20 июня, четверг
 
Главная страница » Газетные публикации » ЗАКЛЮЧЕНИЕпо Федеральному закону \"О внесении изменений в Уг...

ЗАКЛЮЧЕНИЕпо Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по Федеральному закону "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон
"О прокуратуре Российской Федерации", принятый Государственной Думой 11 мая 2007 года (постановление № 4545-4ГД)

Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам рассмотрел в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", проект которого был внесен в порядке законодательной инициативы 5 марта 2007 года депутатами Государственной Думы А.Н.Волковым, А.М.Розуваном, А.И.Гуровым и В.В.Бобыревым.
Данный Федеральный закон направлен на изменение полномочий прокурора в ходе досудебного производства, создание в системе прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, а также расширение процессуальных полномочий руководителей следственных органов.
Федеральным законом вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, направленные на исключение отдельных полномочий прокурора в ходе производства следствия. Прокуроры лишаются права на возбуждение уголовного дела, отмену незаконных постановлений о прекращении уголовных дел и дачу обязательных для исполнения письменных указаний следователю по уголовному делу. Но в то же время у прокурора сохраняются определенные возможности осуществления контроля за ходом следствия и оказывать на него своё влияние.
В частности, следователь, дознаватель копию постановления о возбуждении уголовного дела обязаны незамедлительно направить прокурору (ст.146 УПК РФ). Копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения также направляется прокурору, при этом данное постановление может быть обжаловано прокурору. Если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление. Признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Аналогичным образом прокурору направляются копия постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ст. 172 УПК РФ) и другие документы.
Кроме того, прокурор, признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене постановления о прекращении уголовного дела. Признав постановление следователя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, руководитель следственного органа отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Кроме того, прокурор рассматривает поступившие от следователя уголовные дела с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений: об утверждении обвинительного заключения и о направлении его в суд; о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объёма обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями.
При этом отдельные полномочия прокурора передаются руководителю следственного органа, на которого возлагается осуществление контроля за производством следствия, а частично они передаются следователю, наделяя его большей процессуальной самостоятельностью (возбуждать уголовное дело, самостоятельно направлять ход расследования и т.д.).
В то же время за прокурором остается надзор за процессуальной деятельностью органов дознания на всех его стадиях и дача согласия на производство дознавателем отдельных процессуальных действий.
Федеральный закон предусматривает создание Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Возглавлять Следственный комитет будет Первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Положение о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
В Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации будут входить подчиненные ему соответственно следственные управления по субъектам Российской Федерации и приравненные к ним специализированные следственные управления, в том числе военные следственные управления, следственные отделы по районам, городам. Работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации являются прокурорскими работниками.
По Федеральному закону имеются следующие замечания:
Федеральным законом предусмотрено, что прокурор уполномочен участвовать в судебных заседаниях в ходе досудебного производства при рассмотрении постановления о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражей в отношении подозреваемого, обвиняемого и обосновать это ходатайство. Однако Федеральный закон не устанавливает механизма возможности обоснования этого ходатайства прокурором, что затруднит реализацию его полномочий в судебном заседании.
Федеральный закон наделяет руководителя следственного органа правом рассматривать жалобы и принимать по ним решения, а также осуществлять иные полномочия в ходе производства следствия. При этом вопрос об обжаловании заявителем действий и решений этого руководителя следственного органа, в том числе в суд, не урегулирован.
Положение, согласно которому прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред (часть первая статьи 136 УПК РФ), представляется не вполне логичным, поскольку прокурор исключается из процедуры принятия решения по признанию права на реабилитацию за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование.
По рассматриваемому закону работники Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации назначаются и освобождаются от должности в порядке, установленном Председателем Следственного комитета, все кадровые вопросы должны решаться с его участием, поэтому требуется внести необходимые изменения в статьи 411, 412 (пункт 3) и 417 (пункт 5) Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Из предлагаемых Федеральным законом изменений в статьи 115, 161, 448 УПК РФ усматривается, что требуется внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации», «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членами его семьи», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», а также другие законодательные акты Российской Федерации.
Таким образом, из этого вытекает необходимость подготовки и внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о внесении согласующихся изменений в указанные федеральные законы.
Вместе с тем вышеперечисленные замечания по данному Федеральному закону могут быть устранены путём подготовки соответствующих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», предусмотрев отдельный раздел в названном законопроекте, так как настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности, рассмотрев данный Федеральный закон, рекомендует Совету Федерации его одобрить.
Федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования.
На основании изложенного, Комитет Совета Федерации по правовым и судебным вопросам решил:
1. Рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
2. Рекомендовать Совету Федерации создать рабочую группу по подготовке в течение 15 дней проекта федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации».
Председатель Комитета А.Г.Лысков
ГД РФ, 30.05.2007

• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150