ЗАКОН. Форум.

© Ассоциация юристов Приморья
Текущее время: 27 Март 2019, 03:02

Часовой пояс: UTC + 10 часов [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2017, 12:35 
Не в сети
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 Июль 2003, 12:45
Сообщений: 4304
Откуда: Россия::Владивосток
ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ
В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОРГАНОВ МВД

М.К. МЕРЖОЕВ

Мержоев Магомед Курейшевич, аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Осуществление органами прокуратуры надзора за законностью содержания задержанных в изоляторах временного содержания органов МВД имеет ряд особенностей. Среди них установление таких обстоятельств, когда лицо задержано без возбуждения уголовного дела, задержание произведено ненадлежащим должностным лицом, лицо задержано по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, отсутствуют предусмотренные УПК РФ основания для задержания. Статья содержит конкретные примеры установленных прокурором нарушений в данной сфере, формирует единый подход к разрешению возникающих вопросов.

Ключевые слова: прокурорский надзор, содержание лиц в изоляторах временного содержания, превышение должностных полномочий сотрудником органа дознания или следователем.

Prosecutor's Supervision over the Legality of Detention in the Temporary Detention Facilities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
M.K. Merzhoev

Merzhoev Magomed Kureishevich, Post-graduate Student of the Academy of Prosecutor General's Office of the Russian Federation.

The implementation of the prosecutor's supervision over the legality of detention in the temporary detention facilities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation has some features. They are: when a person is detained without initiation of a criminal case, the detention made by an authorized person, a person detained on suspicion of committing a crime that is not punishable by imprisonment, there are no grounds for detention according to the Criminal Procedural Code. The article includes particular examples of violations in this area set by a prosecutor, forms a unified approach to the resolution of the issues.

Key words: prosecutor's supervision, detention in the temporary detention facilities, exceeding of the powers of an official by the inquirer or the investigator.

Прокурорский надзор за законностью содержания задержанных в изоляторах временного содержания (далее - ИВС) является направлением прокурорской деятельности, которому в последнее время уделяется все большее внимание.
Согласно требованиям п. 1.3 Приказа Генерального прокурора РФ от 8 августа 2011 г. N 237 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)" <1> (далее - Приказ N 237) прокуроры обязаны ежедневно посещать ИВС, не менее одного раза в год осуществлять проверки изоляторов совместно с представителями общественности (правозащитниками) либо уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации.
--------------------------------
<1> Законность. 2011. N 12.

Проверка законности содержания в ИВС лиц, задержанных по подозрению в совершении преступлений, не может сводиться только к изучению копий протоколов задержания в порядке ст. 91 УПК РФ. Необходимо одновременно проверять законность задержания лица по подозрению в совершении преступления.
На наш взгляд, задержание будет незаконным во всяком случае, когда лицо задержано без возбуждения уголовного дела, задержание произведено ненадлежащим должностным лицом, лицо задержано по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, отсутствуют предусмотренные УПК РФ основания для задержания.
В связи с этим ежедневно, после проведения проверки в ИВС прокурору необходимо выяснять, возбуждены ли уголовные дела по признакам преступлений в связи с подозрением, в которых лица задержаны. Так, в ходе проверки в одном из ИВС прокурором установлено, что лицо было задержано по подозрению в совершении преступления, находилось в ИВС, а в возбуждении уголовного дела было отказано за отсутствием состава преступления. Прокурором по результатам проверки направлены материалы в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. Такие же меры прокурорского реагирования, на наш взгляд, должны применяться, когда лицо задержано по подозрению в совершении преступления, за которое не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, так как это также будет являться заведомо незаконным задержанием и, следовательно, превышением должностных полномочий сотрудником органа дознания или следователем.
Что же касается отсутствия оснований задержания, предусмотренных УПК РФ, то это вряд ли возможно установить только при посещении ИВС. Вполне возможно, что протокол задержания составлен по установленной форме, в нем отмечены основания задержания, предусмотренные ст. 91 УПК РФ. Для того же, чтобы установить, имели ли место эти основания, необходимо изучить материалы уголовного дела.
Так, Гудермесским межрайонным следственным отделом Следственного управления СК России по Чеченской Республике возбуждено уголовное дело 10 апреля 2014 г. по ч. 1 ст. 105 УК РФ в связи с обнаружением при тушении пожара трупа с признаками насильственной смерти.
Обвинение в убийстве названного лица 21 апреля 2014 г. предъявлено Т.З.С., М.С.З. и Б.З.М. Их действия квалифицированы по пунктам "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ. В отношении обвиняемых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом 12 июля 2014 г., т.е. по истечении трех месяцев, получены показания малолетнего ребенка о том, что он 12 апреля 2014 г. слышал из ванной комнаты разговор Т.З.С. и Т.М.С. о причастности последнего к данному убийству и его желании выехать за границу.
Несмотря на то что Т.М.С. не скрывался от следствия, он лишь 20 ноября 2014 г. задержан по подозрению в совершении убийства. При этом в протоколе задержания в порядке ст. ст. 91 - 92 УПК РФ указано, что он подозревается в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, тогда как уголовное преследование Т.З.С., М.С.З. и Б.З.М. осуществляется по пунктам "ж", "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ, т.е. протокол задержания противоречит фактическим обстоятельствам и правовой оценке содеянного. Принятое решение о задержании обосновано ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК РФ: потерпевший и очевидцы указывают на Т.М.С. как на лицо, совершившее преступление. Между тем по уголовному делу очевидцев совершения преступления не имеется.
С учетом этих и других нарушений, допущенных при задержании Т.М.С., прокуратурой республики 21 ноября 2014 г. он освобожден из ИВС в порядке ч. 2 ст. 10 УПК РФ. Прокуратурой было признано, что оснований задержания, предусмотренных ст. 91 УПК РФ, в данном случае не имелось.
В удовлетворении ходатайства об отмене названного постановления прокурором республики было отказано.
В этой связи Следственным управлением СК России по Чеченской Республике действия прокуратуры Республики обжалованы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации. В частности, указывалось, что прокурор не вправе отменять процессуальные решения следователя, кроме случаев, предусмотренных законом, и вмешиваться в осуществление следователем уголовного преследования. Отказывая в удовлетворении ходатайства, Генеральная прокуратура Российской Федерации также отметила, что освобождение Т.М.С. из ИВС было обусловлено нарушениями, допущенными при его задержании. Данное решение никоим образом не препятствует следственному органу в осуществлении его уголовного преследования и, при наличии к тому достаточных оснований, применении в отношении последнего любых мер процессуального принуждения. Однако задержание не могло быть применено, так как предусмотренные законом основания отсутствовали <2>.
--------------------------------
<2> См.: Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2015.

Также в соответствии с ч. 2 ст. 10 УПК РФ прокурор обязан незамедлительно освобождать своим постановлением лиц, срок содержания которых под стражей истек. В этом случае следует руководствоваться ч. ч. 2 и 3 ст. 94 УПК РФ.
Целый ряд вопросов возникает в связи с проверкой законности действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Так, ч. 2 ст. 95 УПК РФ в случае необходимости проведения оперативно-розыскных мероприятий допускает встречи с подозреваемым, обвиняемым, содержащимся в ИВС, сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело. Поэтому при проверке прокурор обязан выяснить, не предоставляется ли встреча с задержанным без разрешения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело; каким образом учитывается наличие соответствующего разрешения на вывод содержащихся в изоляторе лиц к сотрудникам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность; не допускается ли вывод для встречи с подозреваемым, обвиняемым, содержащимся в ИВС, сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или для участия в оперативно-розыскных мероприятиях, во время приема-сдачи дежурств, во время приема пищи или в ночное время.
Также необходимо выяснять, не допускается ли расширительное толкование указанных в ч. 3 ст. 164 УПК РФ случаев, не терпящих отлагательств, когда допускается производство следственных действий в ночное время. На наш взгляд, основанием для проведения таких действий в ночное время может являться опасность утраты доказательств, оказания давления на подозреваемого, обвиняемого, необходимость немедленного получения информации от подозреваемого, обвиняемого, в связи с угрозой жизни и здоровью людей, государственной, общественной, военной, экономической или экологической безопасности. При отсутствии таких оснований вывод подозреваемых и обвиняемых из камер по вызовам следователей (дознавателей) в ночное время (с 22 часов вечера до 6 часов утра следующего дня) запрещается.
Также необходимо выяснять, соблюдается ли право подозреваемого, обвиняемого на защиту, в том числе на свидание с защитником. Вместе с тем не следует забывать, что такие свидания должны проходить только с защитниками-адвокатами, которые приглашены или назначены для осуществления защиты по данному уголовному делу. Так, прокуратурой Новгородской области выявлялись случаи, когда на свидание с подозреваемыми, обвиняемыми являлись адвокаты, которые не были по данным делам участниками уголовного судопроизводства. Тем не менее им предоставлялись свидания с лицами, содержащимися в ИВС. Следует также выяснять, не допущены ли к следственным действиям, производству амбулаторных судебно-психиатрических экспертиз и других исследований на территории ИВС лица, не отраженные в письменном указании органов дознания, следственных органов или суда.
При проверке необходимо также выяснять, соответствуют ли требованиям законодательства условия содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС <3>.
--------------------------------
<3> См., например: Чеботарев В. Изоляторы временного содержания: прокурорский надзор // Законность. 2007. N 3. С. 6 - 9.

В соответствии с требованиями п. 1.6 Приказа N 237 в случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия прокуроры обязаны организовывать тщательную проверку. Здесь, как представляется, необходимо руководствоваться правовыми позициями Европейского суда по правам человека, сформулированными, например, в Постановлении по делу "Самарцев против России". Самарцев, содержавшийся под стражей в ИВС УМВД г. Набережные Челны Республики Татарстан, заявил о причинении ему телесных повреждений сотрудниками правоохранительных органов, в связи с чем в ИВС вызывалась скорая медицинская помощь. Следователем в возбуждении уголовного дела по заявлению Самарцева было отказано в связи с тем, что его заявление не нашло своего подтверждения, а телесные повреждения Самарцев мог получить в камере в результате падения со спального места. В Постановлении Европейского суда по правам человека указано, что расследование по заявлению Самарцева было неэффективным, не были проведены необходимые проверочные действия, не установлено достоверно, при каких именно обстоятельствах были причинены Самарцеву телесные повреждения.
В ряде других постановлений Европейского суда по правам человека неэффективным расследованием считается сам факт отказа в возбуждении уголовного дела, если доследственная проверка не позволила достоверно установить указанные обстоятельства. В связи с этим прокурору необходимо обеспечивать надзор за процессуальной деятельностью следователей, проводящих доследственную проверку по сообщениям о причинении лицам, содержащимся в ИВС, телесных повреждений. При наличии оснований прокурор должен отменять незаконные постановления следователей об отказе в возбуждении уголовного дела, направлять требования об устранении нарушений закона.
Изложенное выше позволяет утверждать, что надзор за законностью содержания задержанных в изоляторах временного содержания является комплексным направлением прокурорской деятельности. Эту деятельность нельзя сводить лишь к проверке наличия протоколов задержания, их правильного оформления, соблюдения сроков и условий содержания задержанных.
В связи с этим, если ежедневные проверки в ИВС должны проводиться работниками прокуратуры по графику, возглавлять работу по надзору за законностью содержания задержанных в ИВС должен прокурор (заместитель прокурора), имеющий необходимые процессуальные полномочия в соответствии с УПК РФ и являющийся уполномоченным прокурором для осуществления надзора за исполнением требований Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <4>. Только это, на наш взгляд, позволит избежать формализма в осуществлении надзора, когда прокурор постоянно фиксирует одни и те же нарушения, касающиеся исключительно сроков задержания и бытовых условий содержания задержанных. Прокурор же обязан принимать меры к выявлению и устранению нарушений прав и свобод граждан при применении мер процессуального принуждения и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе связанных с незаконным применением в отношении задержанных насилия. Каждый такой случай должен эффективно расследоваться, а виновные привлекаться к установленной законом ответственности.
--------------------------------
<4> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

Библиографический список

1. Абдул-Кадыров Ш.М. Осуществление прокурором уголовного преследования и надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2015.
2. Чеботарев В. Изоляторы временного содержания: прокурорский надзор // Законность. 2007. N 3.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 10 часов [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB