18 ноября, понедельник
 

ГП РФ
Об исполнении законодательства об охране лесов от пожаров

В связи с многочисленными в 2002 г. случаями лесных пожаров, по-влекших причинение огромного материального ущерба, Генеральной про-куратурой Российской Федерации была проведена проверка исполнения за-конодательства, регламентирующего охрану лесов от пожаров, а также за-конности выделения и расходования средств на эти цели в 14 регионах, подверженных лесным пожарам.
По имевшимся на 10.06.2002 данным, количество лесных пожаров возникших на территории лесного фонда в 14 субъектах Российской Феде-рации (республики Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Хакасия, Амурская, Ир-кутская, Нижегородская, Камчатская, Читинская области, Алтайский, При-морский, Красноярский, Хабаровский края, Еврейская автономная область), составило 5940 случаев, что на 52,9% превышает показатель аналогичного периода 2001 г. (3883 случая), а площадь, пройденная лесными пожарами, составляла 392 326 га, что в 4 раза больше, чем в 2001 г.
В соответствии со ст.ст. 92,93 и 95 Лесного кодекса Российской Феде-рации мероприятия по охране и защите лесов от пожаров обязаны осущест-влять федеральный орган управления лесным хозяйством и его территори-альные органы.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 17.05.2000 № 867 “О структуре федеральных органов исполнительной власти” Мини-стерству природных ресурсов Российской Федерации (МПР России) пере-даны функции специально уполномоченного органа управления лесным хо-зяйством. В нарушение п. 10 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.2000 № 726, на момент проверки в МПР России не была определена компетенция руко-водителей и не утверждены положения о структурных подразделениях.
Во исполнение требований Лесного кодекса Российской Федерации, Порядка осуществления федеральной службой лесного хозяйства и ее тер-риториальными органами контроля за состоянием, использованием, охра-ной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, утвержденного по-становлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 № 544, других нормативно-правовых актов должностные лица МПР России и его территориальных органов обязаны обеспечивать государственный контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах, своевременного принятия мер для ликвидации лесных пожаров и их последствий, учета площадей, пройденных пожарами на территории лесного фонда, и опреде-ления ущерба, причиненного ими лесному фонду.
Как показали прокурорские проверки, территориальными органами МПР России не обеспечивается в полном объеме выполнение всех возло-женных на них функций по государственному контролю.
Не всегда мероприятия, направленные на предупреждение лесных пожаров, проводятся своевременно и в полном объеме.
Так, в 2002 г. лесной службой Управления природных ресурсов по Камчатской области и Корякскому автономному округу не проводились проверки выполнения лесхозами работ по профилактике лесных пожаров. Например, в Александрово-Заводском районе Читинской области из 144 ле-сопользователей сотрудниками лесхозов проверены на предмет готовности к пожароопасному сезону лишь 28. В Кижингинском районе Республики Бурятия лесхозом выдан лесопользователям 71 лесорубочный билет, про-верки же проведены только в двух случаях.
Не всегда лесхозы осуществляли должный контроль за исполнением лесопользователями предписаний по устранению нарушений лесного зако-нодательства, располагали информацией о фактическом устранении выяв-ленных нарушений. Так, Рыбинским лесничеством Уярского лесхоза в Красноярском крае был составлен акт промежуточного освидетельствова-ния мест рубок ЗАО “Черемшанское”, в котором указывалось на необходи-мость в срок до 30.04.2002 очистить лесосеку от порубочных остатков. Про-веркой, проведенной Рыбинской межрайонной прокуратурой в июне 2002 г., установлено, что в лесничестве отсутствует информация об исполнении этого предписания.
В нарушение требований Лесного кодекса РФ не во всех лесхозах надлежащим образом организована работа по выявлению лесных пожаров, своевременным выездам на места возникновения пожаров. Так, в Кяхтин-ском районе Республики Бурятия 20.05.2002 был обнаружен пожар на пло-щади 1 га, который из-за несвоевременного тушения распространился на 24 га. В Хоринском районе по аналогичной причине огонь охватил территорию размером 700 га.
По сведениям Государственной лесной службы, за период пожаро-опасного сезона в 2002 г. было выявлено 409 виновников лесных пожаров и 28 849 нарушителей Правил пожарной безопасности в лесах. По результа-там выявленных нарушений в следственные органы направлены 4854 мате-риала, то есть в два раза больше, чем в 2001 г., а сумма взысканных по ним штрафов составила 956,7 тыс. руб., или на 263,8 тыс. руб. больше, чем в 2001 г.
Вместе с тем органы управления лесным хозяйством не всегда испол-няют требования ст. 77 Лесного кодекса РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.98 № 544 “Об утверждении порядка осуще-ствления контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесно-го фонда и воспроизводства лесов”, совместного указания Генеральной про-куратуры Российской Федерации, МВД России и Рослесхоза от 14.06.97 № 25/7 “Об усилении координации и взаимодействия в борьбе с нарушениями федерального лесного законодательства и порядке оформления и передачи материалов о лесных пожарах и лесонарушениях в правоохранительные ор-ганы”, несвоевременно направляя в правоохранительные органы материалы о нарушениях федерального лесного законодательства с признаками уго-ловно наказуемых деяний (республики Бурятия, Саха (Якутия), Амурская, Иркутская, Камчатская, Нижегородская области, Алтайский и Краснояр-ский края).
На низком уровне остается подготовка первичных материалов, кото-рые сотрудниками органов лесного хозяйства оформляются не в полном объеме в нарушение Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства. Неполнота и несвоевременность представления лесхозами в правоохранительные органы необходимых пер-вичных документов влекут за собой возвращение материалов на дооформ-ление и, соответственно, затягивание сроков принятия процессуальных ре-шений.
Ежегодный размер ущерба от лесных пожаров составляет миллиарды рублей. Однако территориальными органами МПР России вопрос о его воз-мещении в судебном порядке, как правило, не решается. Так, в Камчатской области в 2002 г. органами лесного хозяйства не направлено ни одного ис-кового заявления в суд, в Республике Саха (Якутия) направлено всего че-тыре иска, три из которых подготовлены прокурорами. В Республике Буря-тия 15 пожаров возникли от сельхозпалов, которые проводили сельскохо-зяйственные организации. На тушение этих пожаров лесхозы понесли за-траты, но ни к одной организации не предъявлялись требования о их воз-мещении в порядке ст. 1064 ГК РФ.
В ходе проверок выявлено два факта нецелевого использования средств федерального бюджета.
Так, прокурором Вачского района Нижегородской области установ-лено, что из 24 854 руб. бюджетных средств, выделенных в 2001 г. на ох-рану лесов от пожаров, около 4 тыс. руб. истрачено на другие цели.
Контрольно-ревизионным управлением Минфина России по Амур-ской области было выявлено, что Амурской авиабазой из выделенных на финансирование мероприятий по охране лесов от пожаров бюджетных средств 97,6 тыс. руб. было использовано на оплату труда, медицинское об-служивание и служебные командировки.
По результатам проверки Министру природных ресурсов Российской Федерации направлено представление об устранении нарушений законода-тельства, допущенных при осуществлении полномочий по охране лесов от пожаров. Вопросы, поставленные в нем, были обсуждены на селекторном совещании, проведенном МПР России в августе 2002 г. с территориальными органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федера-ции, федеральными органами исполнительной власти, органами исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации.
МПР России разрабатываются Правила пожарной безопасности в ле-сах Российской Федерации и Нормы обеспечения противопожарным обору-дованием, средствами тушения лесных пожаров владельцев лесного фонда и лесопользователей, которые намечается утвердить в 2003-2004 гг. В подго-товленной Государственной лесной службой МПР России Концепции раз-вития лесного хозяйства до 2010 г. предусмотрено поэтапное разделение хо-зяйственных и контрольных функций, выполняемых лесхозами. Минфином России в проекте федерального закона “О внесении изменений и дополне-ний в Федеральный закон “О бюджетной классификации Российской Феде-рации” предлагается предусмотреть новый вид расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации “Финансирова-ние мероприятий по профилактике и подготовке к тушению лесных пожа-ров”.

• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150