ЗАКОН. Форум.

© Ассоциация юристов Приморья
Текущее время: 23 Март 2019, 21:43

Часовой пояс: UTC + 10 часов [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 09 Апрель 2017, 12:37 
Не в сети
Site Admin
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 13 Июль 2003, 12:45
Сообщений: 4304
Откуда: Россия::Владивосток
Чеботарев В., прокурор Владимирской области.

В соответствии со ст. 7 ФЗ от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" наряду со следственными изоляторами местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел.
Изоляторы временного содержания - это подразделения милиции общественной безопасности. Финансируются они за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном этим Министерством.
Правовую основу деятельности ИВС органов внутренних дел составляют Конституция РФ, ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", УПК и УК РФ, Закон о прокуратуре, Правила внутреннего распорядка ИВС органов внутренних дел, утвержденные Приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г., согласованные с Генеральной прокуратурой РФ.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, что следует из п. 4 ст. 15 Конституции РФ. К числу таких международно-правовых актов относятся Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., иные акты в области прав человека.
Кроме того, международным сообществом приняты специализированные акты, определяющие правила и принципы обращения с заключенными и осужденными. К ним относятся, в частности, Минимальные стандартные правила обращения с заключенными 1955 г., Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 г.
В системе нормативных правовых актов, регулирующих избрание и реализацию такой меры процессуального принуждения, как заключение под стражу, ведущее значение имеет УПК РФ, определяющий цели, основания, условия и порядок заключения под стражу подозреваемых и обвиняемых, сроки их содержания под стражей, устанавливающий полномочия суда, прокурора, других участников уголовного судопроизводства.
Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание подозреваемых в совершении преступлений (ст. 91 УПК) и избрание меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. ст. 97, 108).
Конституция РФ в ст. 22 определяет, что арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению, до принятия которого лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Предмет прокурорского надзора - соблюдение прав человека и гражданина в ходе применения правоохранительными органами мер процессуального принуждения.
Порядок проведения прокурорских проверок в изоляторах временного содержания изложен в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002 г. "Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства". В соответствии с ним проверки проводятся ежедневно.
Этот вид надзора - один из важных участков работы прокуратуры Владимирской области, прокуратур городов и районов. Сложившаяся система надзора в этом направлении закреплена указанием прокурора области, которым акцентировано внимание всех гормежрайпрокуроров на неукоснительное исполнение требований Приказа Генерального прокурора РФ. Этому предшествовала подготовительная работа, в ходе которой силами областного аппарата в ряде ИВС органов внутренних дел проведены проверки, выявившие грубые нарушения законности.
В соответствии со ст. 23 ФЗ от 15 июля 1995 г., а также с Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, им предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также индивидуальные средства гигиены - мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Вместе с тем прокуратурой области в ходе проверок в 2005 г. ИВС УВД г. Владимира, ИВС ОВД Гороховецкого района было установлено, что у подозреваемых и обвиняемых не имелось постельных принадлежностей, не было мыла и стирального порошка. Индивидуальные средства личной гигиены подозреваемым и обвиняемым не выдавались. Нарушалось их конституционное право на информацию - камеры не обеспечивались средствами радиовещания, не было газет, журналов, не имелось настольных игр (шашек, шахмат, домино). Камеры не оборудованы столами, бачками для питьевой воды, вешалками для одежды. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС Гороховецкого РОВД, вообще не имели возможности помыться под душем, пользоваться ежедневной прогулкой, так как ИВС не оборудован душевой кабиной и специальным прогулочным двором. Искусственное освещение было явно недостаточным. В ряде камер ИВС УВД г. Владимира вместо деревянных полов были бетонные. Нормы санитарной площади (4 кв. м на одного подозреваемого, обвиняемого) не соблюдались.
Согласно требованиям, предусмотренным ст. 24 ФЗ от 15 июля 1995 г., а также Правилам внутреннего распорядка ИВС, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Порядок оказания медицинской помощи определяется Приказом МВД РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 1999 г. (в редакции Приказа МВД РФ и Минздрава РФ от 18 марта 2003 г.).
В нарушение указанных требований Закона и Правил внутреннего распорядка изоляторы временного содержания не укомплектованы в достаточном количестве лекарственными средствами и препаратами. Так, из необходимых 62 наименований лекарственных средств во многих ИВС имелось лишь 18 - 26 наименований. Не хватало таких препаратов, как анальгин, аспирин, валидол, валокордин, димедрол, йод, корвалол, нитроглицерин, но-шпа, ортофен, папаверин, спазмолгон, различных мазей (Вишневского, серная и др.), перевязочных средств (бинты, вата, лейкопластырь), аппарата для измерения артериального давления. Отсутствовали перевязочные столики, кислородные ингаляторы, пинцеты, кровоостанавливающие зажимы.
Санитарно-пропускные пункты ИВС УВД г. Владимира, Собинского ОВД не обеспечивались банным мылом, мочалками индивидуального пользования, посудой для раздельного хранения чистых и использованных мочалок, машинками для стрижки волос, безопасными бритвенными приборами, ножницами для ногтей, ватой, пинцетами, моющими дезинфицирующими средствами. Все это способствовало высокому уровню заболеваемости педикулезом и чесоткой. Рост заболеваемости педикулезом отмечался в ИВС Собинского, Петушинского, Муромского, Меленковского, Юрьев-Польского, Вязниковского, Судогодского, Суздальского, Гороховецкого, Камешковского ГРОУВД.
Не принималось должных мер к соблюдению требований закона о пожарной безопасности зданий, помещений ИВС. Многие из них не оборудованы автоматической противопожарной сигнализацией. Часть имеющихся огнетушителей требовали замены на новые.
С учетом того что нарушения закона распространены во многих ИВС ГРОУВД, прокурор области потребовал от подчиненных прокуроров проведения таких проверок во всех ИВС.
Результаты показали, что аналогичные нарушения закона имеют место практически во всех изоляторах временного содержания ОВД области.
За 2005 г. в прокуратуру области поступило 30 жалоб от заключенных под стражу, содержавшихся в ИВС ГРОУВД области, половина из которых была на ненадлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение. Наибольшее количество жалоб касалось условий содержания в ИВС Собинского, Кольчугинского, Суздальского, Вязниковского, Юрьев-Польского, Гусь-Хрустального ГРОУВД.
В 2005 г. прокуроры по результатам проведенных проверок внесли начальникам ГРОУВД 29 представлений, принесен 1 протест, вынесено 1 предостережение, освобожден по постановлению прокурора 1 заключенный под стражу.
В целях устранения выявленных нарушений закона в ноябре 2005 г. прокурор области внес обобщенное представление начальнику УВД Владимирской области. По результатам рассмотрения представления начальник ИВС УВД г. Владимира привлечен к дисциплинарной ответственности.
В ответе руководителя областного УВД о результатах рассмотрения представления содержалась информация о том, что последние 7 лет из федерального бюджета финансирование деятельности специальных учреждений милиции по ремонту и реконструкции, приобретению автотранспорта и замене аппаратуры охранно-пожарной сигнализации не обеспечивалось. Помещения ИВС Суздальского, Гороховецкого и Юрьев-Польского ОВД расположены в постройках XIX века. Для комплексного решения проблемы управлением внутренних дел разработаны программа строительства и реконструкции изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, а также их технической укрепленности на 2005 - 2008 гг. и план первоочередных мероприятий по приведению условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания ОВД области в соответствие с предъявляемыми требованиями.
В МВД России направлены предложения по строительству и реконструкции ИВС, их капитальному и текущему ремонту для внесения в ведомственную целевую программу на 2007 - 2011 гг., которая предусматривала бы в 2007 г. строительство ИВС в г. г. Юрьев-Польском, Судогде, Кольчугино, Собинке и Селивановском районе, реконструкцию изоляторов в г. г. Гусь-Хрустальном и Камешково, капитальный ремонт ИВС ОВД Петушинского района.
С учетом распространенности нарушений законности в ИВС в феврале 2006 г. в прокуратуре Владимирской области с участием Уполномоченного Российской Федерации в Европейском Суде по правам человека П. Лаптева состоялось обсуждение проблемных вопросов, связанных с ненадлежащими условиями содержания заключенных под стражу в ИВС, в том числе в связи с удовлетворением Европейским Судом по правам человека иска "Худоеров против России".
Осужденный Худоеров, содержащийся ранее в ИВС, СИЗО N 1 г. Владимира и ФГУ Т-2 УФСИН России по Владимирской области, обратился в 2004 г. в Европейский Суд по правам человека с иском, в котором указал на факты нарушения его прав при содержании в ИВС, СИЗО и помещении для подсудимых и конвоя Владимирского областного суда. Решением Европейского Суда по правам человека в пользу Худоерова с Российской Федерации взыскано 50 тыс. евро.
В марте 2006 г. на расширенном координационном совещании руководителей правоохранительных органов Владимирской области с участием областной администрации, областного суда, Судебного департамента при Верховном Суде РФ по Владимирской области и других заинтересованных ведомств рассмотрен вопрос о состоянии и мерах по обеспечению соблюдения порядка и условий содержания заключенных под стражу в ИВС.
По результатам обсуждения прокурор области направил информацию губернатору области, а также проинформировал руководителей областного суда, Судебного департамента при Верховном Суде РФ во Владимирской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Владимирской области о недостатках и нарушениях, а также необходимости принятия мер по исправлению положения.
Предложения прокуратуры губернатором области учтены при внесении в мае 2006 г. изменений в областную целевую программу "Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области на 2004 - 2006 годы", в соответствии с которыми запланировано выделение 2 млн. руб. для реконструкции ИВС УВД в городах Коврове и Муроме.
Областной целевой программой "Комплексные меры профилактики правонарушений во Владимирской области на 2007 - 2010 годы" предусмотрены денежные средства на сумму свыше 2 млн. руб. по переоборудованию ИВС в г. г. Собинке, Меленки, Вязниках и Камешково.
Принимая во внимание сложную ситуацию с соблюдением прав граждан в ИВС, гормежрайпрокуроры ежемесячно обобщают итоги ежедневных проверок в ИВС, при необходимости принимают меры прокурорского реагирования. Результаты представляются в прокуратуру области, где они также ежемесячно анализируются, подчиненным прокурорам даются необходимые рекомендации, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора.
В настоящее время в результате принятых мер в ряде ИВС ОВД многие нарушения закона устранены. Произведен капитальный ремонт ИВС УВД г. Вязники, введен в эксплуатацию реконструированный ИВС ОВД Суздальского района, в ряде ИВС органов внутренних дел (г. г. Муром, Ковров, Селиваново) проведены текущие ремонты помещений ИВС. Приняты меры по оборудованию камер деревянными полами, санитарными узлам, индивидуальными спальными местами, средствами радиовещания, обеспечению заключенных под стражу постельными принадлежностями, постельным бельем, столовой посудой и столовыми приборами.
Увеличено финансирование содержания ИВС ОВД Камешковского района на 2006 г., в том числе на ремонт и реконструкцию. В ИВС УВД г. Гусь-Хрустального и района проводится косметический ремонт камер и помещений, капитальный ремонт водопровода и канализации, замена электрооборудования. В ИВС ОВД Петушинского района монтируется новая система вентиляции. Начат ремонт в ИВС ОВД Киржачского района. Однако многие проблемные вопросы остаются до конца не решенными.
В прошлом году прокуратурой области проверено состояние законности в ИВС ОВД Меленковского, Судогодского, Селивановского и ряде других районов.
При проверке ИВС УВД г. Александрова организован прием лиц, содержащихся в изоляторе, прокурором области. Такие проверки позволяют эффективно устранять нарушения закона.
К проверкам ИВС привлекались специалисты Роспотребнадзора, Госпожнадзора. Например, такая проверка проведена в ИВС ОВД Селивановского района. Установлено, что в ИВС не проводится санитарная обработка вновь поступающих подозреваемых и обвиняемых (в связи с отсутствием душа), не проводится камерная обработка постельных принадлежностей, отсутствуют журналы осмотра на педикулез и чесотку.
Не принято должных мер к соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности. Так, в нарушение Правил пожарной безопасности помещение ИВС не укомплектовано первичными средствами тушения пожара, электрооборудование осветительной сети эксплуатируется с нарушением требований нормативных документов по электроэнергетике, автоматическая пожарная сигнализация помещения ИВС неисправна.
По результатам проведенных проверок прокурором области внесено обобщенное представление начальнику УВД области.
Всего в истекшем году органами прокуратуры области по результатам проверок ИВС внесено 34 представления руководителям ГРОУВД и УВД области, в том числе прокуратурой области 2 представления начальнику УВД области. Принятые прокуратурой меры способствовали устранению нарушений законности в деятельности ИВС ОВД, улучшению условий содержания подозреваемых и обвиняемых, соблюдению их прав.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 10 часов [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB