Борьба с коррупцией

Ненормативное закрепление ответственности государственных служащих в Советском Союзе в Уставе КПСС достаточно эффективно осуществлялось благодаря существующей практике ответственности по партийной линии. Если мы берем на себя смелость называться демократическим государством, то борьба с коррупцией должна также соответствовать демократическим принципам. У нас есть выбор путей решения: железная партийная дисциплина, повальные расстрелы или правовые методы борьбы.

Как уже говорилось ранее, у правоохранительных органов существуют ограничения предусмотренные законодательством в методах применения механизмов ответственности к коррупционерам.

Кроме того, судебные и правоохранительные органы организационно не имеют возможности выполнять возложенные на них задачи. В чем это заключается?

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность имеют слабый кадровый потенциал, существенные ограничения по проведению оперативно-розыскной деятельности, наличие весьма невнятной ответственности за провокацию взятки.

Органы, осуществляющие контрольно-ревизорские функции - слабую техническую базу, слабую кадровую базу (количество ревизоров и масштабы проверок несопоставимы), отсутствие реальных санкций в отношении должностных лиц.

Органы расследования и прокуратуры: имеется противоречие между публичными интересами и методикой оценки деятельности прокуроров, отсутствие финансирования для реализации экспертиз финансовой деятельности. Отрицательным образом сказывается, тот факт, что расследование по коррупции возложено на прокуратуру, и она же занимается расследованием в отношения работников прокуратуры.

Судебные органы: отсутствие реальной ответственности судей, слабое исполнение судебных решений.

Можно ли в настоящих условиях уменьшить уровень коррумпированности государственных служащих?

Ответ на данный вопрос лежит в плоскости государственного и дисциплинарного права.

Рассматривая проблему с коррупцией необходимо отметить порядок работы государственных органов, а именно максимальную открытость работы государственных органов по публичным решениям при конфиденциальности внутренней работы.

Необходимо внести изменение в действующее законодательство:

о декларировании государственными служащими предполагаемых конфликтов интересов, т.е. интерес лица, занимающего государственную должность, в личном качестве; имеющиеся родственные, дружественные отношения и соответствующие интересы в качестве лица отстаивающего государственные интересы;

о существовании дисциплинарных присутствий и дисциплинарных уставов различных министерств и ведомств, в которых закреплялся порядок привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц и перечень правонарушений, за которые возможно привлечение к дисциплинарной ответственности;

о развитие системы контрольно-ревизорской службы, которая бы охватывала как государственные, так и муниципальное управление, так как в настоящее время имеется пробел в контроле над финансово-хозяйственной деятельностью органов власти.

Своевременная и последовательная реализация этих и других мероприятий позволит:

сократить долю "теневой экономики" с нынешних 25% ВВП до 7-10% вытеснив криминальные структуры в традиционную сферу их активности (преступные виды бизнеса, строительство, связанные с оборотом наличных денег направления предпринимательской деятельности, компьютерная преступность и т.д.).

Наряду с законодательными мерами предлагается несколько вариантов борьбы с коррупцией.

1) Идея "островков честности" состоит в том, что если предприниматель знает, что его конкурент не прибегнет к подкупу, то он также будет воздерживаться от дачи взяток.

Например, когда государство объявляет конкурс на крупные энергетические проекты или проекты дорожного строительства, принять в них участие способны лишь 5-10 международных фирм. Когда предприниматели знают, кто будет участвовать, их можно собрать за одним столом, и они вместе с государством могут заключить договоренность, объявляющую дачу взятки преступлением.

Предприниматели могут создать режим взаимной контрактной ответственности между участниками тендера. Фирмы, участвовавшие в тендере и потерявшие контракт в результате подкупа со стороны других участников, могут, например, начать судебный процесс о возмещении убытков. Правительство может предусмотреть дополнительные меры, такие как контроль за тем, берут ли взятки чиновники.

Возможна ли ставка на предпринимательство, как предлагается международными экспертами в виде создания "островков честности". По-видимому, нет.

К сожалению, в нынешней России грани между криминальным бизнесом и обычным предпринимательством нет. Рассуждая о "грязных" деньгах, следует иметь в виду, что других в стране почти нет.

Основной капитал в стране у крупных и средних дельцов, среди которых сегодня едва ли найдется хоть один, ворочающий большими деньгами и при этом хоть в малой степени не прикасающийся к криминалу.

2) Идея существования в обществе широкой коалиции (не только государство и частный сектор) способной разрабатывать стратегии и формулировать меры по борьбе с коррупцией.

Каждое общество может создать свою собственную "систему честности". Эти решения должны появляться внутри страны и определенной территории и не могут навязываться извне. Коррупция, возможно, более чем какая-либо другая форма межчеловеческого и политического взаимодействия, связана с местной ситуацией, культурой и традициями.

Мероприятия по борьбе с коррупцией являются, однако, не столько планом, сколько реальной системой борьбы с коррупцией. Система не может состоять из одного единственного мероприятия по поимке одной крупной рыбы и публичного ее зажаривания, поскольку через несколько месяцев результаты этого мероприятия сходят на "нет" и вскоре оно забывается. Если общество желает устойчивых перемен, подход должен быть целостным. Это как иммунная система человека. Если что-то в ней плохо работает, то заболевает весь организм.

3) Идея избавления от коррумпированных работников, путем ведения планомерной профилактической работы с увеличением уровня зарплаты и улучшением социальных условий должностных лиц.

Проблема коррупции есть проблема, прежде всего социальная. Пока не возьмем под контроль ситуацию, связанную с регулированием экономики в целом, пока не доведем до конца наши реформы, скорее всего не удастся окончательно победить коррупцию. Важно также повысить социальную защишенность чиновника.

В мае 1994 года ОЭСР рекомендовала своим членам провести реформы в шести различных областях. Предполагалось объявить взяточничество преступлением по гражданскому, коммерческому и административному законодательству; отменить правила, позволяющие не облагать налогами суммы международных взяток; изменить законы о банковской деятельности так, чтобы превратить банки из инструмента коррупции в инструмент борьбы с коррупцией; изменить стандарты аудиторской деятельности и отчетности, чтобы помочь международному сообществу контролировать положение с коррупцией; и изменить систему субсидирования и государственных подрядов, чтобы не вознаграждать коррупционеров.

Каждую пару месяцев рабочая группа ОЭСР проводит заседания, чтобы преобразовать эти шесть групп рекомендаций в конкретное руководство к действию для стран, являющихся ее членами. В мае 1996 года все 27 стран-членов ОЭСР одобрили рекомендацию об отмене правила необложения налогами сумм взяток и об объявлении международного взяточничества преступлением. Эта рекомендация была впоследствии вновь одобрена главами промышленно развитых государств "большой семерки", в том числе США, Канады, Германии, Японии и Франции.

Гражданское общество и предупреждение коррупции

К Гражданскому Обществу относятся все организации, предприятия, учреждения которые формально не входят в органы государственного или муниципального управления. В Гражданское Общество входят многочисленные ассоциации, союзы, фонды, которые отстаивают интересы как отдельных групп населения, так и общества в целом. И чем активнее граждане участвуют в общественных делах в государстве, тем охотнее они подчиняются нормам права, которые законодатель закрепил благодаря их усилиям.

Развиваясь Гражданское Общества требует большого общественного контроля за деятельностью органов власти и управления. Однако даже приверженцы демократических преобразований во власти не приветствуют контроль со стороны общества за деятельностью государственных структур. Властными структурами не выделяются необходимые ассигнования, ограничивается доступ к информации, выдвигаются обвинения в шпионаже в пользу других государств и т.д. Но в целях демократизации общества, для избежания неадекватных методов решения правительством общественных задач необходимо тесное сотрудничество органов власти и Гражданского Общества. И историческое развитие многих государств показывает все большее влияние Гражданского Общества на государственные и муниципальные органы власти.

После развала СССР в России начало складываться Гражданское Общество. Чему способствовало законодательное закрепление существования организационных форм Гражданского Общества - законодательство посвященное политическим партиям, некоммерческим организациям и законодательство о средствах массовой информации.

Гражданское Общество в России, даже в период своего развития, должно быть обеспокоено проблемами развития коррупции в стране. Хотя в коррупционных связях участвуют две стороны: должностные лица и частный сектор, или должностные лица и преступные группировки, именно Гражданское Общество становится жертвой этой преступной связи. Принимая во внимание, что должностные лица, являются составной частью общества, существуют разные способы общественного воздействия на коррупционеров для достижения общественного блага. В связи с тем, что коррупция может проникнуть и в организационные образования Гражданского Общества, для эффективного продвижения корыстных интересов, Правительство, в противовес этому должно предоставлять Гражданскому Обществу законодательное закрепление свободы слова, собраний и нормального функционирования организационных образований.


© 1999, Молодёжный Союз Юристов Российской Федерации