21 октября, понедельник
 
Главная страница » Газетные публикации » Следствие увели из Генпрокуратуры...

Следствие увели из Генпрокуратуры


Совет федерации откликнулся на пожелание президента


Вчера Совет федерации (СФ) одобрил конституционный закон о создании при Генпрокуратуре РФ следственного комитета. Отклонить закон, лишающий прокуроров права на следствие и выводящий новую структуру из подчинения генпрокурора, накануне сенаторам предлагали представители Генпрокуратуры, однако верхняя палата предпочла прислушаться к заявлению полпреда президента в СФ Александра Котенкова, который объявил, что закон был инициирован самим Владимиром Путиным.
Поправки к закону "О прокуратуре РФ" и Уголовно-процессуальному кодексу, предусматривающие создание при Генпрокуратуре следственного комитета, в Госдуму внесли бывшие милицейские работники Алексей Волков и Александр Гуров (оба – "Единая Россия"). 11 мая Госдума одобрила законопроект, несмотря на критические замечания со стороны Генпрокуратуры о том, что закон противоречит Конституции и международным нормам. Как сообщал Ъ, в минувшую среду заместитель генпрокурора Сабир Кехлеров уже призвал верхнюю палату отклонить закон как неконституционный, однако комитеты СФ по судебно-правовым вопросам и по обороне и безопасности дали на него положительные заключения.
О важности предстоящего обсуждения в СФ с утра оповещал громкоговоритель, который приглашал сенаторов занять места в зале, чтобы принять участие в голосовании по конституционному закону. Интриги предстоящему обсуждению добавило то, что накануне представители Генпрокуратуры неофициально заявляли о принципиальном несогласии многих сенаторов с документом. Правда, вчера прокурорские работники на заседании замечены не были, а участниками дискуссии выступали только члены СФ.
Владимира Германенко (Алтайский край) интересовало, планируется ли после появления нового ведомства при Генпрокуратуре объединить его с уже существующими следственными комитетами при МВД, ФСБ и Госнаркоконтроле. Докладчик, глава комитета СФ по судебно-правовым вопросам Анатолий Лысков, сообщил, что на данный момент ведомственная вертикаль отлажена только в МВД.
– Когда создадутся четыре самостоятельные вертикали, можно внести поправку и на вершине сомкнуть все это вместе. Если на это будет политическая воля,– заявил господин Лысков (напомним, в 2001 году занимавшийся судебной реформой заместитель главы кремлевской администрации Дмитрий Козак предлагал именно такой вариант создания следственного комитета).
Ставропольский сенатор Анатолий Коробейников, который выяснил, что прокурорам на местах категорически не нравится предстоящая реформа, был озабочен молчанием Генпрокуратуры:
– Можно представить себе, что у нас будет твориться по отношению к бизнесу, если следователи останутся бесконтрольными. Нам нужна сильная, независимая прокуратура. А орган, которого боятся все, сам не обладает достаточной смелостью. Что это за осторожность, граничащая с профессиональным разоружением?
А когда ответа не последовало, на защиту Конституции встала тувинский сенатор Людмила Нарусова:
– Статья 83 Конституции содержит перечень лиц, которых вносит президент,– судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генпрокурора. Все. Значит ли это, что мы должны будем вносить изменения в Конституцию?
Леонид Рокецкий (Таймырский автономный округ) решил защитить закон неожиданным образом.
– Мне кажется, что каждый гражданин обходил бы далеко стороной и прокуратуру, и следственный комитет. У нас прокуратура – карательный орган, простого человека защитить некому. Если в Генпрокуратуре будут друг за другом присматривать, может, это приведет к тому, что прокуроры перестанут ходить с мечом за следователями,– заявил он, посчитав необходимым высказаться и по поводу создания единого следственного комитета.– Давайте тогда уж НКВД создадим!
После этого выступления не выдержал полпред президента в СФ Александр Котенков. Объявив сенаторам, что инициатором обсуждаемого закона выступил сам Владимир Путин и поддерживал его на всех этапах, полпред принялся за ликбез. Госпоже Нарусовой лично и ее коллегам он напомнил, что статья 83 Конституции не является исчерпывающей и не ограничивает президента в осуществлении других полномочий.
– Есть очень много прецедентов, вами же созданных, когда президент представляет или назначает и иных должностных лиц, не поименованных в Конституции,– уколол полпред сенаторов и посоветовал им повнимательнее читать законы.
Спорить с представителем президента сенаторы не рискнули и одобрили закон 127 голосами. Число противников закона оказалось в итоге минимальным – против проголосовали только двое членов СФ при шести воздержавшихся.
АЛЛА Ъ-БАРАХОВА


--------------------------------------------------------------------------------
правила игры
Что изменится в прокуратуре
Согласно действующему закону "О прокуратуре РФ", прокуратура надзирает за соблюдением Конституции, прав человека и гражданина, исполнением законов всех уровней, координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью и осуществляет уголовное преследование. В рамках надзора прокуроры опротестовывают незаконные судебные акты; выносят представления на неправомерные законы, акты юридических лиц, сделки и оспаривают их в суде; возбуждают административное производство. В рамках следствия сотрудники прокуратуры возбуждают и расследуют тяжкие и особо тяжкие уголовные дела, выдают санкции на задержание, ходатайствуют перед судом об избрании, отмене или изменении меры пресечения, продлевают срок следствия, приостанавливают и прекращают дела, выступают гособвинителями в суде. За следствие в прокуратуре отвечает главное следственное управление и следственные управления или отделы в регионах.
Согласно новым поправкам в Уголовно-процессуальный кодекс и закон "О прокуратуре", следствие передается в новый обособленный орган при прокуратуре – Следственный комитет. Его планируется создать на базе следственных органов прокуратур всех уровней и видов, в том числе военной. По замыслу авторов законопроекта Следственный комитет возглавит председатель в ранге первого замгенпрокурора, но не подчиняющийся генпрокурору. Он должен назначаться Советом федерации по представлению президента, его заместители – президентом по представлению главы Следственного комитета. От генпрокурора председателю Следственного комитета передаются полномочия по возбуждению уголовных дел против лиц, обладающих иммунитетом (генпрокурор, депутаты Госдумы, сенаторы, судьи, бывшие президенты, кандидаты в президенты, члены Центризбиркома, председатель Счетной палаты).
Следователи новой структуры будут подчинены не прокурорам, как сейчас, а исключительно своим руководителям. Следователям также предлагается запретить выступать гособвинителями в судах и оставить это право исключительно за прокурорами. В ведении прокуроров сохраняется весь надзор и координация деятельности спецслужб по борьбе с преступностью.
Поправки также смягчают требования к кандидатам на должности прокуроров районов, городов и субъектов федерации – они более не обязаны иметь опыт работы в органах прокуратуры.
АЛЕКСАНДР Ъ-КУКОЛЕВСКИЙ


--------------------------------------------------------------------------------
правила игры

Что международное законодательство говорит о прокурорском следствии
Представители Генпрокуратуры, выступая против создания Следственного комитета, говорят, что это противоречит международным документам. К таковым относятся в первую очередь "Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование", принятые в 1990 году VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, а также рекомендация Комитета министров Совета Европы "О роли прокуратуры в системе уголовного правосудия" от 6 октября 2000 года.
В "Руководящих принципах" конгресса ООН указано, что лица, осуществляющие судебное преследование, "играют активную роль в уголовном разбирательстве, включая возбуждение дела, и, когда это разрешается законом или соответствует местной практике, в расследовании преступления" (пункт 11). Большая же часть этого документа описывают общие требования к лицам, занимающимся судебным преследованием, которые являются "важнейшими представителями системы отправления уголовного правосудия" и должны иметь "высокие моральные качества и способности", "соответствующую подготовку и квалификацию", а также "всегда сохранять честь и достоинство своей профессии".
Рекомендация Комитета министров Совета Европы "О роли прокуратуры" более детально описывают принципы деятельности, функции и полномочия прокурорских органов. Относительно следственных функций в этом документе указано, что прокуроры "решают вопрос о возбуждении или продолжении уголовного преследования". В то же время в рекомендации отмечено, что европейская система уголовного преследования "является двойственной" и основана на двух концепциях: французской (при которой должностные лица прокуратуры "фактически обладают монополией на уголовное преследование в рамках инквизиционной системы") и англосаксонской (при которой уголовное преследование "инициируется либо потерпевшим, либо полицией в рамках состязательной системы").
Также оговаривается, что рекомендация не является юридически обязательной и "только само государство может осуществлять принцип, о котором идет речь".
Коммерсантъ, 26.05.2007

• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150