18 ноября, понедельник
 

Густов Г. А.
Изучение личности погибшего по делу об убийстве

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
ПОТЕРПЕВШЕГО ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ УБИЙСТВ
Расследуя дело, надлежит достоверно установить:
личность погибшего;
личностные социально-психологические свойства и иные каче-ства потерпевшего, знание которых взаимосвязано с решением це-лого ряда важнейших уголовно-правовых, процессуальных и кри-миналистических задач. В частности:
обнаружение и изобличение преступника;
выбор правильной тактики допроса обвиняемого (подозре-ваемого);
установление наличия, формы вины, в том числе решение во-проса, не находился ли виновный в состоянии необходимой оборо-ны или состоянии аффекта;
наиболее полное изучение обстоятельств происшедшего (уста-новление места, времени, орудия, способа, мотива совершения пре-ступления и др.);
определение характера причиненного преступлением вреда и возмещение ущерба;
выявление и устранение обстоятельств, способствовавших со-вершению преступления;
правильная квалификация содеянного;
правильный выбор наказания виновному .
Необходимость изучения личности потерпевшего возникает уже с первых шагов расследования дел об убийствах. Решить эту задачу довольно сложно, особенно если личность потерпевшего неизвест-на. И тут важно избежать ошибок, часто встречающихся на практи-ке. Первая — следователь недостаточно активно изучает личность потерпевшего на начальном этапе расследования, из-за чего упус-кается время, возникают невосполнимые пробелы, появляются не-преодолимые трудности, и в результате потерпевший остается не-известным, а преступление, как правило, нераскрытым.
Другая крайность: следователь, сосредоточив внимание на вы-яснении личности погибшего и рассчитывая на то, что если он уз-нает, кто убит, легче будет обнаружить и того, кто совершил пося-гательство, упускает из виду поиск виновного и исследование дру-гих важнейших элементов преступления. В итоге тоже провал: по-терпевший известен, но возможности для успешного поиска и, главное, изобличения виновного уже упущены, преступление оста-ется нераскрытым.
Неотлагательность установления личности потерпевшего вовсе не означает, что только вслед за этим начинается поиск преступни-ка. Известно немало примеров, когда убийца был обнаружен и изо-бличен гораздо раньше, чем установлена личность его жертвы. Рас-следование надлежит организовать так, чтобы решать все перечис-ленные задачи в комплексе.
Источниками информации о погибшем обычно являются:
люди, знавшие или ранее видевшие потерпевшего;
обнаруженные при нем документы;
его одежда и обувь;
вещи, обнаруженные у погибшего;
обстановка места происшествия и следы на нем;
жилище, рабочее место потерпевшего, находящиеся там вещи, документы, следы;
образ жизни, производственная и общественная деятельность, данные о доходах потерпевшего, отношения с людьми;
труп и признаки внешности, особые приметы (татуировки, следы на теле), папиллярные узоры, формула ДНК, группа крови погиб-шего;
документы медицинских, правоохранительных органов и иных организаций и предприятий, с которыми была сопряжена жизнь погибшего;
криминалистические учеты;
события, последовавшие за смертью потерпевшего, разного рода слухи и т. д.;
оперативные данные органов дознания.
Ценную информацию о погибшем может дать также моделиро-вание поведения жертвы и виновного на месте происшествия.
Целесообразно выделить следующие этапы изучения погибшего, когда личность его не известна:
1) накопление информации о личности погибшего;
2) выдвижение версий на базе полученных данных о личности погибшего;
3) проверка выдвинутых версий;
4) продолжение изучения личности потерпевшего до полного получения необходимых сведений о нем.
Каждому этапу присущи свои промежуточные задачи и средства их решения. Те и другие стабильны и повторяются при расследова-нии дел данной категории. Эта закономерность позволяет составить и рекомендовать предлагаемые ниже типовые программы, которые ориентируют следователя на систему конкретных действий. Про-граммы не только помогают в организации всестороннего изучения личности потерпевшего, но одновременно являются средством кон-троля и самоконтроля за ходом и правильностью решения назван-ной задачи.
Однако следует предостеречь от механического использования программ. Важно прежде всего оценить следственную ситуацию, сложившуюся по данному делу, и применять только те рекоменда-ции, которые ей соответствуют. Такой же рациональный подход должен быть и к выполнению предложенных в программе меро-приятий.
Выбор соответствующего решения на базе анализа и оценки си-туации принадлежит следователю и зависит от его умения мыслить творчески и инициативно.
II. НАКОПЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
О ЛИЧНОСТИ ПОГИБШЕГО
Эта задача обычно решается в одной из следующих ситуаций:
1) в благоприятной, когда труп не обезображен и не разложился;
2) в сложной:
а) труп обезображен, но не разложился;
б) обнаружены лишь костные останки трупа либо фрагменты сожженного тела;
3) в очень сложной, когда труп потерпевшего отсутствует.
В предлагаемых ниже программах указаны примерный объем и способы изыскания информации о личности погибшего.
Наряду с рекомендациями по изучению личности погибшего ав-тор оставил свободные строчки (“окна”), позволяющие пополнять программу, привлекая достижения как криминалистической науки, так и передового опыта следственной практики. В результате, свое-временно корректируя программы, следователь всегда будет иметь эффективные инструменты организации расследования уголовного дела.
А. Личность погибшего не известна, труп не обезображен
1. Выясните, не знает ли погибшего кто-либо из граждан.
1.1. Незамедлительно организуйте выявление и опрос свидете-лей, видевших потерпевшего.
1.2. Дайте соответствующие задания органам дознания.
1.3. Используйте возможности средств массовой информации и помощь общественности.
1.4. Проведите опознание трупа.
1.5. При необходимости организуйте свободный доступ граждан к телу.
1.6.
2. Нет ли у потерпевшего каких-либо документов, указывающих на его личность и отношение к определенной местности.
2.1. Исследуйте имеющиеся документы.
2.2. Исследуйте одежду, вещи погибшего, проверьте, нет ли в них потайных карманов с документами.
2.3. При необходимости организуйте прочесывание местности, поиск документов в районе преступления.
3. Что надето на теле потерпевшего и нет ли возле него одежды, обуви, головного убора, других вещей, предметов. Не указывают ли они на личность погибшего и его отношение к конкретному району:
а) название, отличительные признаки, сезонность вещей;
б) принадлежат ли обнаруженные вещи потерпевшему. В част-ности, соответствует ли одежда, обувь размерам и санитарному состоянию тела умершего; имеются ли на вещах следы их исполь-зования погибшим;
в) нет ли на одежде, в карманах, под подкладкой, в обуви (под стелькой, в каблуках и т. д.), в иных вещах потерпевшего каких-либо предметов, следов грязи, пыли и других следов, по которым можно судить о владельце вещей; личности погибшего, месте его жительства, работе, связях, местах пребывания;
г) где, когда, как (кустарно или промышленно) изготовлены, проданы обнаруженные у потерпевшего вещи;
д) как обнаруженные вещи оказались у потерпевшего: были им изготовлены, от кого-либо получены, куплены, похищены, найде-ны. Не подброшены ли они на место происшествия, не оказались ли там случайно;
е) кому ранее принадлежали вещи. Характеристика владельца;
ж) кто мог видеть обнаруженные вещи у потерпевшего.
з) не ремонтировались ли данные вещи. Какой, в каких услови-ях, где производился ремонт, как давно и насколько квалифициро-ванно выполнен.
3.1. Осмотрите, сохраните обнаруженные вещи.
3.2. При необходимости организуйте прочесывание местности, сделайте дополнительный осмотр места происшествия.
3.3. Назначьте нужные по данному делу экспертизы: товаровед-ческую, химическую, техническую, судебно-медицинскую и т. д. При определении принадлежности обуви потерпевшему используй-те рентгенографическое исследование.
3.4. Попытайтесь с помощью специалистов определить слой об-щества, к которому принадлежал погибший, его национальность, вкусы, привычки, условия проживания.
3.5. Сделайте необходимые запросы, в частности, о местах про-дажи и изготовления обнаруженных вещей.
3.6. Выявите и допросите лиц, которые могли видеть эти вещи у потерпевшего и узнают их. Проведите опознание вещей, а затем и личности погибшего, в том числе и по посмертной фотографии (если тело уже погребено).
3.7. Дайте соответствующие задания органам дознания.
3.8. Организуйте витрины с фотографиями или аналогами обна-руженных вещей.
3.9. Используйте средства массовой информации, помощь обще-ственности.
3.10. При необходимости выявите и допросите о потерпевшем бывших владельцев вещей, обнаруженных у погибшего.
3.11.
4. Каковы физические данные, признаки внешности потерпев-шего. Не указывают ли они на его личность и отношение к опреде-ленной местности:
а) пол, возраст, расовый тип, национальность;
б) папиллярные узоры, группа, резус-принадлежность крови, генная характеристика;
в) длина тела, стопы; телосложение (худощавое, среднее, пол-ное, атлетическое);
г) окружность головы, особенности черепа;
д) волосы: прямые, волнистые, вьющиеся, короткие, длинные; по цвету: рыжие, светло-русые, темно-русые, черные, седые, есте-ственный цвет, крашеные; характер прически, квалификация вы-полнения; облысение: лобное, теменное, макушечное, неполное, общее, залысины;
е) лицо: круглой, ромбовидной, прямоугольной, треугольной, пирамидальной, овальной формы, асимметричное; тип лица (кав-казский, монгольский, среднеазиатский, европейский и др.);
ж) лоб: низкий, средний, высокий; наклон лба: скошенный, вы-ступающий, вертикальный; ширина: узкий, средний, широкий; осо-бенности: большие лобные бугры, сильно выступают надбровные дуги;
з) глаза: размер, положение глазных щелей (горизонтальное, скошенное наружу, скошенное внутрь); цвет, наличие линз, наклад-ных ресниц, грима;
и) нос: большой, средний, маленький; по форме спинки: прямой, выпуклый, вогнутый, извилистый; основание носа: горизонтальное, приподнятое, опущенное; раздвоенность кончика носа;
к) рот: большой, средний, маленький; особенности: приподня-тые углы, опущенные углы;
л) губы: толстые, средние, тонкие; особенности губ: выступаю-щая верхняя, нижняя, обе, заячья губа и проч.;
м) подбородок: скошенный, прямой, выступающий; особенно-сти: раздвоенность, глубокая подбородочная ямка, поперечная бо-розда на подбородке;
н) уши: большие, средние, малые; по форме: треугольные, пря-моугольные, круглые, овальные; оттопыренность: верхняя, нижняя, общая; мочка: сросшаяся, отделенная, наличие прокола для серег;
о) шея: короткая, длинная, толстая, тонкая; особенности;
п) плечи: горизонтальные, приподнятые, опущенные, широкие, узкие; особенности;
р) грудь: ширина, форма; горб, другие особенности;
с) спина: ширина, горб, сутулость, другие особенности;
т) руки: длина, толщина; развитие мускулатуры; размер кистей и пальцев; размер, форма ногтей; особенности стрижки; наличие ла-ка, накладных ногтей; дефекты рук;
у) ноги: длина, толщина; развитие мускулатуры; размер ног (обуви); дефекты, другие особенности;
ф) цвет кожи на различных частях тела (в т. ч. под одеждой); са-нитарное состояние тела и его отдельных частей; подногтевое со-держимое;
х) наличие татуировок, их содержание (тема), местонахождение, размер, цвет красителя;
ц) наличие родимых пятен и других особых примет; отсутствие и дефекты отдельных частей тела; отсутствие, дефекты, вид зубов (крупные, мелкие, белые, желтые, наличие коронок, пломб, мостов, протезов);
ч) функциональные признаки потерпевшего: хромота, дефекты речи, походка, осанка, жестикуляция, привычки поведения;
ш) нет ли на теле потерпевшего следов ношения украшений, амулетов, других предметов;
щ)
4.1. Незамедлительно с помощью специалистов произведите дактилоскопирование, фотографирование тела и лица в фас, оба профиля и в 3/4 поворота головы; опишите по системе “словесного портрета”.
4.2. При необходимости поручите изготовить рисованный порт-рет потерпевшего и снять посмертную маску для последующей идентификации.
4.3. Детально опишите и сфотографируйте индивидуальные осо-бенности потерпевшего.
4.4. Опишите, сфотографируйте, сохраните одежду, вещи потер-певшего и предметы, обнаруженные возле тела.
4.5. Назначьте судебно-медицинскую экспертизу трупа. Опреде-лите антропометрические данные потерпевшего.
4.6. Дайте задание отобрать образцы крови (жидкой и на марле) и волос с головы (с лобной, двух височных, теменной и затылочной областей).
4.7. При наличии на теле татуировок, рубцов, других дефектов, следов ношения украшений поручите изъять с этих мест препараты кожи для последующей экспертизы.
4.8. При необходимости сохраните тело для опознания.
4.9. Незамедлительно организуйте выявление и допрос лиц, воз-можно, знавших, видевших погибшего или слышавших его речь.
4.10. Используйте данные о внешности погибшего в обращении к общественности, ориентировке соседних регионов и проверке заявлений об исчезновении граждан.
4.11. Проведите проверки по криминалистическим учетам.
4.12.
5. Не страдал ли потерпевший каким-либо заболеванием, не бы-ло ли у него опухолей, язв, изменений внутренних органов, перело-мов; хирургических операций, если да — какие именно, как давно, по какой методике, на каком профессиональном уровне они выпол-нены. Не указывают ли эти данные на личность потерпевшего.
5.1. Детально опишите и сфотографируйте следы операций, ам-путации, физические недостатки, пороки развития, профессиональ-ные особенности.
5.2. Назначьте судебно-медицинскую экспертизу по вопросам, указанным в п. 5.
5.3. Произведите рентгенографирование грудной клетки, черепа, позвоночника и конечностей погибшего.
5.4. Изымите костные фрагменты со следами переломов и пре-параты кожи со следами операций.
5.5. Выясните, где, когда лечился погибший, используйте ин-формацию для установления личности; дайте соответствующее задание органам дознания.
5.6.
6. Каково состояние зубов потерпевшего, не указывают ли их особенности на личность погибшего.
6.1. Осмотрите и с помощью специалиста зафиксируйте и опре-делите внешний вид и состояние зубов потерпевшего:
а) ровные, кривые, редкие; крупные, мелкие;
б) какие зубы отсутствуют, имеют дефекты;
в) наличие пломб, коронок, мостов, протезов.
6.2. Определите, из какого материала, когда, насколько квали-фицированно выполнены стоматологические работы.
6.3. При необходимости поручите специалистам-стомато-логам изготовление моделей челюстей погибшего.
6.4. Выясните, где лечился погибший, заказывал протезы. Дайте соответствующие задания органам дознания. Используйте инфор-мацию для установления личности потерпевшего.
7. Каково состояние психики, интеллекта потерпевшего, каковы особенности его речи; нет ли каких-либо изменений, патологий мозга и речевого аппарата. Если да — какие именно, как давно на-ступили. Как состояние здоровья и психики могло отразиться на внешнем облике погибшего, повлиять на его образ жизни, выбор профессии, поведение в быту, на производстве.
7.1. Назначьте судебно-медицинскую и психиатрическую экс-пертизы.
7.2. Выявите и допросите лиц, общавшихся с потерпевшим.
7.3.
8. Каков род занятий погибшего. Не указывают ли на его про-фессию:
а) мозоли, характерные следы повреждений, цвет кожи рук (в частности кистей) и других частей тела;
б) татуировки, их местонахождение и содержание;
в) особенности развития отдельных групп мышц;
г) содержимое из-под ногтей или сера из ушей;
д) микрочастицы на ладонях потерпевшего;
е) перенесенные профессиональные заболевания;
ж) специфическое состояние зубного аппарата;
з) состояние дыхательных путей;
и) изменения в суставах и костях скелета погибшего;
к) необычность цвета волос;
л) предметы, вещи, обнаруженные на трупе и возле него;
м) содержимое карманов, пыль, специфические повреждения и загрязнения одежды и вещей;
н)
8.1. Опишите, сфотографируйте названные выше следы на тру-пе, отразите их локализацию, характер.
8.2. Назначьте судебно-медицинскую экспертизу (см. п. 8).
8.3. Поручите судебному медику изъять для последующего ис-следования содержимое из-под ногтей, серу из ушей, микрочастицы с ладоней и других открытых участков тела погибшего.
8.4. При необходимости назначьте комиссионную эксперти-зу. Наряду с судебным медиком в состав комиссии включите патолого-анатома, стоматолога, специалиста в области промышленной сани-тарии, акушера-гинеколога.
8.5. Изымите и исследуйте содержимое карманов, пыль и иные следы на одежде и вещах потерпевшего. Назначьте необходимые экспертизы.
8.6.
9. В каком состоянии находился потерпевший непосредственно перед наступлением смерти:
а) нет ли алкоголя в желудке, крови, моче. Количество, давность принятия, степень опьянения;
б) нет ли в крови наркотиков, снотворного, иных медицинских препаратов. Давность, количество принятого;
в) не указывает ли состояние потерпевшего на его личность и отношение к определенной местности;
г)
9.1. Назначьте по этим вопросам судебно-медицинскую экспер-тизу.
9.2. Используйте для суждений результаты осмотра места про-исшествия.
9.3.
10. Какие события в жизни потерпевшего предшествовали его смерти. С кем он общался, какие места посетил. Не позволяют ли эти данные выйти на источники информации о личности погибше-го:
а) если принимал алкоголь, наркотики, то когда, где; у кого их приобрел;
б) если ел перед смертью, то какую конкретно пищу, когда, где ее приобрел и потребил;
в) не было ли половых отправлений. Способ сексуального удов-летворения, половая направленность;
г) не выполнял ли гигиенические, косметические, лечебные и иные процедуры. Квалификация, время, место их выполнения;
д) не было ли каких-либо иных событий.
10.1. Осмотрите тело, незамедлительно назначьте судебно-медицинскую экспертизу трупа для исследования содержимого желудочно-кишечного тракта, крови, мочи; половых органов, дру-гих частей тела, используемых для удовлетворения сексуального влечения.
10.2. Осмотрите и исследуйте одежду потерпевшего.
10.3. Изучите район совершения преступления, определите предприятия, учреждения, жилые дома, которые мог посетить перед смертью потерпевший.
10.4. Изучите обстановку в этих местах, выявите и опросите граждан, находившихся там и видевших потерпевшего. Используй-те фотографии погибшего. Учтите время совершения посягательст-ва.
10.5. Дайте соответствующее задание органам дознания.
10.6. Организуйте поквартирный (подворный) обход.
10.7.
11. Каким путем, когда, на чем, зачем потерпевший прибыл на место преступления. Не видели ли его при перемещении, не могут ли опознать.
11.1. Определите вероятный путь потерпевшего к месту нападе-ния на него. Используйте информацию о состоянии, в котором он находился, событиях в его жизни, показания свидетелей, видевших потерпевшего. Примите во внимание его субъективные особенно-сти, обстановку в районе преступления, время посягательства.
11.2. Организуйте выявление лиц, находившихся на пути пере-мещения погибшего, допросите свидетелей, видевших его, прове-дите поквартирный (подворный) обход.
11.3. Дайте соответствующее задание органам дознания.
11.4.
12. Не было ли в районе происшествия событий, изучение кото-рых может дать информацию о личности потерпевшего:
а) исчезновения граждан (местных и неместных);
б) обнаружения документов, вещей, возможно, принадлежащих потерпевшему;
в) необычного беспокойного поведения домашних животных. Не указывает ли оно на место, где ранее находился труп погибшего и на его личность;
г) юбилеев, торжеств, поминок и т. п., в которых мог участво-вать погибший;
д)
12.1. Дайте соответствующее задание органам дознания.
12.2. Используйте помощь общественности.
12.3.
13. Нет ли данных о погибшем в спецучетах. Составьте карту неопознанного трупа. Пошлите запрос.
14. Не указывают ли на личность потерпевшего другие обстоя-тельства происшествия.
14.1. Проанализировав информацию о происшествии в совокуп-ности (время, место посягательства, поведение жертвы до и в мо-мент посягательства, другие обстоятельства преступления), попы-тайтесь использовать полученные знания для вывода о качествах жертвы.
15. Составьте обобщенную характеристику погибшего (ин-формационную модель). Синтезируйте все имеющиеся в деле дан-ные о погибшем. Используйте для этого типовую схему кримина-листической характеристики жертвы:
пол, возраст, национальность, раса;
папиллярные узоры, группа крови (белка, потожира), генная ха-рактеристика;
физическое развитие, рост, телосложение, особенности;
характеристика отдельных частей тела: форма головы, лица, во-лосы (прическа), глаза, нос, рот, подбородок, уши, шея, плечи, грудная клетка, живот, верхние и нижние конечности; цвет кожи на открытых и закрытых частях тела;
особые приметы: уродства; шрамы, родимые пятна, татуировки, следы их удаления;
функциональные признаки: походка, хромота, дефекты речи, жестикуляция, мимика;
состояние здоровья, перенесенные заболевания, хирургические операции (время, методика их проведения);
состояние психики, интеллекта, особенности речи;
сексуальная характеристика: направленность полового влечения, формы удовлетворения;
материальное положение погибшего, владение определенными предметами, вещами;
наличие профессиональных, спортивных и иных навыков;
род занятий погибшего (физическая, умственная деятельность);
социальная принадлежность;
наличие судимости;
состав семьи, связи;
отношение к району, где совершено преступление: местный, приезжий;
отношение к виновному: чужой, свой (характер, близость отно-шений);
события в жизни погибшего, предшествовавшие смерти: прием алкоголя, пищи, наркотиков; половые отправления, гигиенические и иные процедуры; посещение определенных мест, встречи; отсыл-ка, получение корреспонденции и т. д.;
место пребывания до гибели.
16. Используйте информацию о потерпевшем для установления его личности.
16.1. Представьте сведения обо всех признаках личности потер-певшего соответствующим органам. Проконтролируйте сос-тавление карты неопознанного трупа, запросите соответствующие кримучеты.
16.2. Выдвиньте и проверьте версии о погибшем (см. раздел III).
17. Изучите социально-психологические и психические качества погибшего, используйте эти данные для поиска виновного, уста-новления характера и обстоятельств происшествия (см. разделы IV, V).
Б. Потерпевший не известен, его тело обезображено,
но труп не разложился
1. Что конкретно изменено во внешности потерпевшего?
1.1. Осматривая тело, опишите, сфотографируйте обнаруженные повреждения.
1.2.
2. Что послужило причиной этих изменений:
а) гнилостные процессы, высыхание;
б) разрушение трупа насекомыми, птицами, грызунами, дикими или домашними животными;
в) действия преступника. Место, время, орудие, способ воздей-ствия на внешность погибшего.
2.1. Поставьте соответствующий вопрос перед медицинской экспертизой.
2.2.
3. Каким был прижизненный облик потерпевшего.
3.1. Поручите судебному медику сделать “туалет” трупа. После этого сфотографируйте тело.
3.2. Изготовьте с помощью художника рисованный портрет по-терпевшего.
3.3.
Далее следуйте рекомендациям раздела “А”, используя их в це-лесообразной с тактической точки зрения последовательности.
В. Тело потерпевшего подверглось глубоким гнилостным
изменениям; обнаружен обгоревший или скелетированный труп
1. Где, в каком состоянии находится тело (останки).
2. Если труп сгнил или обгорел:
2.1. Не сохранились ли на пальцах умершего участки кожи с па-пиллярными узорами.
2.2. Незамедлительно, при наличии возможности, дактилоско-пируйте труп.
2.3. В случае необходимости поручите судебно-медицин-скому эксперту обработать пальцы рук потерпевшего специальными пре-паратами для дактилоскопирования.
2.4. Запросите спецучеты.
2.5.
3. Если обнаружен скелет:
3.1. Используя помощь специалиста, выясните, все ли его части найдены, назначьте медицинскую экспертизу.
3.2. При необходимости немедленно организуйте поиск недос-тающих частей, вплоть до самых малых (зубов, ногтей, волос и т. д.) в радиусе нескольких сот метров, поскольку они могли быть растащены животными. Не оставьте без внимания и ветки деревьев. Проведите, если нужно, дополнительный осмотр места происшест-вия.
3.3.
4. Каковы физические и антропометрические данные умершего:
а) пол, возраст, расовая принадлежность;
б) длина тела, стопы, окружность головы;
в) цвет, длина, особенности волос;
г) группа крови и белка, входящего в состав костной ткани, ген-ная характеристика;
д)
4.1. Для решения названных вопросов используйте помощь спе-циалиста, назначьте медицинскую экспертизу, поручите изъять образцы крови, белка, волос, а также ногти погибшего.
4.2.
5. Нет ли на сохранившихся частях тела татуировок и других примет.
5.1. Поставьте этот вопрос перед медицинским экспертом.
5.2. Детально опишите, сфотографируйте приметы.
5.3. Поручите изъять препараты кожи с индивидуальными при-знаками (родимыми пятнами, татуировками и т. п.).
5.4. Запросите спецучеты.
5.5.
6. Не обладал ли потерпевший функциональными особенностя-ми (хромота, сутулость, дефекты речи).
6.1. Назначьте для решения данного вопроса судебно-медицинскую экспертизу.
6.2.
7. Принадлежат ли останки одному трупу или нескольким. В один ли период времени наступила смерть.
7.1. Используйте возможности медицинской экспертизы для ре-шения названных вопросов.
7.2.
8. Если сохранились зубы, каково их состояние, есть ли следы врачебных вмешательств, в том числе давних.
8.1. Осмотрите и с помощью специалиста-стоматолога опреде-лите и зафиксируйте состояние зубов погибшего. Изымите зубы вместе с челюстью.
8.2. Поручите, если это необходимо, специалистам-стома-тологам изготовление модели челюстей потерпевшего.
8.3. Выясните, где лечился погибший, при наличии протезов — где они изготовлены. Дайте соответствующее задание органам дознания.
8.4.
9. Не было ли у погибшего заболеваний, травм, хирургических операций. Как давно, по какой методике и на каком профессио-нальном уровне они выполнены. Нет ли особенностей скелета, свя-занных с профессией умершего.
9.1. Используйте возможности судебно-медицинской эксперти-зы.
9.2. Назначьте рентгенографирование останков.
9.3. Поручите изъять костные фрагменты со следами переломов и иных травм.
9.4. Выясните, где, когда лечился умерший, используйте инфор-мацию для установления личности потерпевшего. Дайте соответст-вующее задание органам дознания.
9.5.
10. Каков был внешний облик потерпевшего.
10.1. При наличии черепа поручите судебным медикам рестав-рировать голову потерпевшего.
10.2. Не исключая необходимости в дальнейшем идентификации путем совмещения, вынесите постановление об отделении в усло-виях морга головы погибшего (черепа с нижней челюстью) и ее консервации.
11. Нет ли на месте обнаружения останков документов, вещей, указывающих на личность умершего. Нет ли на костных останках, внутри них, под ними, рядом частей одежды, обуви, каких-либо иных предметов (медальонов, серег, колец, цепочек и т. д.).
11.1. При необходимости организуйте прочесывание местности, проведите с помощью специалистов дополнительный осмотр места происшествия.
11.2. Воссоздайте прежний вид обнаруженных вещей, подобрав их аналоги. Используйте возможности товароведческой и кримина-листической экспертиз.
11.3.
12. Нет ли на сохранившихся частях тела потерпевшего следов ношения каких-либо украшений, амулетов, иных предметов.
12.1. Поставьте соответствующий вопрос перед медицинской экспертизой, при обнаружении таковых поручите изъять препараты кожи с названными следами для последующего исследования.
12.2.
13. Не было ли в районе обнаружения трупа каких-либо собы-тий, совпадающих по времени с наступлением смерти потерпевше-го и позволяющих судить о его личности:
а) исчезновения местных жителей;
б) появления и внезапного исчезновения неизвестных;
в) обнаружения документов, вещей, возможно, принадлежащих потерпевшему;
г) беспокойного поведения домашних животных; не указывает ли оно на место, где ранее находился труп;
д) юбилеев, торжеств, поминок, пьянок, в которых мог участво-вать погибший;
е)
13.1. Дайте соответствующее задание органам дознания.
13.2. Используйте помощь общественности.
13.3.
14. Не указывают ли на личность потерпевшего другие обстоя-тельства происшествия.
14.1. Проанализируйте материалы дела. Используйте получен-ные данные о месте, времени и других обстоятельствах преступле-ния для выводов о личности умершего.
14.2. Продолжите изучение личности погибшего, используя ре-комендации раздела II, А, п.п. 11, 13, 15 и др.
15. Составьте обобщенную характеристику погибшего.
16. Используйте синтезированные данные о потерпевшем для установления его личности.
16.1. Ориентируйте соответствующие органы и территории.
16.2. Выдвиньте и проверьте версии о погибшем (см. раздел III).
17. Изучите и используйте эту информацию для поиска виновно-го, установления характера происшествия (см. разделы IV, V).
Г. Тело потерпевшего отсутствует
Названная ситуация на практике возникает в случаях исчезнове-ния человека. Особенность расследования таких дел в том, что лич-ность возможной жертвы уже известна. Это позволяет сразу при-ступить к выяснению социально-психологических ка-честв потер-певшего.
Расследуя подобные дела, следователь должен вести поиск тру-па, изучать события предполагаемого преступления и одновремен-но накапливать информацию о потерпевшем, чтобы при обнаруже-нии тела его можно было бы быстро идентифицировать.
Для решения названной задачи целесообразно воспользоваться предлагаемой ниже программой.
1. Допросите лиц, знавших исчезнувшего, и выясните о нем:
1.1. Пол, дату рождения, возраст на вид, национальность.
1.2. Рост, телосложение. Предложите описать исчезнувшего по правилам “словесного портрета”.
1.3. Тембр голоса (звонкий, глухой, сильный); имеет ли дефекты речи (шепелявит, картавит, заикается); говорит быстро, медленно; наличие ярко выраженной мимики.
1.4. Размеры головного убора, обуви.
1.5. Особые приметы:
а) татуировки (месторасположение, содержание);
б) наличие горба, сутулости;
в) отсутствие ноги, руки, пальцев;
г) дефекты конечностей, иных органов;
д) асимметрия лица, отсутствие, протез глаза, бельмо на глазу;
е) состояние, дефекты зубов;
ж) нарушение кожного покрова: шрамы, ожоги, родимые пятна, бородавки;
з) функциональные особенности: хромота, индивидуальность походки (ходит вразвалку и т. п.);
и) привычки, склонности;
к) состояние психического и физического здоровья: когда, где лечился, имеет ли хронические заболевания;
л) психологические особенности: темперамент, своеобразие ха-рактера, волевые качества;
м)
1.6. Во что был одет исчезнувший; верхняя, нижняя одежда, го-ловной убор, обувь (фирма, фасон; название пошивочного и под-кладочного материала, вид отделки, наличие воротника, заплат, штопок).
1.7. Были ли у него другие вещи, предметы.
1.8. Какие документы имел при себе.
1.9. Привлекался ли к уголовной ответственности.
1.10. Служил ли в армии, не был ли донором.
2. Осмотрите квартиру, рабочие и другие помещения, которые использовал исчезнувший (дачу, гараж, автомашину, помещения знакомых и родственников), попытайтесь найти необходимые для идентификации следы, вещи, документы:
2.1. Отпечатки пальцев и ладоней.
2.2. Фотографии исчезнувшего:
а) в фас, профиль, на 3/4 поворота головы;
б) в полный рост либо с предметами, имеющими стандартные или известные размеры;
в) с обнаженными передними зубами;
г) в такой одежде и с такими предметами, которые были у пред-полагаемого потерпевшего в момент исчезновения;
д)
2.3. Вещи со следами, пригодными для определения группы, ти-па крови и генной идентификации.
2.4. Футляры, части тех вещей, которые были у предполагаемого потерпевшего в момент исчезновения.
2.5. Образцы материалов, из которых изготовлены одежда ис-чезнувшего или какие-либо его вещи.
2.6. Другую одежду, обувь, головной убор, которые носил ис-чезнувший и по которым можно судить о его антропометрических данных.
2.7. Документы исчезнувшего:
а) удостоверяющие личность (паспорт, пенсионная книжка, во-енный билет и др.);
б) медицинские (карта амбулаторного больного, выписки из ис-тории болезни, медицинские справки, рецепты, результаты анали-зов, рентгенограммы и т. п.);
в) квитанции на изготовление одежды, обуви, головного убора, протеза;
г) записные книжки, письма, дневники;
д)
2.8.
3. Соберите в других местах документы, отражающие признаки исчезнувшего.
3.1. В медицинских учреждениях: историю болезни, стоматоло-гическую карту, рентгенограммы, флюорограммы, карту донора, другие.
3.2. В военкомате: материалы военно-медицинского освидетель-ствования при призыве и др.
3.3. По месту работы, учебы.
3.4.
4. По обнаружении трупа используйте имеющиеся сведения для дальнейшего изучения личности погибшего. Обратитесь к рекомен-дациям разделов II, А, Б, В.
III. ВЫДВИЖЕНИЕ И ПРОВЕРКА ВЕРСИИ О ПОГИБШЕМ
В решении названной проблемы важно различать две ситуации:
1. Материалы, собранные на начальной стадии расследования, позволяют выдвинуть конкретную версию о личности потерпевше-го.
2. Имеющиеся в деле данные не дают возможности предполо-жить, кто стал жертвой.
В первом варианте целесообразно сразу перейти к разделу III, В, посвященному проверке конкретной версии о личности потерпев-шего.
В ином случае, проанализировав материалы дела и двигаясь от общего к частному, нужно последовательно определить:
1. Потерпевший является местным жителем или приезжим.
2. Если местный, организовать поиск в районе, где обнаружено тело.
3. Если приезжий, то:
а) прибыл (привезен) в данный район;
б) оказался там проездом;
в) погиб в пути на этой территории;
г) труп жертвы доставлен в этот район виновным из другой ме-стности;
д) тело доставлено на место обнаружения стихийными силами природы или каким-то другим образом.
4. Работая в названых выше направлениях, соберите материалы для выдвижения конкретных версий о погибшем, организуйте их проверку.
Соответственно используйте рекомендации разделов III, А, Б, В.
А. Личность потерпевшего не известна,
но есть основание полагать, что он местный житель
1. Выясните, не знает ли потерпевшего кто-либо из жителей данного района, города? В этих целях:
1.1. Незамедлительно, если это не было сделано ранее, органи-зуйте выявление и опрос граждан, видевших тело.
1.2. Дайте соответствующее задание органам дознания.
1.3. Используйте средства массовой информации и помощь об-щественности.
1.4. Проведите опознание трупа.
1.5. При необходимости организуйте свободный доступ граждан к телу.
1.6.
2. Не указывают ли на личность потерпевшего обнаруженные у него документы, одежда, вещи; физические данные жертвы, внеш-ность, состояние здоровья, зубов, психики, интеллект, род занятий, события в жизни перед смертью.
2.1. Используйте рекомендации раздела II, А, п.п. 2—14.
2.2.
3. Где, в каких микрорайонах предположительно проживал, ра-ботал, учился погибший. Воспользуйтесь рекомендациями раздела II, А.
4. Не относится ли погибший к лицам, которые в данных микро-районах:
а) числятся без вести пропавшими;
б) обращались в правоохранительные органы, ЖЭК и другие уч-реждения с жалобами, заявлениями об ограблении, избиении, шан-таже, угрозах;
в) высказывали кому-либо из граждан свои опасения быть уби-тыми, избитыми, ограбленными;
г) не явились по вызову в правоохранительные органы, военко-мат, на переговоры в междугородный телефонный узел;
д) отсутствуют по неизвестным причинам на работе (учебе), в том числе, не вернулись из отпуска, командировки;
е) не пришли в поликлинику для очередного врачебного контро-ля за лечением, назначенным по больничному листу;
ж) не явились на регистрацию и посадку в самолет;
з) не получают на почте поступившие им денежные переводы, посылки, бандероли, письма, адресованные до востребования, не забирают корреспонденцию из абонентных ящиков;
и) не обращались в органы социального обеспечения за продле-нием срока инвалидности;
к) не появляются без объективных причин длительное время на месте своего постоянного проживания;
л) не получили изготовленные по их заказам и оплаченные оде-жду, протезы, очки, медикаменты и т. п.;
м) не выкупили из ломбарда ценные вещи;
н) не получили сданные на прописку паспорта;
о) были выписаны из домовых книг кем-то другим;
п) продали, подарили, завещали свои квартиры или другое цен-ное имущество;
р)
5. Организуйте выявление лиц, перечисленных в п. 4 данной программы.
5.1. Обратитесь к руководителям организаций, учреждений, предприятий, находящихся в предполагаемом районе проживания, работы потерпевшего.
5.2. При необходимости организуйте изучение документов, от-ражающих перечисленные выше события (табели выхода на работу, журналы учета выдачи бюллетеней и др.), опросите сотрудников.
5.3. Используйте возможности телевидения, печати, радио, по-мощь общественности.
5.4. Дайте соответствующее задание органам дознания.
5.5.
6. Используйте результаты поиска для выдвижения конкретных версий о личности погибшего. Организуйте проверку версий, ис-пользуйте обобщенную характеристику погибшего (см. раздел II, А, п.п. 15, 16).
7. Изучите социально-психологические качества погибшего. Воспользуйтесь рекомендациями раздела IV.
8. Используйте данные о потерпевшем для установления харак-тера происшествия, личности виновного и иных обстоятельств пре-ступления (см. раздел V).
Б. Имеются основания полагать, что погибший
не местный житель
1. Попытайтесь определить, как потерпевший оказался на месте происшествия.
2. Если имеются основания полагать, что потерпевший при-был в данную местность с о п р е д е н н о й ц е л ь ю, з а в- л е ч е н о б м а н о м, д о с т а в л е н п р и н у д и т е л ь н о:
2.1. Постарайтесь, анализируя имеющуюся информацию, опре-делить:
а) откуда, вероятно, потерпевший прибыл в данный район, ко-гда, на каком транспорте;
б) зачем: в командировку, на учебу, лечение, экскурсию, юби-лей, в гости, на похороны, на работу;
в) к кому: в какую организацию, учреждение, к каким лицам, в частности, не ведущим ли сомнительный образ жизни, ранее суди-мым, находящимся на учете органов внутренних дел;
г) прибыл один или с кем-то;
д) где остановился: в гостинице, общежитии, у частных лиц, у знакомых, родственников и т. д.;
е) что имел с собой, где находятся вещи погибшего;
ж)
2.1.1. Используйте для суждения имеющуюся информацию о по-терпевшем (см. раздел II, А—В).
2.1.2. Получите необходимую консультацию у парикмахера, то-вароведа, модельера и иных специалистов о местности и круге лиц, которые носят такую прическу и обычно пользуются вещами, по-добными обнаруженным у умершего.
2.1.3. Изучите обстановку в районе происшествия: транспорт-ную, социально-экономическую, криминальную.
2.1.4. Используйте для решения названных выше вопросов све-дения об иных обстоятельствах данного происшествия.
2.1.5. Дайте задание органам дознания.
2.1.6. Используйте помощь общественности.
2.1.7.
2.2. Выясните, не было ли в данном и соседних районах за пери-од, соответствующий времени происшествия, каких-либо событий, которые могли быть связаны с личностью потерпевшего, его приез-дом и гибелью;
не видели ли потерпевшего в транспорте, на автобусной стан-ции, вокзале, пристани, в аэропорту;
если есть основания полагать, что потерпевший прибыл в дан-ную местность не один, постарайтесь, анализируя материалы дела, определить приметы попутчика, используйте их для организации поиска;
не находился ли кто-либо из местных жителей или их родствен-ников по различным причинам (например, служил в армии) в той местности, откуда, вероятно, прибыл погибший;
не ожидал ли кто-нибудь приезда родных, знакомых из местно-сти, в которой ранее, вероятно, находился потерпевший (проживал, работал, служил);
не получал ли кто-либо из жителей телеграммы, письма из той местности, откуда, вероятно, прибыл потерпевший, не было ли ме-ждугородных телефонных переговоров;
не находил кто-либо из граждан документов, возможно, принад-лежащих потерпевшему;
не было ли случаев уничтожения кем-либо из граждан докумен-тов (паспорта, трудовой книжки и др.), не могли ли это быть доку-менты погибшего;
не было ли случаев невостребования багажа из камеры хране-ния;
не оставлял ли кто-нибудь в гостинице, общежитии крупные ве-щи (чемодан и др.);
не было ли случаев внезапного выезда из гостиницы, общежития без оплаты за проживание;
не прерывал ли кто-нибудь внезапно командировку, учебу, лече-ние;
не поступало ли заявлений о розыске граждан, выехавших в ме-стность, где был обнаружен труп;
не было ли иных событий, в которых мог участвовать потерпев-ший (юбилеев, похорон, поминок).
2.2.1. Организуйте поиск свидетелей, которые видели потерпев-шего в транспорте, на автостанции, вокзале, пристани, в аэропорту; оказывали ему какие-либо услуги. Опросите в названных целях работников транспорта, владельцев частных машин, сотрудников камеры хранения, парикмахерской, буфета, ларьков, палаток, рас-положенных на территории транспортной организации. Используй-те фотографии и запоминающиеся приметы погибшего, снимки его вещей. Организуйте фотовитрины.
2.2.2. Сделайте соответствующие запросы в отделения связи, столы находок, гостиницы, общежития.
2.2.3. Выявите “частный сектор”, в котором останавливаются приезжие при отсутствии мест в гостиницах.
2.2.4. Проведите поквартирный (подворный) обход в районах предполагаемого пребывания погибшего.
2.2.5. Выясните, нет ли у лиц, к котором мог прибыть потерпев-ший, его документов, вещей и других следов пребывания; не посту-пали ли в их адрес телеграммы, иная корреспонденция, уведом-ляющая о его приезде. Изучите личность этих граждан. Если будут основания, проведите обыск.
2.2.6. Используйте возможности общественности.
2.2.7. Пошлите запросы в районы, из которых мог прибыть по-гибший, выясните, не является ли он жителем данной местности, не выезжал ли оттуда гражданин с аналогичными приметами. Сооб-щите данные о погибшем, вышлите его фотографию. При необхо-димости организуйте на месте выявление выбывших из данных районов лиц. Используйте рекомендации раздела III, А, п.п. 6—8.
Проверьте, не был ли потерпевший в данной местности проез-дом (см. раздел III, Б, п. 3).
2.2.8. Дайте соответствующие задания органам дознания.
2.2.9.
2.3. Используйте всю полученную информацию для выдвижения версий о личности потерпевшего. Организуйте их проверку, при необходимости используйте рекомендации раздела III, В.
2.4. Изучите социально-психологические качества жертвы. Вос-пользуйтесь рекомендациями раздела IV.
2.5. Используйте данные о потерпевшем для установления иных обстоятельств преступления.
3. Если имеются основания полагать, что потерпевший оказался в данном районе (городе) п р о е з д о м:
3.1. Когда, на каком транспорте (общественном, личном), веро-ятно, прибыл в данную местность. Откуда, куда следовал этот транспорт:
3.1.1. Изучите транспортную обстановку в районе обнаружения трупа, соответствующую по времени происшествию.
3.1.2. Используйте для суждений данные о личности погибшего (см. раздел II) и других обстоятельствах преступления.
в)
3.2. Следовал ли потерпевший на данном транспорте, по какой причине мог остаться в данной местности:
собирался пересесть на другой транспорт;
сделал временную остановку в данной местности;
был снят с транспорта по каким-либо причинам (болезнь и т. д.);
случайно отстал от рейса, отлучившись по своим делам (в буфет, на телеграф, почту и т. п.):
3.2.1. Для суждений используйте данные о личности потерпев-шего и других обстоятельствах преступления;
3.2.2. Используя запоминающиеся приметы, фотографии умер-шего и его вещей, опросите пассажиров и работников транспорта, на котором, вероятно, следовал потерпевший, и выясните:
не видели ли они погибшего;
не снимали ли кого-либо из пассажиров с транспорта;
как были обеспечены пассажиры в пути продуктами питания и другими необходимыми предметами; не было ли у пассажиров ну-жды выходить за ними на перрон (пристань);
не выходили ли пассажиры на данной остановке, не отстал ли кто-нибудь из них;
не остался ли в транспорте невостребованный багаж;
иное.
Проверьте, нет ли связи какого-либо из названных событий с личностью погибшего;
3.2.3. Выясните, опросив свидетелей, в том числе работников то-го транспортного узла, где, по вашим предположениям, вышел по-терпевший:
не видели ли они человека с подобными приметами. Используй-те запоминающиеся особенности внешности, фотографии погибше-го и его вещей;
не сообщал ли кто-нибудь из пассажиров, что отстал от транс-порта;
не поступали ли телеграммы с просьбой снять багаж на следую-щей станции;
не просил ли кто-либо сделать отметку о временной остановке в пути;
не остался ли невостребованным чей-то багаж;
есть ли на остановке торговые точки, почта, телеграф, междуго-родный телефон, парикмахерская, буфет, медицинский пункт;
не оказывали ли потерпевшему какие-либо услуги на названных выше объектах, не предлагал ли он что-либо купить у него;
нет ли поблизости от данной станции остановок общественного транспорта, не видели ли там погибшего.
3.2.4. Изучите документы, в которых могли быть зарегистриро-ваны названные выше события.
3.2.5. Дайте соответствующие задания органам дознания.
3.2.6. При возможности проведите опознание трупа и вещей умершего.
3.2.7. Допросите лиц, общавшихся с погибшим, о нем, его бага-же, связях, планах на будущее.
3.2.8.
3.3. Откуда и куда мог следовать потерпевший. Для суждений по этим вопросам используйте имеющиеся данные о жертве (см. раз-дел II).
3.4. Не знают ли потерпевшего в той местности, откуда он, веро-ятно, выехал:
3.4.1. Попытайтесь, используя данные об умершем (см. раздел II) определить: был ли он там местным жителем или приезжим; в ка-ком районе, вероятно, проживал, работал, учился.
3.4.2. Проверьте, не находился ли в данном районе человек с приметами потерпевшего; действительно ли он выехал.
3.4.3. Используйте помощь общественности.
3.4.4. Дайте соответствующее задание органам дознания.
3.4.5.
3.5. Не знают ли потерпевшего в той местности, куда он, вероят-но, направлялся;
не проживал ли ранее в данной местности человек с приметами погибшего;
нет ли информации о нем в местных учетах;
к кому в данном районе он мог направляться;
не ожидал ли кто-либо в данном районе человека со схожими признаками;
иное.
3.5.1. Попытайтесь, используя имеющиеся сведения о потерпев-шем (см. раздел II), определить районы, в которых он мог быть известен гражданам, в правоохранительных органах и других учре-ждениях.
3.5.2. Организуйте поиск данных о личности погибшего в опре-делившихся микрорайонах. Используйте помощь общественности. Дайте соответствующие задания органам дознания.
3.5.3. Допросите свидетелей. Проведите опознание тела и ве-щей погибшего.
3.5.4.
3.6. Используйте собранную информацию для выдвижения кон-кретных версий о потерпевшем. Организуйте их проверку (см. раз-дел III, В).
3.7. Изучите социально-психологические качества жертвы (см. раздел IV).
3.8. Используйте данные о погибшем для установления иных об-стоятельств преступления и поиска виновного (см. раздел V).
4. Есть основания полагать, что потерпевший погиб в п у-т и, с л е д у я н а л и ч н о м т р а н с п о р т е через район, в котором и было обнаружено его тело.
4.1. Попытайтесь определить:
откуда и куда он, вероятно, направлялся, следуя через данный район;
на принадлежащем ему или другим лицам транспорте;
один или с кем-либо;
где транспорт, на котором он прибыл в данный район;
иное.
4.1.1. Проанализируйте результаты осмотра места происшествия и трупа. При необходимости сделайте дополнительный осмотр.
4.1.2. Изучите автодорожную обстановку в районе происшест-вия. Выясните, какой транспорт эксплуатируется в данном районе. Воспользуйтесь помощью ГАИ.
4.1.3. Организуйте выявление граждан и транспорта, находив-шихся в районе преступления.
4.1.4. Дайте задание органам дознания. Обратитесь к помощи общественности.
4.1.5. Выдвиньте и проверьте версии по перечисленным вопро-сам.
4.1.6.
4.2. Не знают ли потерпевшего в тех районах, из которых он предположительно мог выехать:
4.2.1. Попытайтесь определить, он был там местным жителем или приезжим; где, возможно, проживал, работал, учился (см. раздел II).
4.2.2. Пошлите запросы в эти районы, выясните, не выезжал ли оттуда гражданин с приметами потерпевшего, не отправился ли он на личной автомашине в командировку, отпуск, лечение, не исчез ли безвестно вместе с транспортом. Сообщите туда данные о по-гибшем, вышлите его фотографии. При необходимости организуйте там выявление исчезнувших, используйте рекомендации раздела III, А, п.п. 2—8.
4.2.3. Допросите свидетелей, проведите опознание тела и вещей погибшего.
4.2.4.
4.3. Не знают ли потерпевшего в той местности, куда он, вероят-но, направлялся.
4.3.1. Попытайтесь, используя данные о личности потерпевшего и приняв во внимание возможную причину выезда, определить район, в который он направлялся и где мог быть известен гражда-нам, в правоохранительных органах и иных учреждениях.
4.3.2. Организуйте поиск в названных микрорайонах. Соберите сведения о лицах, приезд которых ожидался местными жителями или организациями, и которые по неизвестной причине не прибыли. Проверьте, не совпадают ли признаки кого-либо из них с данными потерпевшего.
4.3.3. Установите, не было ли в санаториях, домах отдыха, кли-никах этого района не явившихся по назначению граждан.
4.3.4. Используйте помощь общественности. Дайте соответст-вующее задание органам дознания.
4.3.5. Допросите свидетелей. Проведите опознание трупа и ве-щей погибшего.
4.3.6.
4.4. Используйте собранную информацию для выдвижения вер-сий о потерпевшем. Организуйте их проверку (см. раздел III, В).
4.5. Изучите социально-психологические качества погибшего (см. раздел IV).
4.6. Используйте данные о погибшем для установления иных об-стоятельств преступления и поиска виновного (см. раздел V).
5. Есть основания полагать, что т е л о д о с т а в л е н о и з д р у г о й м е с т н о с т и.
5.1. Попытайтесь определить:
когда тело было доставлено на место его обнаружения;
откуда могло быть доставлено;
как было доставлено, не использовался ли какой-либо транс-порт; не был ли труп выброшен на ходу.
5.1.1. Проанализируйте результаты осмотра места происшествия и трупа. При необходимости произведите дополнительный осмотр.
5.1.2. Изучите дорожно-транспортную обстановку в районе про-исшествия. Выясните, какие дороги, подъезды, подходы ведут к месту обнаружения трупа, кто в основном пользуется этими путями, какой транспорт эксплуатируется в данной местности и мог ли быть на нем доставлен труп. Используйте возможности ГАИ.
5.1.3. Организуйте выявление транспорта и лиц, находившихся в районе совершения преступления.
5.1.4. Дайте задание органам дознания. Используйте помощь общественности.
5.1.5. Выдвиньте версии о местности, из которой перевезено те-ло, и об использованном для этой цели транспорте.
5.1.6.
5.2. Организуйте сбор информации о потерпевшем в той местно-сти, где, вероятно, находился умерший до своей гибели и откуда, скорей всего, доставлено его тело.
5.2.1. Попытайтесь, используя информацию о погибшем (см. раздел II), определить район, в котором он находился (жил, работал, учился, погиб).
5.2.2. Пошлите туда запросы. Сообщите данные о потерпевшем, вышлите его фотографии. При необходимости организуйте выяв-ление исчезнувших там граждан (см. раздел III, А, п.п. 2—6).
5.2.3. Допросите свидетелей. Проведите опознание тела и вещей погибшего.
5.2.4.
5.3. Используйте собранную информацию для выдвижения вер-сий о потерпевшем. Организуйте их проверку (см. раздел III, В).
5.4. Изучите социально-психологические качества погибшего (см. раздел IV).
5.5. Используйте данные о погибшем для установления иных об-стоятельств преступления и поиска виновного (см. раздел V).
6. Тело неизвестного обнаружено в водоеме (на берегу), и имеются основания полагать, что т р у п д о с т а в л е н с т и х и й н ы м и с и л а м и п р и р о д ы.
6.1. Попытайтесь определить:
как тело оказалось на месте его обнаружения: доставлено вет-ром, течением, животными;
в каком месте тело попало в воду;
иное.
6.1.1. Проанализируйте результаты осмотра места происшествия и трупа. При необходимости произведите дополнительный осмотр. Примите во внимание:
время и место (на суше или в воде) гибели неизвестного;
причину смерти;
продолжительность пребывания тела в воде;
иное.
6.1.2. Изучите обстановку в районе обнаружения трупа. С помо-щью специалиста выясните:
глубину водоема, в котором обнаружено тело;
направление и силу ветра в период, соответствующий смерти потерпевшего;
полноводность; есть ли препятствия в русле (на дне, по берегам), которые могли бы помешать перемещению трупа;
наличие, скорость течения (поверхностного, донного).
6.1.3. Используйте собранную информацию для выдвижения версий по всем перечисленным вопросам.
6.1.4.
6.2. Выясните, не знают ли потерпевшего в той местности, где его тело попало в воду.
6.2.1. Попытайтесь определить является ли он приезжим или ме-стным жителем; район, в котором вероятно, проживал, работал, учился (см. раздел II).
6.2.2. Если потерпевший — местный житель, воспользуйтесь ре-комендациями раздела III, А.
6.2.3. Если имеются основания полагать, что он — приезжий, обратитесь к разделу III, Б.
6.2.4.
6.3. Используйте собранную информацию для выдвижения кон-кретной версии о потерпевшем. Организуйте ее проверку (см. раз-дел III, В).
6.4. Изучите социально-психологические качества потерпевшего (см. раздел IV).
6.5. Используйте данные о погибшем для установления иных об-стоятельств преступления и поиска виновного (см. раздел V).
В. Данные о потерпевшем имеются
(выдвинута конкретная версия), но их
для достоверного вывода о личности жертвы недостаточно
1. Выясните, соответствует ли время, когда предполагаемую жертву видели последний раз, периоду наступления смерти потер-певшего.
1.1. Сопоставьте данные по названным обстоятельствам. Оцени-те результат, но учтите возможность ошибки судебных медиков и показаний свидетелей.
1.2. При необходимости назначьте повторную СМЭ.
1.3.
2. Проанализируйте соответствие общих признаков предпола-гаемой жертвы фактическим данным погибшего (пол, возраст, рост, группа, тип крови, цвет волос, глаз; у женщин — признаки перене-сенных родов, состояние и срок беременности, послеродовое со-стояние и т. д.).
2.1. Соберите, если это не было сделано ранее, данные об общих признаках предполагаемой жертвы. Допросите лиц, владеющих такой информацией (см. раздел II, Г).
2.2. Сопоставьте сведения о предполагаемой жертве с фактиче-скими данными погибшего. Оцените результат. Примите во внима-ние, что цвет глаз и волос после смерти нередко изменяются. Обра-титесь к помощи специалиста-медика.
2.3. Используйте данные об общих признаках потерпевшего для “просеивания” списка предполагаемых жертв.
2.4.
3. Проверьте, соответствует ли профессия, род занятий предпо-лагаемой жертвы профессиональным признакам потерпевшего.
3.1. Установите профессию, род занятий предполагаемой жерт-вы.
3.2. Сопоставьте эту информацию с фактическими данными по-терпевшего (см. раздел II, А, п. 8). Оцените результат. Примите во внимание стаж и условия, в которых работал предполагаемый по-терпевший.
3.3. При необходимости назначьте комиссионную экспертизу с участием специалиста в области промышленной санитарии.
3.4.
4. Проведите сравнительный анализ событий в жизни предпола-гаемой жертвы с тем состоянием, в каком находился потерпевший непосредственно перед смертью.
4.1. Выясните, если это не было сделано ранее, какие события имели место в жизни предполагаемого потерпевшего, в каком со-стоянии его видели последний раз. Выявите и допросите свидете-лей.
4.2. Сопоставьте эти данные с фактическими признаками потер-певшего (см. раздел II, А, п.п. 9, 10). Оцените результат.
4.3. При необходимости назначьте повторную СМЭ.
4.4.
5. Выясните, имелись ли у предполагаемой жертвы те вещи, предметы, которые обнаружены у потерпевшего и возле него.
5.1. Допросите, если это не было сделано ранее, лиц, знавших предполагаемого погибшего и видевших его последними, во что он был одет, обут, какие вещи находились при нем.
5.2. Сопоставьте показания свидетелей с данными осмотра места происшествия и трупа. Оцените результат.
5.3. В случае несоответствия предметов, проверьте, не мог ли предполагаемый потерпевший приобрести обнаруженные вещи уже после того, как его видели последний раз (купить, взять у знакомых и т. д.). Найдите источники приобретения, проведите опознание вещей и трупа.
5.4.
6. Проведите сравнение индивидуальных признаков предпола-гаемой жертвы с фактическими данными погибшего:
а) папиллярных узоров на пальцах и ладонях;
б) генной характеристики;
в) группы, типа крови;
г) состояния зубного аппарата;
д) отдельных примет (татуировок, рубцов, родинок, бородавок, мозолей, уродств);
е) состояния здоровья, перенесенных заболеваний;
ж) изменений внутренних органов, суставов, костей;
з)
6.1. Выявите и допросите, если это не было сделано ранее, лиц, хорошо знавших предполагаемого потерпевшего и владеющих ин-формацией:
о его общих идентификационных признаках (см. п. 2 настоящего раздела);
о профессии и роде занятий, месте работы;
о состоянии, в котором его видели последний раз. Не употреблял ли алкоголь, наркотики, какие-либо сильнодействующие лекарства;
о перенесенных заболеваниях, где, когда лечился (название и местонахождение лечебного учреждения);
о его службе в армии, времени и месте призыва;
был ли он донором, в какие пункты сдавал кровь;
о функциональных признаках (походке, особенностях произно-шения) и привычках;
о возможности обладания им предметами, вещами, которые бы-ли обнаружены на трупе и возле него;
о семейном положении, наличии родных, которые хорошо знают предполагаемого потерпевшего и его вещи, видели умершего по-следними;
о помещениях, в которых бывал предполагаемый потерпевший и где могут оказаться его следы, необходимые для идентификации;
об отношении предполагаемого потерпевшего к местности, в которой обнаружено тело неизвестного;
иное.
6.2. Проведите опознание трупа свидетелями, знавшими предпо-лагаемую жертву:
по чертам лица потерпевшего;
особым приметам на обычно открытых и закрытых частях тела;
по особенностям передних зубов;
особенностям запломбированных, вставных зубов, зубных про-тезов;
по фотоснимкам трупа или посмертной маске.
6.3. Проведите отдельно опознание каждого из предметов, обна-руженных на месте происшествия: одежды, обуви, головного убора и иных вещей.
6.4. Осмотрите, если это не было сделано ранее, квартиру и дру-гие использовавшиеся предполагаемой жертвой помещения (рабо-чее место, дачу, гараж, автомашину, помещения знакомых и родст-венников), попытайтесь найти там необходимые для идентифика-ции следы, документы, вещи:
а) отпечатки пальцев и ладоней;
б) фотографии предполагаемой жертвы:
в фас, профиль, на 3/4 поворота головы;
в полный рост или рядом с предметами, имеющими стандартные или известные размеры;
с обнаженными передними зубами;
в такой одежде и с таким предметами, которые были обнаруже-ны при осмотре места происшествия и трупа неизвестного.
в) вещи со следами, пригодными для определения группы, типа крови и генной идентификации;
г) футляры, части вещей, обнаруженных возле трупа неизвестно-го;
д) образцы материала, из которого могли быть изготовлены одежда и другие вещи погибшего;
е) одежду, обувь, головной убор, позволяющие судить об ан-тропометрических данных предполагаемой жертвы;
ж) документы исчезнувшего:
удостоверяющие личность (пенсионная книжка, военный билет);
медицинские (карта амбулаторного больного, выписки из исто-рии болезни, справки, рецепты, результаты анализов, рентгено-граммы и т. п.);
квитанции на изготовление одежды, обуви, головного убора;
записные книжки, письма, дневник;
иные;
з)
6.5. Соберите в других местах документы, отражающие призна-ки предполагаемой жертвы:
в медицинских учреждениях: историю болезни, стоматологиче-скую карту, рентгенограммы, флюорограммы, карту донора, про-чее;
в военкомате: материалы военно-медицинского освидетельство-вания при призыве, др.;
по месту работы, учебы;
в других местах.
6.6. При наличии материалов используйте экспертные способы идентификации трупа:
по отпечаткам пальцев (ладоней) предполагаемой жертвы и по-терпевшего;
генную идентификацию потерпевшего и предполагаемой жерт-вы;
портретную идентификацию по фотографиям предполагаемой жертвы и трупа или посмертной маске потерпевшего;
по предметам, украшениям погибшего и фотографиям предпола-гаемого потерпевшего, на которых последний изображен с подоб-ными вещами;
по его черепу и фотографиям предполагаемой жертвы;
поручите экспертам воссоздать прижизненный облик погибшего (его скульптурный портрет) по черепу, используя метод Герасимо-ва;
по особенностям передних зубов и фотографиям предполагае-мой жертвы, сделанным в момент, когда он улыбался, раскрыл рот в разговоре или принимал пищу;
по состоянию его зубов и зубному аппарату предполагаемой жертвы;
по признакам перенесенных им заболеваний, методам лечения, состоянию органов и описанию аналогичных признаков в медицин-ских документах предполагаемой жертвы;
по предметам или футляру, обнаруженным на месте происшест-вия, и частями вещей, принадлежащих предполагаемой жертве;
по образцам ткани и иных материалов, принадлежащих предпо-лагаемой жертве, и материалам, из которых изготовлена одежда и другие вещи погибшего.
7. Сделайте вывод о личности потерпевшего по совокупности общих, профессиональных и индивидуальных признаков предпола-гаемой жертвы. Назначьте комплексное исследование. Оцените результаты. Примите во внимание частоту повторяемости призна-ков. Используйте помощь математика — специалиста в области теории вероятности.
IV. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ ПОТЕРПЕВШЕГО И ОБСТАНОВКИ ЕГО ГИБЕЛИ
Для обнаружения и изобличения виновного, установления моти-ва преступления, решения вопроса о наличии состава преступления в действиях подозреваемого, правильного определения характера и степени его ответственности за содеянное недостаточно установить фамилию и другие анкетные данные потерпевшего, необходимо всесторонне изучить личностные качества жертвы. Поэтому, узнав, кто погибший, важно не менее скрупулезно исследовать социаль-ные, психологические, психические, сексуальные стороны его жиз-ни, а также выяснить его роль в событии расследуемого преступле-ния.
Изучение личностных качеств погибшего следует проводить в направлениях, позволяющих установить:
1. Каков был прижизненный облик, внешний вид потерпевшего (привлекательный, отталкивающий, иной). Не было ли названное качество каким-то образом связано с посягательством на жертву. В этих целях постарайтесь, если это не было сделано ранее, получить прижизненные фотографии погибшего, допросите лиц, хорошо его знавших.
2. Личностные качества потерпевшего, определявшие его пове-дение и взаимоотношения в обществе:
а) состояние физического и психического здоровья, сила, сме-лость, трусость;
б) культурный уровень, образование, интеллект;
в) осторожность, предусмотрительность, способность оценить обстановку;
г) доверчивость, доброжелательность, общительность, замкну-тость;
д) отзывчивость, готовность прийти на помощь;
е) злобность, обидчивость, ревнивость, злопамятность, неуступ-чивость;
ж) жадность, корыстолюбие, завистливость;
з) как обычно вел себя в конфликтной ситуации: был активен или пассивен, осмотрителен, агрессивен, поступал спокойно;
и)
Не связаны ли названные качества с событием преступления, мотивом посягательства, личностью преступника и другими об-стоятельствами происшествия. Не было ли у погибшего недругов.
3. Каков состав семьи, круг родственников и лиц, проживавших совместно или рядом с потерпевшим. Характеристика, образ жизни этих людей, взаимоотношения их с потерпевшим и между собой. Не было ли среди этих людей человека, испытывавшего особенную привязанность к погибшему.
4. Его увлечения, привычки: азартные игры, коллекционирова-ние, спорт, охота, рыбалка; употребление алкоголя, наркотиков.
5. Как складывалась сексуальная жизнь потерпевшего (поло-вая, возрастная направленность, способ удовлетворения).
6. Связи погибшего вне семьи, дома (постоянные, случайные):
а) по месту жительства, работы (последнего и предыдущего), от-дыха, учебы, службы в армии;
б) по любительским занятиям (спортом, охотой, рыбалкой, кол-лекционированием), совместному времяпровождению;
в) по признакам землячества;
г) сексуальные связи;
д) в коммерческой, предпринимательской деятельности;
е)
7. Образ жизни, расходы.
8. Материальное положение потерпевшего и его семьи. Жилищ-ные условия. Обладание ценным имуществом.
9. Источники доходов. Деятельность потерпевшего (служеб-ная, общественная), не занимался ли бизнесом, коммерцией, предпри-нимательством, ростовщичеством. Где, кем работал. Отношение к труду и коллегам. Успехи, провалы, банкротства, штрафы.
10. Преступные связи:
а) не был ли судим, не привлекался ли к уголовной, администра-тивной, иной ответственности;
б) не участвовал ли в каких-либо преступлениях;
в) не был ли осведомлен о каких-либо преступлениях, совер-шенных или готовящихся;
г) не совершал ли преступления кто-либо из окружения погиб-шего;
д) не вызывался ли он в качестве свидетеля, ответчика, потер-певшего по уголовному или гражданскому делу.
11. Планы на будущее:
а) приобретение, продажа каких-либо ценностей;
б) обмен квартиры;
в) раздел имущества;
г) изменение состава семьи (развод, заключение брака);
д) создание, ликвидация частного предприятия;
е) заключение, отказ от какого-либо контракта;
ж)
12. События в жизни погибшего:
а) кто последним видел погибшего; где, когда, при каких об-стоятельствах, с кем; чем он занимался; что имел при себе, во что был одет, та ли это одежда, в которой обнаружен труп. Организуйте поиск свидетелей, допросите их;
б) зачем, когда, с кем прибыл погибший на место происшествия. Учтите возраст, пол, образ жизни, привычки, род занятий, особен-ности психики, распорядок дня погибшего;
в) с кем общался, какие места посетил, чем занимался потер-певший перед нападением на него:
не принимал ли алкоголь, наркотики, снотворное, другие меди-цинские препараты. Количество, давность, способ принятия, где приобрел;
не ел ли перед смертью, когда, какую пищу; где приобрел, при-нимал;
не было ли половых отправлений. Объект, способ сексуального удовлетворения;
не выполнял ли гигиенические, косметические, лечебные и иные процедуры. Квалификация и место их выполнения;
иное;
г) кто посещал потерпевшего перед посягательством на него и ранее;
д) не поступала ли в адрес погибшего почтовая корреспонденция (письма, телеграммы, вызов на междугородную телефонную стан-цию, извещения о посылках, бандеролях);
е) не интересовался ли кто-нибудь номером телефона погибшего не было ли звонков к нему на работу, к соседям, домой;
ж) не выполнял ли потерпевший какие-либо хозяйственные, имущественные операции: строительство, ремонт квартиры, дачи, гаража, автомашины; не вел ли подсобное хозяйство; не продавал (покупал) ли каких-либо ценностей, не давал (полу-чал) ли денег в долг;
з) если нападение сопряжено с разбоем, не интересовался ли кто-нибудь временем завоза погибшему товара, появлением круп-ных денежных сумм, временем сдачи выручки;
и) не приобрел ли потерпевший перед смертью какие-либо ве-щи, требующие помощи в доставке домой, сборке, настройке;
к) не было ли разговоров об изменениях в составе семьи потер-певшего, которые ухудшили бы чье-то имущественное, жилищное или иное положение (женитьба, развод, раздел имущества, кварти-ры, пая);
л) не предполагалось ли продвижение потерпевшего по службе;
м) не высказывал ли кто-нибудь недовольство настоящей или прошлой деятельностью потерпевшего;
н) каково было поведение жертвы накануне убийства: на работе, в семье, среди соседей;
о) не являлся ли потерпевший прежде объектом какого-нибудь нападения, как реагировал на посягательство;
п) не было ли в городе, районе каких-либо событий, которые на-родная молва негативно связывала с личностью потерпевшего (са-моубийств, разорений, банкротств, несчастных случаев, смерти при врачевании, преступлений);
р) был ли застрахован; если да — когда, на какую сумму, вид страховки;
с) не сделал ли потерпевший завещания; если да — когда, кому, что завещал;
т)
13. Роль потерпевшего в событии расследуемого преступления:
не оказывал ли сопротивление виновному;
не защищал ли от нападения третье лицо;
если вел себя активно (пассивно), соответствует ли это его со-стоянию, физическим, волевым, моральным и иным качествам;
не мог ли своим неправильным поведением спровоцировать ви-новного, в частности, нападением на последнего, оскорблением, угрозами, обманом, причинением обиды виновному или близким ему людям, грубым обращением, неумеренными требованиями, нежеланием считаться с мнением других лиц;
не создал ли обстановку, способствующую совершению престу-пления, в частности, своим появлением в уединенном месте, нахо-ждением в состоянии опьянения;
иное.
Примите во внимание результаты осмотра места преступления и судебно-медицинского исследования трупа, в том числе, наличие (отсутствие) на ладонях потерпевшего следов использования им какого-либо орудия и характер раневого канала; не указывает ли положение тела (конечностей) на то, что погибший получил повре-ждения, когда пытался напасть на кого-то (виновного, другое лицо) или защищался.
Учтите психофизические, моральные качества жертвы.
14. Какие события после смерти потерпевшего произошли в жизни его окружения. Не связаны ли названные события с насиль-ственной смертью жертвы, не указывают ли на личность виновного.
В частности:
а) не было ли преждевременного, необоснованного беспокойст-ва по случаю исчезновения потерпевшего;
б) кто был на похоронах. Как участники похорон, близкие по-терпевшего, члены семьи и знакомые реагировали на факт его смерти. Не было ли, например, безразличного отношения или наи-гранной жалости к погибшему, инсценировки душевного расстрой-ства или сердечного приступа;
в) не было ли срочной распродажи имущества, принадлежащего потерпевшему;
г) не произошло ли поспешных изменений в составе семьи;
д) не произведен ли раздел имущества, заключение сделок или отказ от них; не объявлено ли банкротство;
е) не было ли в поведении лиц из окружения погибшего дейст-вий, противоречащих здравому смыслу;
ж)
15. Не способствовал ли потерпевший прямо или косвенно фор-мированию у виновного антиобщественной установки и, в конеч-ном счете, решения напасть на него.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКА ПРЕСТУПНИКА
ПО ДАННЫМ О ЛИЧНОСТИ ПОТЕРПЕВШЕГО
Организовать поиск преступника по данным о потерпевшем — значит на базе информации о жертве разработать достаточно эф-фективную, целенаправленную систему “выхода” на виновного и обеспечить ее функционирование. Наибольшие результаты обычно дает комбинированное использование систем: “потерпевший — виновный”, “мотив преступления — виновный”, “место совершения преступления — виновный”, “время посягательства — виновный”, “орудие преступления — виновный”, “способ посягательства — виновный” и т. д.
Поступающие в процессе изучения жертвы данные анализиру-ются на предмет: а) достоверности, б) возможной связи с рассле-дуемым преступлением, в) значимости сведений, в частности, сле-дователь рассуждает, не объясняют ли они причину, по которой потерпевший оказался в данное время в данном месте; почему вел себя именно так, как это установлено материалами дела; не указы-вают ли известные качества потерпевшего на личность преступни-ка, мотив и иные обстоятельства нападения.
Нередко для суждения о виновном требуется глубокое изучение жертвы (см. раздел IV), создание криминалистического образа, информационной модели потерпевшего.
По сложному делу, когда связь “потерпевший — виновный” не прослеживается, стоит обратиться к логике: сначала по данным о жертве высказать суждение о круге граждан, среди которых может находиться преступник, а затем искать конкретное лицо. Сущест-венную помощь в этом окажет также и метод “типовых версий” .
Бывают ситуации, в которых поиск виновного целесообразно строить на комплексе исходных данных: о личностных качествах потерпевшего и событиях, предшествовавших его гибели. Рассуж-дениям в этом случае соответствует следующая схема: “Если по-терпевший обладал такими-то качествами..., его гибели предшест-вовали такие-то события..., посягательство на него совершено с целью..., то сделал это, вероятно, такой-то гражданин или виновно-го следует искать среди таких-то лиц”.
В ряде случаев “выйти” на преступника помогает изучение со-бытий, последовавших за смертью потерпевшего. Схема рассужде-ний здесь такова: “Если потерпевший обладал такими-то качества-ми, а после гибели в жизни его окружения произошли такие-то из-менения (события), то убийство, вероятно, совершил тот-то или виновного следует искать среди таких-то граждан”.
Для всех изложенных ситуаций можно рекомендовать единую программу:
1. Проанализировав поведение потерпевшего во время посяга-тельства на него, определите:
а) какую роль в случившемся сыграл сам потерпевший (см. раз-дел IV, п. 13);
б) не указывают ли действия жертвы на личность виновного или хотя бы на его качества и среду общения;
в) организуйте проверку суждений.
2. Установив какое-либо качество потерпевшего (см. раздел IV, п.п. 1—12), попытайтесь логически определить:
а) не связано ли оно с посягательством на потерпевшего;
б) если предполагаете взаимосвязь, проанализируйте, не указы-вает ли это качество на личность виновного. Примите во внимание мотив, место, время и другие известные вам обстоятельства престу-пления;
в) организуйте проверку суждений.
3. При необходимости продолжите изучение личностных ка-честв потерпевшего, синтезируйте имеющиеся о нем данные, изу-чите информационную модель жертвы и попытайтесь определить:
а) не указывает ли совокупная информация о потерпевшем на виновного или его качества и круг лиц, среди которых он находит-ся. Примите во внимание мотив и другие известные обстоятельства происшедшего;
б) организуйте проверку суждений о виновном.
4. Проанализируйте события в жизни потерпевшего, предшест-вовавшие посягательству (см. раздел IV, п. 12) и последовавшие за его смертью (см. раздел IV, п. 14); попытайтесь определить:
а) не связаны ли названные события с посягательством на по-терпевшего;
б) если есть основания полагать, что связаны, не указывают ли они на личность виновного или круг лиц, среди которых он нахо-дится. Примите во внимание мотив и другие обстоятельства гибели потерпевшего;
в) организуйте проверку суждений.
5. Проанализируйте информацию в совокупности. Используйте результаты для организации поиска виновного.






Рекомендуемая литература

1. Руководство по расследованию убийств. М., 1977.
2. Бурданова В. С., Быков В. М. Виктимологические аспекты криминалистики. Ташкент, 1981.
3. Густов Г. А. Программно-целевой метод организации раскрытия убийств. СПб., 1993.
4. Густов Г. А. Комплексный подход к раскрытию убийства. Л., 1988.
5. Густов Г. А Моделирование в работе следователя. Л., 1980.
6. Китаев Н. Н., Тельцов А. П. Проблемы расследования отдельных видов убийств. Иркутск, 1992.
7. Лузгин И. П. Моделирование при расследовании преступлений. М., 1981.
8. Мудьюгин Г. Н. Расследование убийств по делам, возбужденным в связи с исчезновением потерпевшего. М., 1967.
9. Пашкова В. И. Некоторые аспекты судебно-медицинской идентификации личности по костям скелета // Следственная практика. Вып. 132. 1981.
10. Селиванов Н. А., Соя-Серко Л. А. Убийство. Как его раскрыть. М., 1994.
11. Селиванов Н. А., Видонов Л. Г. Типовые версии по делам об убийствах. М., 1989.
12. Справочник следователя. Практическая криминалистика: расследование от-дельных видов преступлений / Руководитель авторского коллектива и ответствен-ный редактор профессор Н. А. Селиванов. Выпуск второй. М., 1990.
13. Справочник следователя. Практическая криминалистика: подготовка и на-значение судебных экспертиз: Практическое пособие. Вып. третий. М., 1992.
14. Сергеев Л. А., Соя-Серко Л. А., Якубович Н. А. Планирование расследова-ния. М., 1975.
15. Центров Е. Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. М., 1988.
16. Шиканов В. И. Теоретические основы тактических операций в расследова-нии преступлений. Иркутск, 1983.
17. Шиканов В. И. Информация к тактической операции “Атрибуция трупа”. Иркутск, 1975.
18. Шиканов В. И. Идентификация трупа по его черепу. Иркутск, 1973.
19. Экспертиза на предварительном следствии / Под ред. Н. А. Селиванова. М., 1980.

• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150