18 октября, среда
 

ПОЛОЖЕНИЕ О ВЕРХОВНОМ СУДЕ СОЮЗА ССР И ПРОКУРАТУРЕ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР. Утверждено постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР [Извлечение]


РАЗДЕЛ I О ВЕРХОВНОМ СУДЕ СОЮЗА ССР
Глава I Основные положения
2. В области общего надзора за законностью Верховному Суду Союза ССР принадлежит:
а) дача Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, по его требованию, заключений о законности, с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений центральных исполнительных комитетов союзных республик и их президиумов, а также Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Совета Труда и Обороны;
б) представление по инициативе прокурора Верховного Суда Союза ССР и президиумов центральных исполнительных комитетов союзных республик, а также по инициативе самого Верховного Суда Союза ССР (п. «а» ст. 16 настоящего положения), в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР о приостановлении и отмене постановлений народных комиссариатов и иных центральных учреждений Союза ССР, кроме постановлений Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и его Президиума, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Совета Труда и Обороны, по мотивам несогласованности этих постановлений с Конституцией Союза ССР и общесоюзным законодательством;
в) внесение в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, по инициативе прокурора Верховного Суда Союза ССР и по инициативе самого Верховного Суда Союза ССР, ходатайств о разрешении постановки на обсуждение пленума Верховного Суда Союза ССР вопросов о вхождении в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР с представлениями о приостановлении и отмене постановлений центральных исполнительных комитетов союзных республик и их президиумов, по мотивам несогласованности этих постановлений с Конституцией Союза ССР и общесоюзным законодательством;
г) разъяснение общесоюзного законодательства по предложениям Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и по запросам Совета Народных Комиссаров Союза ССР.
7. Постановления пленума Верховного Суда Союза ССР, не подлежащие внесению в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР (п. «г» ст. 2 и п. п. «а», «в» | и «г» ст. 3), являются окончательными, обязательны для всех судебных и иных учреждений Союза ССР и союзных республик и могут быть опротестованы в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР прокурором Верховного Суда Союза ССР, Советом Народных Комиссаров Союза ССР и президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик.
Примечание. Протесты Совета Народных Комиссаров Союза ССР и прокурора Верховного Суда Союза ССР приостанавливают проведение в жизнь постановлений пленума Верховного Суда Союза ССР на всей территории Союза ССР, а протесты президиумов центральных исполнительных комитетов союзных республик — на территории соответствующих союзных республик.
РАЗДЕЛ II
О ПРОКУРАТУРЕ ВЕРХОВНОГО СУДА СОЮЗА ССР
Глава 1 Основные положения
57. Прокурор Верховного Суда Союза ССР действует на основании ст. ст. 43, 46, 47 и 63 Конституции Союза ССР.
58. В области общего надзора за законностью прокурору Верховного Суда Союза ССР принадлежит:
а) наблюдение за законностью, с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений народных комиссариатов Союза ССР и иных центральных учреждений Союза ССР, кроме Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, его Президиума, Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Совета Труда и Обороны с внесением представлений по поводу усмотренных нарушений в пленум Верховного Суда Союза ССР, а в отдельных, не терпящих отлагательства случаях — непосредственно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;
б) наблюдение за законностью, с точки зрения Конституции Союза ССР и общесоюзного законодательства, постановлений центральных исполнительных комитетов союзных республик и их президиумов с внесением представлений по поводу усмотренных нарушений в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;
в) наблюдение за законностью действий Объединенного Государственного Политического Управления;
г) наблюдение за законностью действий народных комиссариатов и иных центральных учреждений Союза ССР и организаций общесоюзного значения с правом запрашивать их по поводу допущенных ими незаконных действий и опротестовывать эти действия соответственно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или в Совет Народных Комиссаров Союза ССР.
Примечание. Наблюдение за законностью действий местных органов народных комиссариатов и иных центральных учреждений Союза ССР и организаций общесоюзного значения осуществляется прокуратурой соответствующей союзной республики.
59. В области судебного надзора прокурору Верховного Суда Союза ССР принадлежит:
а) наблюдение за правильным и единообразным применением общесоюзного законодательства в практике судебных учреждений Союза ССР и союзных республик, с внесением представлений в пленум Верховного Суда Союза ССР о даче руководящих разъяснении и толкований верховным судам союзных республик;
б) наблюдение за соответствием постановлений пленумов — верховных судов союзных республик общесоюзному законодательству, с внесением в пленум Верховного Суда Союза ССР представлений об опротестовании этих постановлений в Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР случаях противоречия их общесоюзному законодательству ;щи нарушения ими интересов других союзных республик;
в) надзор за правильностью применения действующего законодательства в приговорах, решениях и определениях коллегий и специальных судебных присутствий Верховного Суда Союза ССР, а также кассационного присутствия военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, с внесением протестов в пленум Верховного Суда Союза ССР;
г) надзор за производством дел в военных трибуналах и военной прокуратуре.
60. В области деятельности Верховного Суда Союза ССР в качестве суда первой инстанции прокурор Верховного Суда Союза ССР возбуждает уголовное преследование по делам, подлежащим рассмотрению Верховного Суда Союза ССР, наблюдает за производством предварительного следствия по этим делам, дает дальнейшее направление законченным следствием делам и осуществляет функции прокурора в судебных и распорядительных заседаниях по этим делам.
61. Прокурор Верховного Суда Союза ССР ответственен исключительно перед Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, которому он представляет ежегодно отчет о деятельности прокуратуры Верховного Суда Союза ССР, а также делает периодические доклады в сроки, устанавливаемые Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
Г лава 2
О структуре прокуратуры Верховного Суда Союза ССР
62. Прокурор Верховного Суда Союза ССР и заместитель прокурора Верховного Суда Союза ССР назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
63. При прокуроре Верховного Суда Союза ССР состоят три старших помощника: по общему надзору за законностью и по судебному надзору, по надзору за Объединенным Государственным Политическим Управлением и по военной прокуратуре и по военной коллегии Верховного Суда Союза ССР. Старшие помощники прокурора Верховного Суда Союза ССР назначаются Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР по представлению прокурора Верховного Суда Союза ССР.
Число прочих помощников, состоящих при прокуроре Верховного Суда Союза ССР, определяется штатами прокуратуры Верховного Суда Союза ССР. Назначение этих помощников прокурора Верховного Суда Союза ССР производится распоряжением прокурора Верховного Суда Союза ССР.
64. Прокурор Верховного Суда Союза ССР, его заместитель и старшие помощники не могут быть преданы суду или подвергнуты аресту, личному задержанию или обыску без ведома и согласия Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, — а в экстренных случаях — Председателя Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
Прочие помощники прокурора Верховного Суда Союза ССР могут быть преданы суду или подвергнуты аресту, личному задержанию или обыску лишь с согласия прокурора Верховного Суда Союза ССР.
65. При прокуроре Верховного Суда Союза ССР состоят в числе, определяемом штатами, следователи по важнейшим делам, назначаемые прокурором Верховного Суда Союза ССР.
66. Проекты сметы и штатов прокуратуры Верховного Суда Союза ССР утверждаются прокурором Верховного Суда Союза ССР для дальнейшего направления.
Глава 3
О правах и обязанностях прокурора Верховного Суда Союза ССР
67. Прокурор Верховного Суда СССР имеет право:
а) вносить в подлежащих случаях в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР и в пленум Верховного Суда Союза ССР представления по вопросам своей компетенции;
б) требовать созыва чрезвычайных пленумов Верховного Суда Союза ССР для рассмотрения вопросов, не терпящих отлагательства;
в) опротестовывать в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР постановления пленума Верховного Суда Союза ССР, не подлежащие внесению в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР • (п, «г» ст. 2 и п.п. «а», «в» и «г» ст. 3), а также представлять Президиуму Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР свои протесты по поводу постановлений Пленума Верховного Суда Союза ССР, вносимых в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;
г) непосредственно сноситься по вопросам своей компетенции со всеми центральными учреждениями Союза ССР, а также с президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик и с прокурорами союзных республик и требовать от них необходимые сведения, оправки и материалы;
д) издавать приказы, циркуляры, инструкции и разъяснения, определяющие основания, порядок и направление деятельности прокуратуры Верховного Суда Союза ССР и местной военной прокуратуры;
е) отменять приказы, циркуляры, постановления и распоряжения своих помощников, а также местной военной прокуратуры;
ж) требовать через прокуроров соответствующих союзных республик копии постановлений, приговоров, решений и определений по отдельным делам, находящимся в производстве судебных учреждений союзных республик, а в случаях, когда он это признает необходимым — и подлинные производства по делам, приговоры и решения по которым вступили в законную силу
з) предлагать прокурорам союзных республик вносить в порядке надзора, согласно процессуальным законам союзных республик, на рассмотрение соответствующих судебных инстанций, до пленума верховного суда союзной республики включительно, отдельные дела, приговоры и решения по которым вступили в законную силу, в случаях обнаружения в производстве по этим делам нарушений общесоюзного законодательства или нарушений интересов союзных республик;
и) приостанавливать через прокуроров соответствующих союзных республик исполнение постановлений, приговоров, решений и определений судебных учреждений союзных республик как по делам, предусмотренным в п. «з» настоящей статьи; так и по делам, вносимым им в пленум Верховного Суда Союза ССР, доводя о приостановлении в последнем случае до сведения Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;
к) требовать, в порядке надзора, законченные судебные дела коллегий и специальных судебных присутствий Верховного Суда Союза ССР, с правом приостановления решения, (приговора или определения по истребованному делу;
л) возбуждать перед председателем Верховного Суда Союза ССР вопросы об отмене, изменении и дополнении из данных с утверждения последнего руководящих указаний военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, а в случаях несогласия председателя Верховного Суда Союза ССР переносить вопрос на обсуждение пленума Верховного Суда Союза ССР, причем в Последнем случае действие означенных руководящих указаний подлежит приостановлению распоряжением председателя Верховного Суда Союза ССР.
Примечание. При необходимости получения сведений, справок и материалов из учреждений союзных республик прокурор Верховного Суда Союза ССР направляет свои запросы через прокуроров союзных республик.
68. Приказы, циркуляры, инструкции и разъяснения прокурора Верховного Суда Союза ССР (п. «д» ст. 67) могут быть обжалованы исключительно в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
69. Прокурору Верховного Суда Союза ССР принадлежит право законодательной инициативы.
70. Прокурор Верховного Суда Союза ССР пользуется правом совещательного голоса в заседаниях Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, Совета Народных Комиссаров Союза ССР, Совета Труда и Обороны, а также коллегий народных комиссариатов и других центральных учреждений Союза ССР.
71. В случае обнаружения несогласованности с Конституцией Союза ССР или общесоюзным законодательством постановлений советов народных комиссаров и экономических советов (совещаний) союзных республик, прокурор Верховного Суда Союза ССР входит об этом в президиум центрального исполнительного комитета соответствующей союзной республики.
В случае обнаружения несогласованности с Конституцией Союза ССР или общесоюзным законодательством постановлений народных комиссариатов и иных учреждений союзных республик, прокурор Верховного Суда Союза ССР сообщает об этом прокурору соответствующей союзной республики.
72. Поступающие к прокурору Верховного Суда Союза ССР сообщения, заявления и жалобы на нарушения общесоюзного законодательства при производстве дел в судебных учреждениях союзных республик, по которым решение или приговор еще не были вынесены или не вошли в законную силу, а также сообщения, заявления и жалобы на нарушения при производстве этих дел законодательства союзных республик, прокурор Верховного Суда Союза ССР направляет прокурорам союзных республик, по принадлежности.
73. Надзор прокурора Верховного Суда Союза ССР за деятельностью Объединенного Государственного Политического Управления слагается из:
а) наблюдения за конституционностью и согласованностью с общесоюзным законодательством административно-ведомственных постановлений, циркуляров и распоряжений Объединенного Государственного Политического Управления;
б) наблюдения за законностью постановлений, распоряжений действий Объединенного Государственного Политического Управления по конкретным делам в области специальных его задач и полномочий.
74. При осуществлении надзора за Объединенным Государственным Политическим Управлением прокурор Верховного Суда Союза ССР руководствуется специальным положением, утверждаемым Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, причем постоянное текущее наблюдение осуществляет через своего старшего помощника по надзору за Объединенным Государственным Политическим Управлением и состоящих в непосредственном подчинении последнего помощников прокурора Верховного Суда Союза ССР.
75. Административно-ведомственные постановления, циркуляры и распоряжения Объединенного Государственного Политического Управления, изданные с нарушением Конституции Союза ССР или в противоречие с общесоюзным законодательством, прокурор Верховного Суда Союза ССР опротестовывает р. в порядке п. «а» ст. 58.
Незаконные постановления, распоряжения и действия Объединенного Государственного Политического Управления по конкретным делам в области специальных его задач и полномочий прокурор Верховного Суда Союза ССР опротестовывает в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР. По всем делам, проходящим в Объединенном Государственном Политическом Управлении, прокурору Верховного Суда Союза ССР и старшему его помощнику по надзору за Объединенным Государственным Политическим Управлением принадлежит право истребования дел для просмотра в порядке надзора, а также право приостановления постановлений, распоряжений и действий Объединенного Государственного Политического Управления.
Примечание. Надзор за деятельностью государственных политических управлений союзных республик осуществляется прокурорами этих республик.
76. Прокурор Верховного Суда Союза ССР руководит Деятельностью военной прокуратуры на территории всего Союза ССР непосредственно через своего старшего помощника по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда Союза ССР.
77. В порядке осуществления руководства деятельностью военной прокуратуры Союза ССР прокурор Верховного Суда Союза ССР имеет право:
а) издавать циркулярные разъяснения и указания по всем предметам текущей военно-прокурорской практики;
б) созывать, по согласованию с прокурорами союзных республик, всесоюзные съезды и окружные совещания военной прокуратуры;
в) назначать ревизии местной военной прокуратуры через старшего своего помощника по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда Союза ССР и состоящих в непосредственном его подчинении помощников прокурора Верховного Суда Союза СCP;
г) принимать под свое непосредственное наблюдение производство отдельных дел или прохождение отдельных вопросов;
д) персонально назначать лиц подведомственной ему прокуратуры для поддержания обвинения по отдельным делам, рассматриваемым военной коллегией Верховного Суда Союза ССР;
е) требовать от старшего своего помощника по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, а также от местных военных прокуроров представления ему в письменном виде докладов, сведений, справок, материалов по всякого рода делам и вопросам, а равно и личных докладов;
ж) отстранять своим распоряжением лиц местной военной прокуратуры от занимаемых ими должностей вплоть до увольнения или перемещения их в установленном порядке.
78. Прокурор Верховного Суда Союза ССР возбуждает уголовное преследование:
а) по делам по обвинению членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в преступлениях государственных, воинских, должностных и хозяйственных, а также по делам исключительной важности (п. «б» ст. 4) по особому в каждом отдельном случае постановлению Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР;
б) по остальным делам, подлежащим рассмотрению Верховного Суда Союза ССР, непосредственно своим распоряжением.
79. По всем уголовным делам, подсудным Верховному Суду Союза ССР, предварительное следствие является обязательным.
80. Для производства предварительного следствия по делам, подсудным Верховному Суду Союза ССР, за исключением случаев, когда оно возложено Президиумом Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР на специальные следственные комиссии, прокурор Верховного Суда Союза ССР назначает состоящих при нем следователей по важнейшим делам или особые следственные комиссии, или же предлагает прокурору союзной республики, на территории которой было совершено преступление, назначить одного из состоящих при нем следователей по важнейшим делам.
81. Общее наблюдение за производством предварительного следствия по делам, подсудным Верховному Суду Союза ССР, лежит на прокуроре Верховного Суда Союза ССР.
Ближайшее непосредственное наблюдение за производством предварительного следствия по каждому 'отдельному делу прокурор Верховного Суда Союза ССР имеет право возложить на своего заместителя или на одного из своих помощников.
82. В случаях производства предварительного следствия через следователей по важнейшим делам, состоящих при прокурорах союзных республик, прокурор Верховного Суда Союза ССР направляет все свои предложения, указания и требования через прокурора подлежащей союзной республики.
83. Законченное следственное производство поступает во всех случаях, в том числе и при установлении законных оснований для прекращения дела, к прокурору Верховного Суда Союза ССР, причем направляется следователем по важнейшим делам, состоящим при прокурорах союзных республик, через прокуроров союзных республик, которые имеют право представлять свое заключение по делу.
84. В случаях неполноты или неправильности произведенного следствия прокурор Верховного Суда -Союза ССР имеет право для производства дополнительных следственных действий либо возвратить все производство тому же следственному органу либо поручить ведение следствия другому следственному органу.
85. По окончании предварительного следствия по делам по обвинению членов Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР в преступлениях государственных, воинских, должностных и хозяйственных прокурор Верховного Суда Союза ССР представляет дело со всеми заключениями о дальнейшем его направлении в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР.
86. Прокурор Верховного Суда Союза ССР направляет все свои представления Верховному Суду Союза ССР и дела, подлежащие рассмотрению Верховного Суда Союза ССР, через председателя Верховного Суда Союза ССР.
87. Прокурор Верховного Суда Союза ССР в случаях внесения в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР или в пленум Верховного Суда Союза ССР вопросов общего надзора за законностью, касающихся законодательства, судебной практики или интересов союзной республики, копии своих представлений сообщает прокурор} соответствующей союзной республики. В свою очередь, прокуроры союзных республик в случаях возбуждения ими перед президиумами центральных исполнительных комитетов союзных республик вопросов об опротестовании в Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР общесоюзных законов или постановлений и распоряжений народных комиссариатов и иных центральных учреждений Союза ССР сообщают прокурору Верховного Суда Союза ССР копии своих представлений в президиумы центральных исполнительных комитетов союзных республик.
Глава 4
О заместителе и старших помощниках прокурора Верховного Суда Союза ССР
88. Заместитель прокурора Верховного Суда Союза ССР осуществляет все права и обязанности прокурора Верховного Суда Союза ССР в случаях отсутствия последнего по болезни, нахождению в отпуску и т. п.
В остальное время заместитель прокурора Верховного Суда Союза ССР, в соответствии с указаниями прокурора Верховного Суда Союза ССР, осуществляет отдельные функции прокурора Верховного Суда Союза ССР по уполномочию последнего.
89. Старшие помощники прокурора Верховного Суда Союза ССР непосредственно руководят, в соответствии с указаниями прокурора Верховного Суда Союза ССР:
а) старший помощник по общему надзору за законностью и по судебному надзору—всей работой прокуратуры Верховного Суда Союза ССР по этому надзору;
б) старший помощник по надзору за Объединенным Государственным Политическим Управлением—всей работой прокуратуры Верховного Суда Союза ССР по этому надзору;
в) старший помощник по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда Союза ССР — всей работой прокуратуры Верховного Суда Союза ССР по общему надзору за центральными учреждениями Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам и по судебному надзору за деятельностью военно-судебных учреждений Союза ССР, а также всей деятельностью центральной и местной военной прокуратуры.
90. Непосредственные сношения старших помощников прокурора Верховного Суда Союза ССР по предметам их ведениями народными комиссариатами и иными центральными учреждениями Союза ССР, а также с прокурорами союзных республик, внесение ими представлений в высшие правительственные или судебные инстанции Союза ССР и союзных республик и издание ими приказов общего характера, циркуляров, инструкций и т. п. по подведомственной им прокуратуре, а также организация ими совещаний подведомственных им прокуратур, производятся ими в порядке и пределах, устанавливаемых прокурором Верховного Суда Союза ССР.
91. Старший помощник прокурора Верховного Суда Союза ССР по военной прокуратуре и военной коллегии Верховного Суда Союза ССР, состоящие в его подчинении помощники пркурора Верховного Суда Союза ССР и инспектора, а также секретарь военной прокуратуры и его помощник пользуются правом ношения военной формы.
О ДОПОЛНЕНИИ Ст. 144-а ПОЛОЖЕНИЯ О СУДОУСТРОЙСТВЕ РСФСР
Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Совета Народных Комиссаров РСФС
[Извлечение]
Дополнить Положение о судоустройстве РСФСР статьей 144-а следующего содержания:
«Краевой прокурор в отношении прокуратур автономных областей, входящих в состав края, имеет право:
а) истребовать в порядке надзора уголовные и гражданские дела в любой стадии процесса и давать для областных прокуратур указания по названным делам; в случае несогласия областного прокурора с указаниями краевого прокурора, областной прокурор, не приводя в исполнение указаний краевого прокурора, обжалует его указания в недельный срок Прокурору Республики;
б) входить в областные исполнительные комитеты автономных областей с представлениями об отмене и пересмотре незаконных решений, принятых названными исполнительными комитетами или подведомственными им органами, и в случаях несогласия областных исполнительных комитетов с названными представлениями ходатайствовать перед Прокурором Республики об опротестовании в установленном порядке постановлений областных исполнительных комитетов;
в) производить плановые ревизии областных прокуратур согласно планам, утверждаемым Прокурором Республики а также производить внеплановые целевые ревизии их по особому каждый раз поручению Прокурора Республики». ,

• ЗАКОН © 1999-2017 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 Рейтинг.Сопка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150