24 октября, четверг
 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е


З А К Л Ю Ч Е Н И Е
по Федеральному закону «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятому
Государственной Думой 11 мая 2007 года



Федеральным законом вносятся изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», направленные на разграничение полномочий прокурора и руководителя следственного органа в ходе досудебного производства и создание в системе прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.
Так, Федеральным законом исключаются отдельные полномочия прокурора при производстве предварительного следствия в части осуществления ряда функций прокурорского надзора в сфере уголовного преследования (например, дача согласия на производство отдельных следственных или иных процессуальных действий, в том числе на возбуждение уголовного дела, отмена незаконных или необоснованных постановлений следователя и другие). При этом некоторые из этих полномочий передаются руководителю следственного органа, на которого возлагается осуществление контроля за производством предварительного следствия, а некоторые исключаются, что приводит к большей процессуальной самостоятельности следователя.
По Федеральному закону имеются следующие замечания правового характера.
По статье 1.
1. Согласно Федеральному закону (абзац двенадцатый пункта 7) и УПК РФ (части четвертая и шестая статьи 108) прокурор уполномочен участвовать в судебных заседаниях в ходе досудебного производства при рассмотрении постановления о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения в виде заключения под стражей в отношении подозреваемого, обвиняемого и обосновывать это ходатайство. Однако Федеральный закон не устанавливает механизма возможности обоснования этого ходатайства прокурором, что затруднит реализацию его полномочий в судебном заседании.
2. Новая редакция статей 37 (часть шестая), 38 (часть третья), 39 (часть четвёртая) и статьи 221 (часть четвертая) УПК РФ устанавливает различный порядок обжалования решений прокурора по вопросу об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также постановления прокурора о возвращении уголовного дела следователю. Представляется, что к данным процедурам должен применяться единый подход, в том числе и к установлению сроков.
3. Вносимые Федеральным законом изменения в УПК РФ, в том числе в статью 124 УПК РФ, наделяют руководителя следственного органа правом рассматривать жалобы и принимать по ним решения, а также осуществлять иные полномочия в ходе производства следствия. При этом вопрос об обжаловании заявителем действий и решений этого руководителя, в том числе в суд, не урегулирован. Это не согласуется с установленным статьей 19 УПК РФ принципом об обжаловании процессуальных действий и решений государственных органов и должностных лиц.
4. Вносимые изменения в статью 165 УПК РФ, в результате которых следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, которое допускается только на основании судебного решения с согласия руководителя следственного органа (а не прокурора), требуют уточнения и приведения в соответствие с новой редакцией статьи 37 УПК РФ, предусматривающей полномочие именно прокурора давать такое согласие дознавателю. Указанное несоответствие может привести к коллизиям в правоприменительной практике.
5. Положение, согласно которому прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред (часть первая статьи 136 УПК РФ), представляется не вполне логичным, поскольку прокурор исключается из процедуры принятия решения по признанию права на реабилитацию за оправданным либо лицом, в отношении которого прекращено уголовное преследование.
6. Предлагаемые Федеральным законом изменения в статьи 115, 161, 448 УПК РФ требуют их согласования с положениями Уголовного кодекса Российской Федерации, федеральными законами «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», «О Счетной палате Российской Федерации», «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», а также другими законодательными актами Российской Федерации.
По статье 2
7. Пунктом 9 Федерального закона Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» дополняется новой статьей 201, в пункте 3 которой устанавливается, что Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации (далее – Следственный комитет) возглавляется Первым заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Полное наименование должности руководителя Следственного комитета предусмотрено только в указанном пункте 3, тогда как в других пунктах этой же статьи и в изменениях, внесенных Федеральным законом в УПК РФ названная должность указывается только как «Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации». При этом о таком сокращении нигде не упоминается.
8. Вопросы разграничения правового статуса прокуроров и работников Следственного комитета в полной мере не разрешены.
Поскольку работники Следственного комитета назначаются и освобождаются от должности в порядке, установленном Председателем Следственного комитета, все кадровые вопросы должны решаться с его участием. Однако в статьи 411, 412 (пункт 3) и 417 (пункт 5) Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не внесены соответствующие изменения, в связи с чем за Генеральным прокурором Российской Федерации сохраняются отдельные полномочия и в отношении этих прокурорских работников. В новой редакции пункта 10 статьи 48 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», определяется порядок присвоения воинских званий следователям военных следственных органов Следственного комитета, однако не упоминается присвоение воинских званий иным работникам Следственного комитета (например, прокурорам-криминалистам).
По Федеральному закону имеются также замечания юридико-технического характера.
В частях второй и седьмой статьи 109 и частях четвертой и пятой статьи 162 УПК РФ Федеральным законом определяется название должностей руководителей следственного органа для выполнения возложенных на них определённых полномочий без учета их ведомственной принадлежности, которая установлена частью пятой новой статьи 39 УПК РФ (пункт 9 статьи 1 Федерального закона), где дается конкретное наименование должности каждого руководителя применительно к его ведомственной принадлежности.
Обращаем внимание, что новая редакция части второй статьи 109 УПК РФ, установленная Федеральным законом, имеет отсылку к части пятой статьи 223 УПК РФ, в которой эта часть отсутствует. Вместе с тем, отмечаем, что принятый Государственной Думой 18 мая 2007 года Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» предусмотрел данную часть.
В статье 1 в перечне источников официального опубликования излишними являются слова «»2004, № 11, ст. 914», как не относящиеся к источнику официального опубликования изменений в УПК РФ. В статье 3 в пункте 3 в источнике официального опубликования ошибочно указано «ст. 4874» вместо «ст. 4847». В пункте 4 статьи 3 Федерального закона в наименовании Федерального закона от 27 июля 2006 года №153-ФЗ ошибочно повторно употреблено слово «принятием», так как оно отсутствует в наименовании упомянутого Федерального закона №153-ФЗ.
Федеральным законом регулируются вопросы, которые в соответствии с пунктом «ж» (финансовое регулирование) и пунктом «о» (прокуратура; уголовно-процессуальное законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы финансового регулирования, и может быть рассмотрен не позднее 25 мая 2007 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации С.М.Миронову, заместителю Председателя Совета Федерации А.П.Торшину, председателю Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам А.Г.Лыскову, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.А.Озерову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А.Котенкову и полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В.Яцкину.

Заместитель Руководителя
Аппарата Совета Федерации -
начальник Правового управления В.В.Свинарёв
СФ РФ, 30.05.2007

• ЗАКОН © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150