Неприкосновенность частной жизни и свобода информации

Гражданско-правовая ответственность, в том числе и в виде обязанности компенсировать причиненный моральный вред, может наступить для СМИ не только при распространении недостоверных но и достоверных сведений, если при этом причиняется вред другим нематериальным благам - неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне.

Часть первая статьи 23 Конституции РФ охраняет неприкосновенность частной жизни: "Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; защиту своей чести и доброго имени".

В качестве "частной жизни" защищается не определенный вид действий, а сфера, к которой могут быть отнесены любые обстоятельства и действия, т.е. где эти действия проводятся - в частной или публичной сферах. Речь идет, если исходить из известной формулировки судьи Верховного Суда США Брандейза, "о праве быть оставленными в покое - самом универсальном из всех прав, которое более всего ценят цивилизованные люди".

Проблематичным представляется определение границ частной жизни, пользующейся особой защитой.

Данное право часто противоречит праву других лиц на свободу выражения мнения или на свободу информации.

Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную человеку и гарантированную государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера.

Отношения между людьми в сфере личной жизни регулируются в основном нормами нравственности. Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну как юридическая категория состоит из ряда правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки, вне общественного окружения в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридических гарантий невмешательства в реализацию этого права. Право на частную жизнь выражается в свободе общения между людьми на неформальной основе в сфера семейной жизни, родственных и дружественных связей, интимных и других личных отношений, привязанностей, симпатий и антипатий. Образ мыслей, политическое и социальное мировоззрение, увлечения и творчество также относятся к проявлениям частной жизни.

Частная жизнь граждан, личная и семейная тайна, честь и доброе имя находятся под защитой и охраной закона.

Конституция гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, т.е. отправлять обряды религиозных культов.

В связи с этим возникает необходимость оградить граждан от разглашения сведений личного характера, доверенных священнослужителю на исповеди. Тайна исповеди - гарантия неприкосновенности личной жизни верующих. Духовное лицо не подлежит ответственности за недонесение о преступлении, ставшем ему известным из исповеди. Уголовное дело не может быть возбуждено, а возбужденное подлежит прекращению в отношении священнослужителя за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, известным ему из исповеди (п.11 ст.5 Уголовно-процессуального Кодекса) .

К профессиональным тайнам, обеспечивающим неприкосновенность частной жизни, т.е. доверенным представителям определенных профессий для защиты прав и законных интересов граждан, помимо тайны исповеди относятся медицинская тайна, тайна судебной защиты, тайна предварительного следствия , усыновления, нотариальных действий и некоторых записей актов гражданского состояния, коммерческая тайна.

Закон гарантирует гражданину конфиденциальность сведений, составляющих врачебную тайну (п.6 ч.1 ст.30, ст.61 Основ законодательства об охране здоровья граждан). В содержание врачебной тайны включаются данные: о факте обращения за медицинской помощью, о диагнозе болезни и лечении, его методах, о состоянии здоровья лица, обратившегося за помощью (его физических и психических недостатках, интимных связях и т.п.).

Адвокатской тайной являются сведения об обращении за юридической помощью, сведения о преступлении, соучастниках, личной жизни обвиняемого, полученные адвокатом из материалов уголовного или гражданского дела, в ходе защиты, о переписке обвиняемого с адвокатом. Адвокат не может допрашиваться как свидетель об обстоятельствах ставших ему известными в связи с выполнением обязанностей защитника или представителя (п.1 и 3 ст.72 Уголовно-процессуального Кодекса).

Не подлежат разглашению и записи актов гражданского состояния. К сфере личной жизни граждан относится тайна усыновления (ст.139 Семейного Кодекса). Ответственность за ее разглашение предусмотрена уголовным законом (ст.155 Уголовного Кодекса).

Работники нотариальных контор обязаны хранить в тайне сведения о личной жизни граждан (содержание завещания, акта дарения имущества и т.п.) . Не допускается разглашение самого факта обращения гражданина к нотариусу. Выдача справок о нотариальных действиях и документов допустима лишь по требованию судью, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами.

Таким образом, право на неприкосновенность частной жизни складывается из ряда норм различных отраслей права.

Законом предусмотрены материально-правовые и процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни граждан, соответствующие обязанности должностных лиц. Так, нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан образует состав преступления (ст.138 Уголовного Кодекса Российской Федерации).

Законом предусмотрены процессуальные гарантии охраны тайны личной жизни, соответствующие обязанности должностных лиц.

В гражданском судопроизводстве оглашение в суде переписки и телеграфных сообщений допустимо лишь с согласия лиц, между которыми эти переписка и телеграфные сообщения велись.

На предварительном следствии действует принцип недопустимости разглашения данных предварительного следствия, в том числе касающихся личной жизни граждан. Следователь вправе предупредить защитника, свидетелей , потерпевшего и иных участников процесса (например, экспертов, переводчиков и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий (о недопустимости разглашения имеющихся в деле сведений без его разрешения.

Гласность судебного разбирательства в уголовном судопроизводстве может быть ограничена по делам о сексуальных преступлениях, а также по другим делам с целью предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст.18 Уголовно-процессуального Кодекса).

В нашей стране проблема защиты прав личности при работе с информацией о гражданах (персональными данными) до последнего времени не считалась актуальной. Изменение концептуальных подходов ко многим явлениям жизни нашего общества, и прежде всего к их гуманитарной стороне, коснулось и охраны прав граждан, в том числе защиты личности от несанкционированного сбора персональных данных, от злоупотреблений, возможных при сборе, обработке и распространении информации персонального характера.

Конституция (ст.24) в качестве обязательного условия сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица устанавливает согласие этого лица.

Норма Конституции сформулирована широко, что обязывает всех соблюдать установленный порядок сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица. Эта обязанность возлагается не только на государственные органы власти и управления, предприятия и организации, но и коммерческие и общественные организации и предприятия, а также на граждан.

Часть первая ст.24 Конституции устанавливает общее правило, которое действует в границах пользования правами и свободами, установленными ч.3 ст.55 Конституции - "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ Конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, не требуется согласие лица на сбор, хранение, использование и распространение сведений о нем при производстве следствия, дознания, оперативно-розыскных мероприятий.

В ч.1 ст.24 Конституции определены основные принципы правового режима информации о частной жизни, созданы основы для дальнейшего Нормотворчества. Предполагается принятие федерального закона, детально регулирующего порядок работы с информацией персонального характера и направленного на защиту прав личности.

Таким образом, как видим, законодательно вопрос разрешения противоречивых интересов - право на частную жизнь и право на получение информации, не получил четкого определения.

Представляется правильным, что изображение обстоятельств частной жизни недопустимо, если оно выставляет частную жизнь затронутого лица на обозрение общественности без оправданного интереса. Подобный интерес преимущественно возникает по отношению к так называемым "историческим персонам". К ним относятся все те лица, которые получили известность в результате своей деятельности, или лица, занимающие или претендующие на некую должность в структуре общества.

Следует в каждом конкретном случае устанавливать, имеется ли , например, оправданный интерес в распространении фактов из частной жизни политика. При этом интерес заходит так далеко, чем больше затронутое лицо делает достоянием общественности свою частную жизнь или то, что за нее выдается. Если кто-то, например, зарабатывает политический капитал своей якобы "примерной в нравственном отношении семейной жизнью", то средствам массовой информации должно быть разрешено приводить доказательства обратного.

В этой связи важно наличие обязанности средства массовой информации предоставлять пострадавшему лицу возможность высказать противоположную точку зрения. Данное обязательство обеспечивается независимо от правдивости или ложности опубликованных фактов, если они предназначены лишь для того, чтобы повредить репутации пострадавшего лица.

Итак, действующее законодательство не позволяет установить четких границ сферы частной жизни, за которые не вправе проникать общественный интерес. У должностных лиц органов государственной власти эти границы сильно сужаются. В особенности это относится к выборным представителям власти (президент, депутаты, губернаторы и т.п.).

Следует исходить из того, что потенциальный избиратель вправе обладать максимальной полнотой информации о таких лицах. Если же критерий обоснованного общественного интереса не позволяет оправдать нарушение неприкосновенности частной жизни, потерпевший приобретает право на компенсацию морального вреда.

 

Право граждан на информацию и доступ к ней.

В развитие положений Конституции, регламентирующих доступ граждан к информации Президент Российской Федерации 31.12.93 г. подписал Указ "О дополнительных гарантиях права граждан на информацию". Согласно Указу деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц должна осуществляться на принципах информированной открытости, что выражается в достоверности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей их личные интересы, а также в систематическом информировании граждан о принятых решениях.

Предоставляемое Конституцией право ознакомления с документами и материалами, затрагивающими права и свободы, связано с некоторыми ограничениями: ознакомиться с такими документами и материалами могут только лица, чьих прав и свобод они касаются. Следовательно круг лиц ограничивается непосредственно заинтересованными лицами, а круг документов и материалов - только теми, в которых затрагиваются права и свободы обращающихся за информацией лиц.

Существует и еще одно ограничение: заинтересованное лицо может воспользоваться предоставленным ему правом, если иное не предусмотрено законом. Следует подчеркнуть: законом, а не любым подзаконным актом. Поэтому, если орган власти или должностное лицо отказывает в ознакомлении в документами и материалами, обосновывая свой отказ ведомственной инструкцией, а не законом, такой отказ следует признать противоречащим Конституции и, следовательно, подлежащим обжалованию заинтересованным лицом.

В то же время целый ряд прав и обязанностей, прежде всего политических, принадлежит практически всем гражданам Российской Федерации, в связи с чем круг лиц, которые имеют право ознакомиться с соответствующей информацией, неограничен. Гражданин, выступая в качестве избирателя, участника референдума, организатора демонстраций и манифестаций, должен иметь возможность доступа к официальным документам, регулирующим данные отношения. Эта информация представляет общественный интерес и должна быть открытой и доступной.

В развитие Конституции разрабатывается проект федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации", который должен установить механизм реализации и гарантии осуществления права на информацию.

Определенной гарантией доступа к информации служит принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации "О государственной тайне", установившей наряду с правовым режимом информации, содержащей государственную тайну, порядком ограничения доступа к информации перечень сведений, которые не могут иметь режим ограниченного доступа.

Свобода информации понимается как сообщение о фактах, убеждениях, идеях, является элементом свободы мысли и слова. В ст. 29 ч.4 Конституции перечислены действия, связанные с информацией, которые могут свободно осуществляться личностью - каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Законом о средствах массовой информации определены широкие права журналистов (ст.47). Среди них - право искать, запрашивать, получать, распространять информацию. Для достижения основной цели - права граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц - законодатель возложил на государственные органы и организации, общественные объединения и их должностных лиц обязанность предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакции, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах. Запрашиваемую редакцией информацию обязаны предоставлять руководители государственных органов и организаций, общественных объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Однако даже в этом случае представителю редакции должно быть в 3-х дневный срок вручено уведомление об отказе, с указанием его причин. Кроме того, журналист вправе с целью получения информации посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-служб; быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации; получать доступ к документам по материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" предусмотрено, что граждане (а, следователь и журналисты) обладают равными права на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т.д.). Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Отказ в доступе к информационным ресурсам может быть обжалован в суд.

Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документальная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне". Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных статьей 11 закона "Об информации, информатизации и защите информации". А эта норма закона говорит об информации о гражданах (персональные данные), которые относятся к категории конфиденциальной информации.

Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

  • законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  • документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов; документы, содержащие информацию о деятельности органов власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсах, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
  • документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (кроме информации с ограниченным доступом).

Доступ физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями может быть использована ими для создания в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.

Что касается гарантий предоставления информации, то они определены в ст.13 указанного закона: отказ в доступе к информационным ресурсам, созданным органами государственной власти местного самоуправления по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, может быть обжалован в суд.

Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги установленной Правительством.

Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В целях защиты права на доступ к информации законом предусмотрено следующее:

- отказ в доступе к открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке, при этом граждане имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Суду подведомственны споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователями в результате других нарушений прав пользователей.

 

Доступ к информации.

1. Доступ на заседания государственных органов.

Конституция Российской Федерации не содержит положений о праве граждан присутствовать на заседаниях представительных органов республик, краев, областей и т.д., полностью оставляя решение этого вопроса на усмотрение конституций и уставов последних.

Однако федеральная Конституция и законодательство все же дают некоторые ориентиры для решения предложенного казуса.

Статья 29 ч.4 Конституции предоставляет гражданам право свободно искать и получать информацию любым законным способом. Журналистам, в дополнение к этой общей норме, предоставлено право посещать государственные органы (п.2 ст.47 Закона "О средствах массовой информации") и производить записи, в том числе с использованием аудио- и видеосредств (п.6 ст.47 Закона "О средствах массовой информации").

Кроме того, открытость деятельности государственных органов и возможность граждан получать достоверную информацию об их деятельности российское законодательство рассматривает как одну из гарантий возможности граждан осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти и участвовать в управлении делами государства (ст.12 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации"). Следовательно, открытость в деятельности государственных органов является и составной частью права на участие в управлении делами государства (ст.32 Конституции Российской Федерации).

Если исходить из буквального содержания статьи 55 Конституции Российской Федерации, ограничение прав и свобод граждан (в том числе перечисленных выше) может осуществляться лишь на основе федерального закона. В то же время вопросы образования государственных органов субъектов федерации и определение порядка их деятельности той же федеральной конституцией отнесены к компетенции республик, краев, областей и т.п. (ст.ст.73 и 77 Конституции Российской Федерации).

Этот пробел к настоящему времени законодательно не устранен, однако практика все же идет по пути предоставления субъектам федерации права определять случаи, когда заседания их органов могут быть закрытыми.

Во всяком случае, в нормативном акте субъекта федерации должен быть четко определен исчерпывающий перечень оснований, по которым заседания могут быть объявлены закрытыми, и порядок принятия решения о проведении закрытого заседания. В случае, если этого не сделано, исходя из общего принципа права, относящегося к деятельности государственных органов: "государственным органам запрещено все, что не разрешено им законом", закрытые заседания в данном органе проводить нельзя.

С принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации в законодательстве образовался весьма существенный пробел, который до настоящего времени не заполнен. Ранее органы местного самоуправления входили в систему государственных органов и на них распространялись общие положения пункта 2 статьи 47 Закона "О средствах массовой информации". После того, как органы местного самоуправления были выведены из системы органов государственной власти, о положения Закона "О средствах массовой информации" не были приведены в соответствие с новой ситуацией, большинство норм, закрепляющих профессиональные права редакций и журналистов, более не распространяются на случаи сбора информации в органах самоуправления.

Принятие Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не изменило ситуацию.

Таким образом в настоящий момент не существует законодательной базы права на посещение органов самоуправления.

Анализ общих положений законодательства свидетельствует о следующем. Конституция в статье 29 гарантирует каждому право свободно искать и получать информацию, статья 1 Закона "О средствах массовой информации" говорит о том, что право на поиск информации может ограничиваться лишь законом, а вне этих ограничений журналисты свободно могут искать информацию где угодно и удобным им способом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечивать каждому возможность получить полную и достоверную информацию о деятельности местного самоуправления. Одной из форм такого информирования являются открытость заседаний органов местного самоуправления и возможность граждан получать информацию об их деятельности через средства массовой информации.

Таким образом, можно говорить, что недопуск журналистов на заседания органов местного самоуправления нарушает их право на поиск и получение информации и принцип открытости в деятельности органов местного самоуправления, который является составной частью права граждан на осуществление местного самоуправления.

Причем для осуществления журналистом своих прав, прямо предоставленных им законодательством никаких разрешений не требуется.

Аккредитация при государственных органах и органах общественных объединений в Законе "О средствах массовой информации" рассматривается как определенный льготный режим, предоставляющий аккредитованным журналистам более комфортабельные условия для получения информации.

Прежде всего аккредитация возлагает определенные обязанности на орган, при котором осуществлена аккредитация. На государственный орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность извещать последнего о проведении своих заседаний и мероприятий и создавать условия для производства записи, обеспечивать аккредитованных журналистов материалами.

Однако отсутствие аккредитации не лишает журналиста его конституционных прав (это прямо запрещено в статьях 17 и 55 Конституции) и прав, предоставленных ему в статье 47 Закона "О средствах массовой информации", также аккредитация не является и предварительным условием для реализации журналистом указанных прав.

Поэтому не аккредитованные журналисты также вправе свободно посещать все открытые заседания государственных органов (п.2 ст.47 Закона "О средствах массовой информации") по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его статус. Однако в отношении их государственный орган не несет обязанностей помогать в осуществлении профессиональной деятельности.

Если в государственном органе отсутствует положение об аккредитации, то данный орган обязан аккредитовать при себе журналиста без каких-либо условий, так как отсутствие положения об аккредитации не лишает редакцию прав, предоставленных ей статьей 48 Закона "О средствах массовой информации".

Право производить записи, в том числе с использованием аудио-, фото, видео- и киносъемки гарантировано в статье 29 Конституции Российской Федерации и в статьях 1 и 47 Закона "О средствах массовой информации". Любые ограничения этого права могут вводиться лишь на основании федерального закона (ст.55 Конституции Российской Федерации).

 

2. Доступ на предприятия.

Согласно положения пункта 2 статьи 47 Закона "О средствах массовой информации", журналист имеет право посещать предприятия и учреждения независимо от форм собственности. Необходимости получения разрешения на это законодательством не предусматривается. Журналисту предоставляется право производить там записи, в том числе с использованием аудио- и видеотехники.

Предусмотренные в статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации (частью первой) ограничения возможности находиться на земельном участке, не являющемся государственной или муниципальной собственностью, в настоящее время не могут применяться, так как их вступление в силу отложено до принятия Земельного кодекса Российской Федерации.

Статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации относит информацию к объектам гражданских прав, наряду с имуществом и объектами интеллектуальной деятельности. Статья 6 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" говорит, что информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Следовательно, законодательство допускает возможность предоставления информации за плату. К числу исключений можно отнести информацию о состоянии окружающей природной среды.

В данном случае речь идет о правах граждан в сфере охраны окружающей природной среды и в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды. Статья 12 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", повторяет это положение Конституции. В частности, граждане и общественные объединения граждан могут требовать от гидрометеорологических и других соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Реализация гражданами своих прав не может быть поставлена в зависимость от материального положения человека или от финансового положения средств массовой информации, через которые граждане могут узнать данную информацию.

Более того, статья 55 Конституции запрещает издание законов умаляющих права человека.

Следовательно, данная информация исключена законодательством из товарооборота и ее возмездное представление не допускается.

Закон обязывает медицинских и фармацевтических работников сохранять в тайне сведения, составляющие медицинскую тайну, к каковым закон относит сам факт обращения за медицинской помощью, информацию о состоянии здоровья и диагнозе заболевания, иные сведения, полученные при обследовании и лечении (ст.61 Закона "Об охране здоровья населения"), сведения о наличии у гражданина психического расстройства, факте обращения за психиатрической помощью и лечении в соответствующем учреждении и иные сведения о состоянии психического здоровья (ст.9 Закона "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказания").

При этом именно на медицинский персонал ложится обязанность предотвращать нарушение медицинской тайны со стороны третьих лиц, в том числе и журналистов.

Разглашение сведений, составляющих медицинскую тайну, кроме случаев прямо предусмотренных законом, осуществляется лишь с согласия гражданина или его законного представителя.


© 1999, Молодёжный Союз Юристов Российской Федерации