатель с тяжестью преступлений, выделяя таким образом те виды преступлений, рас-крытие которых является первоочередной задачей органов, осуще-ствляющих ОРД. Как правило, это убийства, умышленное причи-нение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, грабежи, разбои, кражи.
Изучая уголовные дела, прокурор должен обращать внимание на выполнение следователем всех следственных действий, производ-ство которых возможно в отсутствие обвиняемого; направление с соблюдением требований ст. 127 УПК РСФСР отдельного поруче-ния органам, осуществляющим ОРД; рассмотрение вопроса о соз-дании совместной следственно-опера-тивной группы.
2. Изучить все оперативно-поисковые дела, заведенные по уго-ловным делам о нераскрытых преступлениях. В соответствии с приказом Министерства внутренних дел РФ “О мерах по со-вершенствованию ОРД органов внутренних дел” от 22.09.92 г. опе-ративно-поисковые дела должны быть заведены не позднее 10 дней со дня возбуждения уголовного дела о нераскрытом тяжком пре-ступлении (ст. 15 УК РФ). По указанию руководителя органа внут-ренних дел оперативно-поисковые дела могут заводиться и по дру-гим категориям преступлений. При изучении оперативно-поисковых дел необходимо обратить внимание на законность, обоснованность и соблюдение сроков их заведения; наличие планов проведения оперативно-розыск-ных мероприятий (первичных, до-полнительных) и выполнение намеченных мероприятий; полноту и комплексность использования органами, осуществляющими ОРД, полномочий, предоставленных им Федеральным законом “Об ОРД”; организацию взаимодействия с другими оперативными под-разделениями; полноту и соблюдение сроков исполнения отдель-ных поручений следователей; состояние ведомственного контроля со стороны непосредственных руководителей оперативных подраз-делений и их вышестоящего руководства; порядок проведения и документирования оперативно-розыскных мероприятий; использо-вание результатов ОРД в процессе доказывания по уголовным де-лам; соблюдение порядка рассекречивания и представления резуль-татов ОРД органам дознания, следователю, суду.
При проверке исполнения оперативными подразделениями задач ОРД по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений следует:
1. Изучить статистические показатели, характеризующие дина-мику и структуру конкретных видов преступлений в регионе в те-чение нескольких лет (как правило, пяти лет), например, взяточни-чества; преступлений, совершенных организованными преступны-ми группами; контрабанды; уклонения от уплаты налогов; уклоне-ния от уплаты таможенных платежей; преступлений, связанных с наркотическими или психотропными веществами, и других.
2. Из общего количества выявленных преступлений установить те, которые выявлены в процессе ОРД, определить их абсолютное и относительное число. В этих целях изучить отчеты оперативных подразделений о результатах их деятельности (полугодовые и годо-вые).
3. Изучить дела оперативного учета (дела предварительной опе-ративной проверки, оперативные дела, дела оперативной проверки, дела оперативной разработки), как реализованные, так и находя-щиеся в производстве оперативных подразделений. При этом сле-дует обращать внимание на законность и обоснованность заведения дел оперативного учета; наличие планов проведения оперативно-розыскных мероприятий и их реальное выполнение; полноту и комплексность использования оперативными подразделениями полномочий, предоставленных Федеральным законом “Об ОРД” (в особенности профессиональное, грамотное использование опера-тивной техники при производстве ОРД); соблюдение сроков опера-тивной проверки (разработки); порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий и их документирования; организацию взаимодействия с другими подразделениями; состояние ведомст-венного контроля за оперативной проверкой (разработкой) со сто-роны непосредственных, а также вышестоящих руководителей ор-ганов, осуществляющих ОРД; использование результатов ОРД как при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, так и в про-цессе доказывания по уголовному делу; соблюдение порядка рас-секречивания и представления органам дознания, следователю, суду результатов ОРД.
4. Изучить уголовные дела, возбужденные в порядке реализации результатов ОРД, впоследствии либо прекращенные либо по кото-рым судом вынесены оправдательные приговоры. Целью изучения этих уголовных дел должно быть выяснение того обстоятельства, не является ли причиной прекращения уголовных дел либо оправ-дания подсудимых поспешная или с нарушением закона осуществ-ленная реализация результатов ОРД.
При проверке исполнения оперативными подразделениями задач ОРД по розыску без вести пропавших лиц и установлению личности граждан по неопознанным трупам необходимо:
1. Изучить материалы об отказе в возбуждении уголовного дела по фактам безвестного исчезновения граждан. В соответствии с подпунктом 2.1.5 главы 1 раздела 1 Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержден-ной приказом Министерства внутренних дел РФ № 213 ДСП от 5.05.93 г., в редакции приказа Министерства внутренних дел РФ № 66 от 28.09.94 г. “О некоторых организационных мерах по совер-шенствованию работы в органах внутренних дел” без вести про-павшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых при-чин, местонахождение и адрес которого остаются неизвестными. В материалах об отказе в возбуждении уголовного дела следует об-ращать внимание на полноту осмотра последнего местопребывания (жительства) пропавшего без вести лица; наличие детальных объ-яснений родственников, знакомых, сослуживцев о возможных при-чинах исчезновения лица; наличие обстоятельств, позволяющих с достоверностью предположить криминальный характер факта ис-чезновения гражданина.
2. Изучить материалы об отказе в возбуждении уголовных дел по фактам обнаружения неопознанных трупов, в частности прове-рить, произведен ли осмотр трупа на месте происшествия и в морге, при этом должно быть организовано выполнение обзорной, узло-вой, детальной и опознавательной фотосъемки до и после туалета трупа, дактилоскопирование или диагностическое исследование с целью получения пригодных для идентификации отпечатков с кис-тей рук неопознанного трупа; изъятие одежды, обуви, предметов и других вещей, обнаруженных на трупе и на месте происшествия, для их опознания и экспертного исследования. Протокол осмотра трупа должен содержать сведения о поле, возрасте, телосложении, цвете волос, глаз и кожных покровов; о длине тела и стоп, окруж-ности головы, о характерных приметах (татуировках, следах опера-ций, повреждениях, ампутациях, физических недостатках, пороках развития), их расположении, о профессиональных особенностях, состоянии зубов (с указанием особенностей: мосты, коронки, про-тезы), о внешности по системе словесного портрета. В протоколе должны быть детально описаны одежда трупа, предметы, обнару-женные вблизи трупа (клочки бумаги, ключи, проездные билеты, остатки пищи, орудия производства и др.), растительный покров в ложе трупа. В материалах об отказе в возбуждении уголовного дела кроме того должны быть детальные объяснения граждан, обнару-живших труп; сведения о принятых мерах к выявлению лиц, воз-можно, знавших умершего; данные о назначении и результатах экспертно-криминалистических, идентификационных и судебно-медицинских исследований.
3. Изучить розыскные дела о без вести пропавших гражданах и дела по установлению личности граждан по неопознанным трупам. На основании подпунктов 2.1.5 и 2.1.6 пункта 2 главы 1 раздела 2 Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом Министерства внутренних дел РФ № 213 ДСП от 5.05.93 г., в редакции приказа Министерства внутренних дел РФ № 66 от 28.02.94 г. розыск без вести пропавших лиц и лиц, погибших (умерших) без признаков преступного наси-лия, осуществляют подразделения кри-минальной милиции, при этом они ведут:
розыскные дела о без вести пропавших гражданах;
дела по установлению личности граждан по неопознанным тру-пам.
Изучая розыскные дела о без вести пропавших лицах, следует обращать внимание на своевременность регистрации заявлений (сообщений) о безвестном исчезновении гражданина в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (книга КП); своевремен-ность заведения розыскного дела (не позднее 10 суток с момента поступления заявления или сообщения о пропавшем без вести); наличие плана розыскных мероприятий, его полноту и соответствие конкретным обстоятельствам исчезновения лица; данные о мар-шрутах движения, местах возможного нахождения, связях, приме-тах пропавшего без вести; сведения о направлении розыскных за-даний и ориентировок, а также их результаты; сведения о направ-лении заданий в приемники-распределители об ориентировании работников специальных оперативно-розыскных групп о приметах разыскиваемого лица; использование средств массовой информа-ции и информационных центров, законность прекращения розыска.
Дежурный по органу внутренних дел не вправе отказать в прие-ме заявления (сообщения) о безвестном исчезновении лица по мо-тивам исчезновения на территории, обслуживаемой другим органом внутренних дел (подпункт 3.9 главы 1 раздела 3 Инструкции об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел). Розыскное дело заводится на без вести пропавшее лицо органом внутренних дел, на территории обслуживания которого достоверно установлено последнее пребывание (нахождение) разыскиваемого. Если в процессе осуществления розыска будет достоверно установ-лено иное место последнего пребывания (нахождения) разыскивае-мого, розыск в установленном порядке может быть перепоручен органу внутренних дел, обслуживающему указанную территорию (под-пункт 6 главы 2 раздела 3 Инструкции об организации и так-тике розыскной работы органов внутренних дел).
Проверяя дела по установлению личности граждан по неопо-знанным трупам, прокурор устанавливает: своевременность регист-рации заявлений (сообщений) об обнаружении неопознанных тру-пов в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях (книга КП), своевременность выезда на место обнаружения трупа следст-венно-оперативной или оперативной группы с привлечением спе-циалистов в области судебной медицины и криминалистики; свое-временность, законность и обоснованность заведения дела по уста-новлению личности граждан по неопознанным трупам (не позднее 5 суток с момента их обнаружения, а в исключительных случаях, с разрешения начальника органа внутренних дел — в срок не более 10 суток (подпункт 4.1 главы 4 Инструкции об организации и так-тике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщить о себе сведения, утвержденной приказом министра внутренних дел РФ № 213 ДСП от 5.05.93 г.); наличие плана меро-приятий и его соответствие конкретным обстоятельствам обнару-жения неопознанного трупа; данные о выполнении намеченных мероприятий, о проверке по учетам ГИЦ, МВД, УВД лиц, без вести пропавших, а в необходимых случаях по учетам лечебных стацио-нарных учреждений города, района; данные о направлении сообще-ний об обнаруженном трупе в ГИЦ, МВД, УВД для включения сведений о них в бюллетень оперативно-розыскной информации; данные о проведении работы по опознанию либо отождествлению личности; законность прекращения дела по установлению лично-сти.
На основании подпункта 4.10 главы 4 Инструкции об организа-ции и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или воз-расту не могут сообщить о себе сведения, дела по установлению личности могут быть прекращены либо в связи с установлением личности либо по истечении 5 лет с момента заведения дела.
В соответствии с совместным указанием заместителя Генераль-ного прокурора РФ № 15-12-94 г. от 22.06.94 г. и первого замести-теля министра внутренних дел РФ № 1/3003 от 30.06.94 г. “О мерах по соблюдению регистрационной и исполнительской дисци-плины в проведении работы по розыску пропавших без вести и установлению личности неопознанных трупов” следует иметь в виду, что в процессе расследования уголовных дел, связанных с гибелью неустановленных лиц, должны приниматься максималь-ные меры по идентификации личности. При приостановлении, пре-кращении или окончании следствия (дознания) к уголовному делу (материалам об отказе в возбуждении уголовного дела) в обяза-тельном порядке приобщается справка о проведенных следствен-ных и оперативно-розыскных действиях по установлению личности потерпевшего. Оперативно-розыскные мероприятия по нераскры-тому преступлению такой категории, в том числе заполнение и на-правление в информационные центры опознавательных карт, осу-ществляется в рамках оперативно-поискового дела. В случаях, ко-гда лицо, совершившее преступление, установлено в ходе первона-чальных следственных и оперативно-розыскных действий, а опера-тивно-поисковое дело не заведено и личность потерпевшего не известна, руководители органов внутренних дел должны обеспе-чить заведение дела по установлению личности в соответствии с требованиями приказа министра внутренних дел РФ № 213 ДСП от 5.05.93 г. Если по данному факту ранее было заведено оперативно-поисковое дело, но в его рамках личность потерпевшего не уста-новлена, то одновременно с принятием решения о прекращении оперативно-поискового дела из него выделяются материалы для заведения дела по установлению личности, которые направляются в розыскное подразделение или сотруднику, осуществляющему ро-зыскные функции. В таком случае дело по установлению личности должно быть заведено не позднее 5 суток с момента получения необходимых материалов.
При возбуждении уголовного дела в связи с безвестным исчез-новением, а равно с похищением человека, во избежание одновре-менного заведения двух видов дел оперативного учета все опера-тивно-розыскные мероприятия проводятся только по розыскному делу. В случае обнаружения разыскиваемого лица с признаками криминальной смерти, розыскное дело немедленно переводится в оперативно-поисковое дело с одновременным внесением измене-ний в соответствующие учеты.
Наиболее распространенными нарушениями закона, допускае-мыми должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, яв-ляются: незаконный отказ в приеме и регистрации заявлений (со-общений) о безвестном исчезновении граждан со ссылкой на не-подведомственность; волокита при регистрации заявлений (сооб-щений) о безвестном исчезновении граждан или обнаружении не-опознанных трупов; нарушение сроков заведения дел оперативного учета (оперативно-поисковых, розыскных, дел по установлению личности граждан, оперативного розыска); сокрытие от учета умышленных убийств, совершенных в условиях неочевидности, под видом либо безвестного исчезновения граждан либо обнаружения неопознанных трупов без признаков преступного насилия; незакон-ная пересылка розыскных дел из одного органа, осуществляющего ОРД, в другой; незаконное заведение дел оперативного учета (дела предварительной оперативной проверки, оперативного дела, дела оперативной проверки, дела оперативной разработки), т. е. нару-шение требований ст. 7 Федерального закона “Об ОРД” в целях улучшения статистических показателей, характеризующих деятель-ность оперативных подразделений; сокрытие заявлений (сообще-ний) о преступлениях в делах оперативного учета, что позволяет оперативным подразделениям осуществлять “бессрочную” провер-ку заявлений и сообщений о преступлениях вопреки требованиям ст. 109 УПК РСФСР; формальность, шаблонность планирования ОРД, без учета конкретных обстоятельств оперативной проверки; волокита при производстве оперативной проверки, невыполнение даже тех оперативно-розыскных мероприятий, которые запланиро-ваны; отсутствие взаимодействия не только между органами, осу-ществляющими ОРД (например, между органами внутренних дел и органами ФСБ, органами внутренних дел и органами налоговой полиции), но и между оперативными подразделениями, входящими в один орган, осуществляющий ОРД (например, между подразделе-ниями уголовного розыска и подразделениями по борьбе с органи-зованной преступностью, входящими в органы внутренних дел; между подразделениями по борьбе с терроризмом и подразделе-ниями по борьбе с коррупцией, входящими в органы ФСБ); уклоне-ние от направления по подведомственности оперативной информа-ции, добытой оперативным подразделением, причем разрешение вопроса по существу, не входит в его компетенцию; концентрация в делах оперативного учета подлинников протоколов следственных действий (протоколов допроса свидетелей, потерпевших, подозре-ваемых, обвиняемых, протоколов осмотра места происшествия и др.); неуведомление прокурора о получении разрешения суда на производство оперативно-розыскных мероприятий, требующих такого разрешения; неуведомление в 24 часа соответствующего судьи о проведении без его разрешения оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан; неуведомление в 48 часов соответствующего судьи о производстве без его разрешения, но по письменному заявлению или письменно-му согласию гражданина прослушивания телефонных переговоров; нарушение сроков проведения оперативно-розыскных мероприятий (например, прослушивания телефонных переговоров); представле-ние результатов ОРД органу дознания, следователю, суду без выне-сения постановления об этом (на основании различных писем, ра-портов); отсутствие ведомственного контроля как со стороны непо-средственных руководителей, так и вышестоящих; невыполнение либо некачественное выполнение отдельных поручений следовате-ля.
По результатам выявленных нарушений законодательства об оперативно-розыскной деятельности прокурор использует следую-щие меры прокурорского реагирования:
представление;
постановление (например, о возбуждении уголовного дела либо производства об административном правонарушении; об отмене постановления о прекращении дела оперативного учета; об отмене постановления о передаче результатов ОРД органу дознания, сле-дователю, в суд и др.);
протест (например, на постановление суда либо отказавшего ли-бо давшего согласие на проведение оперативно-розыскных меро-приятий, требующих предварительного разрешения судьи);
письменное указание (например, о проведении конкретных опе-ративно-розыскных мероприятий, необходимых, по его мнению, в целях выполнения задач ОРД).



Рекомендуемая литература

1. Конституция РФ от 12.12.93 г.
2. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О прокуратуре РФ”: Феде-ральный закон от 17.11 95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон от 12.08.95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.
4. УПК РСФСР.
5. О милиции: Закон РСФСР от 18.04.91 г. // Ведомости Съезда народных депу-татов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.
6. О федеральных органах налоговой полиции: Закон РФ от 24.06.93 г. // Ведо-мости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 29. Ст. 1114.
7. Об органах ФСБ: Федеральный закон от 3.04.95 г. // Собрание законодатель-ства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
8. О внешней разведке: Федеральный закон от 10.01.96 г. // Собрание законода-тельства РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
9. О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.96 г. // Собрание за-конодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
10. Об обороне: Федеральный закон от 31.05.96 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. № 23. Ст. 2750.
11. О частной детективной и охранной деятельности в РФ: Закон РФ от 11.03.92 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 11. Ст. 888.
12. О государственной границе РФ: Закон РФ от 1.04.93 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 594.
13. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О государственной грани-це РФ”: Федеральный закон от 10.08.94 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 16. Ст. 1861.
14. Таможенный кодекс РФ от 18.06.93 г. // Ведомости Съезда народных депу-татов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 31. Ст. 1224.
15. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.95 г. // Собрание законо-дательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
16. О статусе судей в РФ: Закон РФ от 26.06.92 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1791.
17. О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания: Федеральный закон от 8.05.94 г. // Собрание законода-тельства РФ. 1994. № 2. Ст. 74.
18. О государственной тайне: Закон РФ // Российская газета. 1993. 21 сент.
19. Положение о Федеральной пограничной службе РФ, утв. Указом Президента РФ от 2.03.95 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 863.
20. Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 30.11.95 г. № 1203 // Собрание законодательства РФ. 1994. № 49. Ст. 4775.
21. О некоторых вопросах применения статей 23 и 25 Конституции РФ: Поста-новление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.93 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ 1994. № 4.
22. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществ-лении правосудия: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1. С. 3—6.
23. По делу о проверке конституционности положений частей 1 и 2 ст. 18, ст. 19 и части 2 ст. 20 Федерального закона от 8.05.94 г. “О статусе депутата Совета Феде-рации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания”: Поста-новление Конституционного Суда РФ от 20.02.96 г. № 5-П // Российская газета. 1996. 29 февраля.
24. По делу о проверке конституционности п. 3 ст. 16 Закона РФ “О статусе су-дей в РФ” в связи с жалобами граждан Р. Мухаметшина и А. Барбаша”: Постанов-ление Конституционного Суда РФ от 7.03.96 г. № 6-П // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. Ст. 1549.
25. По делу о проверке конституционности ст.ст. 1 и 21 Закона РФ от 21.07.93 г. “О государственной тайне” в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В. Н. Синцова, В. Н. Бугрова и А. К. Никитина: Постановление Конституционного суда РФ от 27.03.96 г. № 8-П // Собрание законодательства РФ. 1996. № 15. Ст. 1768.
26. О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с пре-ступностью: Указ Президента РФ от 18.04.96 г. № 567 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.
27. Правила применения специальных средств, состоящих на вооружении орга-нов внутренних дел РСФСР. Утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 3.09.91 г. № 455 // Российская милиция. М., 1993.
28. Инструкция об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности. Утв. приказом Генерального прокурора РФ от 9.08.96 г. № 48 “Об организации надзора за исполнением Феде-рального закона “Об ОРД”.
29. Об организации прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений: Приказ Генерального прокурора РФ от 21.02.95 г. № 10.
30. О соблюдении законности при разрешении заявлений и сообщений о без-вестном исчезновении граждан: Совместное указание Генерального прокурора РФ и Министерства внутренних дел РФ от 22.12.92 г. № 15/164 и № 1/5151.
31. О серьезных недостатках в работе по установлению личности неопознанных и невостребованных трупов: Совместное указание Генерального прокурора РФ от 9.03.94 г. № 15/24 и Министерства внутренних дел РФ от 12.03.94 г. № 1/1026.
32. О мерах по соблюдению регистрационной и исполнительской дисциплины в проведении работы по розыску без вести пропавших и установлению личности неопознанных трупов: Совместное указание заместителя Генерального прокурора РФ и первого заместителя министра внутренних дел РФ от 22.06.94 г. № 15/12 и № 1/3003.
33. О серьезных недостатках при объявлении в розыск обвиняемых: Совместное указание Генерального прокурора РФ и первого заместителя министра внутренних дел РФ от 12.10.94 г. № 15-20-94 и № 1/4983.
34. Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за ОРД и дознанием в органах налоговой полиции: Совместное указание заместителя Гене-рального прокурора РФ от 10.10.94 г. № 15-20-94 и заместителя директора Депар-тамента налоговой полиции РФ от 3.10.94 г. № 3П-1635.
35. О порядке предоставления органами внутренних дел материалов для осуще-ствления прокурорского надзора за исполнением Федерального закона “Об ОРД”: Совместное указание Генерального прокурора РФ от 29.07.96 г. № 44/15 и Мини-стерства внутренних дел РФ от 25.07.96 г. № 1/12812.
36. Примерная инструкция о порядке приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информа-ции о преступлениях и происшествиях. Утв. Приказом Министерства внутренних дел СССР от 11.11.90 г. № 415.
37. О мерах по совершенствованию ОРД органов внутренних дел: Приказ Ми-нистерства внутренних дел РФ от 22.09.92 г.
38. Инструкция об организации и тактике розыскной работы органов внутрен-них дел. Утв. Приказом Министерства внутренних дел РФ от 5.05.93 г. № 213 ДСП.
39. Инструкция об организации и тактике установления личности граждан по неопознанным трупам, больных и детей, которые по состоянию здоровья или воз-расту не могут сообщить о себе сведения. Утв. Приказом Министерства внут-ренних дел РФ от 5.05.93 г. № 213 ДСП.
40. О некоторых организационных мерах по совершенствованию розыскной ра-боты в органах внутренних дел: Приказ Министерства внутренних дел РФ от 28.02.94 г. № 66.
41. Инструкция о порядке исполнения и направления органами внутренних дел РФ запросов и поручений по линии Интерпола. Утв. Приказом Министерства внут-ренних дел РФ от 11.01.94 г. № 10.
42. Методические рекомендации по совершенствованию организации и тактике розыска преступников. Подготовлены ГУУР МВД РФ от 5.07.94 г. № 1/3049.
43. Об утверждении Временной инструкции об оперативном учете в органах безопасности: Приказ Министерства безопасности РФ от 2.11.92 г.
44. Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке организаци-онного обеспечения оперативно-технических мероприятий (ОТМ), прослушива-ния телефонных переговоров (ПТП) и контроля технических каналов связи (КТКС) в ходе ОРД: Приказ Министерства безопасности РФ от 15.12.92 г.
45. О совершенствовании практики проведения оперативно-технических меро-приятий (ОТМ) органами Министерства безопасности РФ в условиях действия новых правовых актов, регламентирующих оперативную деятельность: Приказ Министерства безопасности РФ от 17.11.92 г.
46. Рохлин В. И., Козусев А. Ф., Дворянский А. М. Организация и методика прокурорского надзора за соблюдением законности при проведении ОРД: Методи-ческие рекомендации. СПб., 1994.
47. Овчинникова Г. В., Новик В. В., Шапошников А. Д., Осипкин В. Н. Рассле-дование вымогательства: Учебное пособие. СПб., 1996.
48. Осипкин В. Н. Проблемы прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельности // Вопросы совершенствования прокурорско-след-ственной деятель-ностью: Сборник статей. Вып. 8. СПб., 1996.
49. Осипкин В. Н. Проблемы прокурорского надзора по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными группами // Проблемы прокурорской и следственной деятельности в сфере борьбы с преступностью в современных условиях. Международная научно-практическая конференция 5—6 июля 1996 г.: Тезисы выступлений. СПб., 1996.

• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150