Методы и техники нейролингвистического программирования, необходимые для проведения журналистского расследования

Все поведение человека может быть разделено на компоненты. Эмпирические составляющие и поведенческие факторы организованы в определенные процедуры, которые могут осуществляться для достижения намеченных целей. В нашем случае это ведение журналистского расследования. Компоненты этих процедур основаны на пяти сенсорных системах: видении, слышании, ощущении, запахе и вкусе. Это первичный опыт. Мы воспринимаем их по отдельности или в любых сочетаниях непосредственно органами чувств.

Каждый сенсорный компонент функционирует в формировании опыта тремя способами:

  1. Как система входа, посредством которой мы воспринимаем окружающее.
  2. Как внутренняя система репрезентации и процессирования, которую мы используем, чтобы придать значение поступающим данным и для таких видов деятельности, как мышление, выбор, обучение, фантазирование.
  3. Как система выхода, используемая для высшего проявления наших поведенческих реакций на окружающее.

Теперь немного поговорим о понятии нейро-лингвинистического программирования.

Основные постулаты НЛП:

  1. Каждая личность - это особенный феномен, никто в коммуникации не в праве его менять.
  2. Лучше, когда есть выбор, хуже, когда его нет.
  3. Лучше выбор на подсознательном уровне, чем на сознательном.
  4. Необходимо давать такую коммуникация, чтобы человек понял, что он до всего доходит сам.
  5. Использование всех правильных ресурсов человека в нужное время и в правильной последовательности.
  6. Карта мира и территория не соответствуют друг другу.
  7. Нет поражения, есть обратная связь.
  8. Вселенная - это дружественная сфера.
  9. Каждый человек в данный момент осуществляет лучший из возможных для него выборов.

НЛП - это мостик между сознанием и подсознанием, который облегчает доступ к заложенной в нас информации. НЛП не является системой техник, это методология. Методология НЛП требует от Вас идти медленно и делать сравнения. Концентрируйтесь на методологии в упражнениях. Специфические техники будут приходить позднее, но главное - это методология, которая есть процесс открытия, из которого специфические техники были получены. Когда нейро-лингвинистическое программирование впервые приступило к изучению субъективного опыта, было обнаружено, что структура значения проявляет себя в специфической последовательности репрезентативных систем, используемых человеком для обработки информации. Эти последовательности репрезентативных систем были названы стратегиями. Позднее было обнаружено, что интенсивность значения имеет непосредственное отношение к составным элементам данной репрезентативной системы. Например, в то время, как вы вспоминаете приятный опыт, степень удовольствия, которую Вы получаете из этого воспоминания есть прямое следствие цвета, размеров, яркости и дистанции до визуального образа, который Вы держите глазами своего воспоминания.

Большинство людей составляет мнение о собеседнике по начальному впечатлению, обеспечивающему нужное восприятие. Первое впечатление о человеке зависит на 55% от визуального восприятия, на 38% от манеры говорить и только на 7% от того, что он говорит.

Психофизиологические особенности человеческого восприятия:

  • смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла их применять;
  • речь можно понимать лишь при ее скорости, не превышающей 2,5 слов в секунду;
  • фраза ,произносимая без паузы дольше 5-6 секунд перестает осознаваться;
  • любое эмоциональное возбуждение (но только не сопереживание) обычно затрудняет понимание других;
  • неправильный язык оказывает отрицательное влияние на восприятие сообщаемого; несоответствие употребляемого выражения стандартному значению, а то и стилистическим канонам иной раз вызывает негативные эмоции, сводящие на нет всю пользу от беседы;
  • у большинства людей есть некие критические слова, особенно воздействующие на психику, вследствие чего услышав их ,объект внезапно возбуждается и теряет нить ведущегося разговора;
  • мгновенный переход от дружелюбия к немотивированной враждебности способен вызвать растерянность, оцепенение, страх и даже эмоциональный шок;
  • людей, охваченных внезапным гневом, заметно легче рассмешить, чем в обычном настроении, в этом состоит один из ценных способов нейтрализации конфликтов;
  • активность восприятия в огромной степени зависит от способности полученной информации разбередить в памяти человека таящиеся там воспоминания;
  • то, что всецело ново для партнера и никаким образом не стыкуется с его познаниями, не вызывает у него и особого интереса, а чем больше индивид знаком с предметом, тем более его интересуют частности и нюансы;
  • когда субъект вообще не знаком с каким-либо вопросом, последующее восприятие предмета обычно сильно обусловливается первичным сообщением о нем;
  • известию, полученному первым, гораздо больше доверяют, чем всем полученным в дальнейшем;
  • люди обычно преувеличивают информационную ценность событий подтверждающих их гипотезу и недооценивают информацию противоречащую ей;
  • человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушающие его воспринимают лишь 70% из этого, понимают - 60%, в памяти же у них остается от 10 до 25%;
  • чтобы партнер смог воспринять передаваемую информацию, необходимо постоянно повторять ему главенствующие там мысли и положения;
  • чем лучше мы осознаем предмет беседы, тем легче ее запоминаем;
  • "средний человек" удерживает в памяти не более четверти того, что было сказано ему лишь пару дней назад;
  • лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 9 часов вечера, хуже всего - сразу после обеда;
  • лучше всего запоминается последняя часть информации, несколько хуже - первая, тогда как средняя - чаще всего забывается;
  • память человека способна сохранить до 90% из того, что человек делает, 50% из того, что он видит и 10% из того, что он слышит;
  • прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные;
  • слишком значительный объем наличной информации сбивает с толку и препятствует ее переработке;
  • интеллект лучше всего работает в положении человека сидя, хуже - стоя, совсем плохо - лежа;
  • пожилые люди лучше всего соображают утром, молодые - вечером;
  • люди, как правило, умнее и расчетливее в 8 часов утра;
  • стоящий человек имеет некое психологическое преимущество над сидящим;
  • при импульсивном эмоциональном реагировании обычно понимается не более чем треть от воспринимаемой информации, поскольку возникающий при этом стресс готовит для активного ответа тело (выбрасыванием в кровь адреналина, активизацией дыхания и пульса);
  • при передаче информации 7% информации сообщается посредствам слов (вербально), 30% - выражается звучанием голоса и более 60% идёт по прочим невербальным каналам (мимика, жесты, взгляд).

Понятие о карте и территории.

Вербализация человека представляет его опыт, как карта представляет территорию. Человек использует слова, чтобы описать то, что как он полагает, происходит. Он никогда не может сказать вам, что произошло в действительности, так же как карта никогда не может быть полным представлением территории. Следовательно, очень важно иметь в виду что то, что люди говорят, это не то, что в действительности произошло, а лишь то, что они сознательно пережили. Между тем и другим есть огромная разница. Так что когда двое рассказывают различные истории об одном и том же инциденте они оба правы. В типичном случае дело не в том, что один говорит правду, а другой лжет. Скорее дело в том, что из всего, на что можно было обратить внимание в ситуации, каждый рассказывает только то, что он сознавал в своем опыте.

Содержание вербализации человека рассказывает вам о его представлениях. Процессуальный аспект вербализации показывает, как он достиг этих представлений. Слова, которыми каждый из нас пользуется для выражения себя - это индикаторы элементов нашего сознательного опыта. Предполагается, что человеческое сознание может удерживать семь плюс-минус два объекта информации в один момент, что означает, что сознание - ограниченный феномен. Специфические аспекты опыта, которые вы приводите в сознание, определяются взаимодействием ваших нынешних сенсорных возможностей, мотиваций и предыдущего научения. Слушая, как человек говорит, вы можете различать аспекты опыта, которые он представляет себе внутренне в познавании. Обращая внимание на процессуальные слова, которыми он пользуется: прилагательные, глаголы и наречия, которые специфицируют процесс видения, слышания, чувствования, и ощущения запаха, вкуса.

Основываясь на системах представлений, которые здесь называются модальностями, всех индивидов можно подразделить на 3 группы: аудиалистов, визуалистов и кинестетиков. Модальности - это репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая, обонятельная и вкусовая. Мы получаем информацию из окружающего мира, использую наши пять чувств, и эти же самые пять чувств используются внутренне, чтобы обрабатывать информацию. Мы видим картины, слышим звуки и имеем ощущения изнутри.

Распознать ведущую репрезентативную систему человека помогают предикаты- глаголы, наречия и прилагательные, специфические для той репрезентативной системы, в которой они функционируют. Типичные варианты предикатов таковы:

  1. Визуальные ( видеть, рассмотреть ясно, ярко, контрастно, большой, цветной).
  2. Аудиальные (обсудить, поговорить, мелодичный, звонкий, быстро, ритмично, громко, тихо, спокойно).
  3. Кинестетические (чувствую, тепло, холодно, дрожание, покалывание, медленно, непрерывно, напряженно, гладко).
  4. Вкусовые ( сладкий, горький, кислый, пикантный).

Сигналы глазного доступа основаны на межполушарной асимметрии.

Левое - вербально - логическое, конструктивное, аналитическое.

Правое - образное.

  1. Визуальное восприятие ( глаза вверх и или налево - воспоминание). Вверх и вправо при визуальной конструкции ( например- зеленое небо), поиск информации.
  2. Аудиальное восприятие (глаза в горизонтальной плоскости или вниз налево). При поиске решения глаза двигаются как при нистагме.
  3. Кинестетическое восприятие (глаза вниз - разговор с самим собой, глаза вниз и направо - воспроизведение ощущений).

Данные сигналы глазного доступа даны для правшей, у левшей все наоборот.

Глаза смотрят на собеседника - внутренняя скованность, отторжение.

Наиболее целесообразно ведущую репрезентативную систему сначала определить у себя и своего соседа.

Еще необходимо сказать несколько слов о жестах и речи. Активно жестикулирующий человек с громким голосом и быстрой речью, несомненно, относится к аудиалистам. Жесты, производимые на уровне глаз, говорят нам о ведущей визуальной модальности. Человек с медленной, тихой речью и скудной жестикуляцией относится к кинестетикам.

Здесь же можно сказать несколько слов о калибровке, как об измерение степени правдивости (счет до 10).

Метод калибровки состоит в том, что человек не отвечает на вопросы, а только представляет себе это.

КАК УСТАНАВЛИВАТЬ РАППОРТ И СОБИРАТЬ ИНФОРМАЦИЮ.

Никакая коммуникация не может быть полностью независимой от контекста, и всякое значение имеет важные контекстуальные компоненты. Определение контекста всегда важно и часто затруднительно. Например, язык по самой природе - высоко-контекстуальная система, укорененная в абстракции от реальности.

Между тем мало кто понимает, насколько зависит значение даже самых простых утверждений от контекста, в котором они делаются. Информация, контекст и значение связаны уравновешенным функциональным отношением. Чем больше информации, общей для участников коммуникации, тем больше контекст. Мы же должны достичь высоко-контекстуальной коммуникации с нашим собеседником. Способ достижения этого состоит в том, чтобы принять, что первое взаимодействие начинается с наименее возможным контекстом, и затем двигается в собирании информации, которая наиболее важна для понимания опыта собеседника. Для получения необходимой информации важна способность достижения раппорта с собеседником и поддержание его.

Существуют специфические методы достижения переживания раппорта с собеседником. Благодаря этим методам ваш собеседник будет воспринимать взаимодействие как высоко-контекстуальную коммуникацию, в то время как вы получите возможность изящно собирать необходимую информацию.

Техники раппорта полезны для любого коммуникатора, а для журналиста они совершенно необходимы. Именно они дают возможность делать свое дело с постоянными и высокого качества межличностными взаимодействиями.

Отзеркаливание.

Отзеркаливание - это процесс возвращения собеседнику аспектов его собственного невербального поведения, что собственно и делает зеркало; это способ имитирования высоко--контекстуальных реплик, которые дает собеседник, без проникновения в их значение. При этом мы знаем, что для собеседника они содержат важное бессознательное значение.

Макро-отзеркаливание известно из повседневного опыта. В этом смысле пример отзеркаливания - это вести себя подходящим образом, например, не ругаться в церкви или в гостях. Другой пример - одеваться соответствующим образом для определенных ситуаций.

Отзеркаливание на его различных уровнях - это поведенческий эквивалент вербального выражения согласия с кем-то. Чтобы эффективно отзеркаливать, нужно уметь делать тонкие визуальные и аудиальные различия как относительно самого себя, так и относительно поведения собеседника. Аспекты поведения собеседника, которые стоит отзеркаливать, включают телесные позы, специфические жесты, ритмы дыхания, выражения лица, тон голоса, паттерны темпа и интонаций речи. Соответствие некоторым из этих черт или всем им поможет вам достичь гармоничного взаимодействия.

Фактически благодаря отзеркаливанию возможно не согласиться с содержанием того, что человек говорит, оставаясь в полном раппорте. Механизмами эффективной коммуникации являются:

  1. Присоединение партнёра. Целью является получение доступа к партнёру на различных уровнях, первым из которых является вербальный - языковой, то есть использование предикатов, синтаксиса, пунктуации. Вторым - невербальное присоединение, это и есть отзеркаливание.
  2. Слушание: рефлексивное, отражающее обратную связь и нерефлексивное, только воспринимающее информацию.

Особенности коммуникации определяют необходимость рефлексивного слушания. Вследствие того, что один знак (слово) имеет несколько значений, всегда существует трудность открытого самовыражения.

Приёмы рефлексивного слушания:

  1. Выяснение - это обращение к говорящему за уточнениями, которые имеют отношение к сказанному, а не к личности.
  2. Перефразирование - это собственная формулировка услышанного для проверки точности информации.
  3. Отражение чувств - Ваша реакция на чувства собеседника.
  4. Резюмирование - подытоживание основных идей и чувств собеседника.

Отзеркаливание является так же средством достижения аккультурации, которая так важна во многих областях культурной антропологии по отношению к человеческому поведению.

Процитирую Танец жизни Эдварда Холла: Вовлечение - термин, созданный Вильямом Кондоном для обозначения процесса, когда два или больше людей вовлекаются в ритмы друг друга, когда они синхронизируются. Рано или поздно будет доказано, что синхрония начинается в момент миелинизации слухового нерва, около шести месяцев после зачатия. В этот момент младенец начинает слышать в утробе. Непосредственно после рождения ребенок движется в ритм с голосом матери и так же синхронизируется с голосами других людей, на каком бы языке они ни говорили. Тенденция синхронизироваться с окружающими голосами может, следовательно, считаться врожденной.

Очевидно, что нечто, столь основательно научаемое так рано в развитии ребенка, укорененное во врожденной программе поведения, и общее всему человечеству, должно быть не только весьма важным, это должно быть одним из ключевых моментов для выражения нашего вида. Вполне возможно, что в будущем будет обнаружено, что синхрония и вовлечение даже более фундаментально для выживания человечества, чем секс на индивидуальном уровне и столь же фундаментально, как секс на групповом уровне.

Бостонский педиатр доктор Брейзлтон, в течение многих лет изучавший взаимодействие между родителями и детьми с момента рождения, описывает тонкую многоуровневую синхронию при нормальных отношениях, и затем утверждает, что родители, которые бьют своих детей, никогда не умеют с ними синхронизироваться. Ритм настолько включен в повседневную жизнь каждого, что это происходит почти незаметно.

Чтобы начать учиться отзеркаливанию, понаблюдайте, как взаимодействуют другие люди. Обратите внимание на качество взаимодействия, когда отзеркаливание отсутствует. Проведя некоторое время в позиции наблюдателей, вы будете знать, что люди инстинктивно зеркалят друг друга. Теперь вы можете начать делать это произвольно для достижения своей цели. Начните с отзеркаливания одного определенного аспекта поведения другого человека во время разговора с ним. Когда это дается легко, добавьте другой аспект - например, темп речи, паттерны интонаций. Осуществляя отзеркаливание, чтобы установить раппорт с собеседником, делайте это достаточно тонко. Зеркальте паттерны темпа и мелких движений рук, это лучше, чем явно менять позы тела.

Отзеркаливание - тонкое поведенческое отражение значимой бессознательной коммуникации, которое каждый из нас предлагает внимательным партнерам. Научиться эффективно отзеркаливать требует усилий: нужно настроить свое восприятие на аспекты поведения, своего и других, которые вы ранее не сознавали. Это справедливо для всей последующей поведенческой информации.

Применение методологии НЛП в повседневной жизни.

Оценка жизненных проблем с помощью НЛП.

Когда опасность уходит в бесконечность - это очень страшно. Опасные события необходимо укладывать в оценочные рамки с помощью создания шкалы ценностей.

Шкала ценностей - это градуировка значимых событий Вашей жизни и на этом фоне берётся проблема, которая есть в данный момент. Затем оценивается результат действия этой проблемы в данный момент и помещается на шкалу. Так же результат действия этой проблемы оценивается в будущем и помещается на шкалу и сравнивается с предыдущим результатом.

 

Программирование себя на изменение каких-либо функций.

Таблица настоящего и желаемого состояния.

Настоящее состояние Желаемое состояние
   
   

Это и есть проблема постановки цели.

Для постановки цели необходимо:

  1. Определить цель в позитивных выражениях;
  2. Контекстная обусловленность (место, время, ситуация, в которой человек хочет добиться этой цели);
  3. Точное сенсорное определение его будущего состояния;
  4. Определение экологичности этой модели для тебя и окружающих.

Это один из шагов к самопрограммированию. Следующий шаг - это понятие ресурсов, т.е. памяти о переживаниях. Ресурсы в прошлом дают информацию о том, было ли похожее состояние раньше. Если нет - то есть ли похожее состояние по механизму и силе воздействия. Если нет, то найти пример состояния другого человека, если нет - то пример из книги, фильма. Из вышесказанного следует, что зона результата должна быть очень чётко обрисована, потому что тот, кто не знает куда идти, придёт в тупик.


© 2000, Молодёжный Союз Юристов Российской Федерации