<% on error resume next set DB=Server.CreateObject("ADODB.Connection") DB.Open "Nadzor","nadzor","kinzmarauli" %> Прокурорский НАДЗОР
Farpost Banner System
Сайт основан: 24.09.99.
Правовой всеобуч Правовой всеобуч Антикоррупционная сеть для стран с переходной экономикой
   
Дальневосточный государственный университет
Юридический институт
 

Диплом по теме:

Коррупция

Медведева В. В.

Глава 1

§ 2: Коррупция в структуре преступности.

Сравнение данных МВД и данных ученых экспертов выявило серьезные расхождения в оценке официальной (учтенной) и неофициальной (экспертной) оценке состояния коррупции в Российской Федерации, причем весьма существенные.

В таблице наглядна динамика некоторых коррупционных деяний, совершенных всеми должностными лицами в России в 1986-1996 г.г.

Динамика некоторых коррупционных действий, совершенных всеми должностными лицами в России (1986-1995)

Таблица
Годы
Зарегистрировано преступлений
Доля
Динамика
Осуждено оиц
Доля
Динамика
1
2
3
4
5
6
7
Должностные хищения (ст.92 УК)
1986
57472
4,3
100,0
26507
3,4
100,0
1987
57662
4,9
100,3
15593
2,7
55,8
1988
52042
4,3
90,6
8239
1,9
31,1
1989
47623
2,9
82,9
6902
1,6
26,0
1990
44359
2,4
77,2
8648
1,6
32,6
1991
40364
1,9
70,2
9749
1,6
36,8
1992
39851
1,4
69,3
7222
1,1
272,2
1993
37306
1,3
64,9
8070
1,0
30,4
1994
34904
1,3
60,7
2747
0,3
10,4
1995
35460
1,3
61,7
-
-
-
Взяточничество
1986
6562
0,5
100,0
3454
0,4
100,0
1987
4155
0,4
63,3
2008
0,3
58,1
1988
2464
0,2
37,5
812
0,2
23,5
1989
2195
0,1
33,4
451
0,1
13,1
1990
2691
0,1
41,0
649
0,1
18,8
1991
2534
0,1
38,6
612
0,1
17,7
1992
3331
0,1
50,8
686
0,1
19,9
1993
4497
0,2
68,5
843
0,1
24,4
1994
4919
0,2
75,0
1114
0,1
32,3
1995
4889
0,2
74,5
-
-
-
Злоупотребление служебным положением
1986
4830
0,4
100,0
-
-
-
1987
3753
0,3
77,7
-
-
-
1988
2801
0,2
58,0
-
-
-
1989
2436
0,2
50,4
     
1990
2505
0,1
51,9
-
-
-
1991
2451
0,1
50,7
-
-
-
1992
2662
0,1
51
-
-
-
1993
2794
0,1
57,8
-
-
-
1994
3240
0,1
67,1
225
0,02
-
Как видно из таблице по данным экспертных оценок в 1995 году по сравнению с 1991 г. Уменьшилось на 1/7 число зарегистрированных должностных хищений (ст.92 УК РСФСР), почти в 2 раза увеличилось число взяточничеств, и на 1/3 количество злоупотреблений служебным положением.

Официальные данные о коррупции в России за 16 лет в динамике за 1980-1995 г.г. характеризуется следующими показателями.

Таблица
Динамика числа зарегистрированных, наиболее распространенных хозяйственно-корыстных преступлений в России в 1980-1995 г.г. 
Годы
Хищения путем присвоения, растраты, злоупотреб. служеб. соложением
Взяточничество
Обман покупателей
Спекуляция
1980
39394
3268
16072
14569
1981
41442
3753
17225
16127
1982
43530
4244
15736
16971
1983
46843
4705
16157
16410
1984
50038
5334
14522
17048
1985
54662
5909
14798
19396
1986
56631
6625
19131
21131
1987
57068
4155
20083
22671
1988
51676
2462
19826
24325
1989
47106
2195
21091
23644
1990
43368
2691
19842
26800
1991
39070
2534
18934
18988
1992
36867
3337
23131
3959
1993
33114
4511
19846
843
1994
норма изменена
4889
24021
нет данных
1995
норма изменена
4921
31155
нет данных
Как видно из таблицы, тенденция стабильного роста, например коррупции (взяточничество) сохраняется и далее в 1996 и 1997 годах. И нельзя не согласиться с Ю.Болдыревым в том, что «У России нет экономических проблем - есть безответственность, бесконтрольность и коррупция среди высших чиновников».

Ниже рассмотрим результаты борьбы с коррупцией в динамике по СССР, РСФСР и Российской Федерации, поскольку, как нам представляется, заслуживает внимание, так как характеризует коррупционный фон преступности.

Таблица
Факты взяточничества, зарегистрированные в СССР и Союзных республик в период 1980-1989 
Регион
1980
1981
1986
1987
1988
1989
СССР
6024
10561
11408
7848
4927
4292
РСФСР
3268
5909
6562
4155
2462
2195
Украинская
1152
1852
1865
1473
1100
1049
Белорусская
210
258
222
219
204
129
Узбекская
1777
759
742
467
236
210
Казахская
294
609
740
599
225
219
Грузинская
161
208
221
222
62
145
Азербайджанская
112
151
117
68
28
57
Литовская
47
47
96
69
39
13
Молдавская
96
134
187
80
63
35
Латвийская
130
100
109
63
16
38
Киргизская
54
58
66
38
48
20
Таджикская
98
88
93
55
63
40
Армянская
91
110
107
124
101
65
Туркменская
54
117
119
141
101
37
Эстонская
43
69
50
49
7
14
Как видно из таблице за исследуемые 10 лет (1980-1989) на первом месте по числу зарегистрированных преступлений по факту взяточничества в СССР оставалоась РСФСР и меньше всего регистрировалось в Эстонской ССР.

Официальные данные о коррупции в РСФСР за 10 лет в динамике за 1980-1989 г.г. характеризуется следующими показателями.

Таблица
Факты взяточничества, зарегистрированные в РСФСР 1980-1995 гг.
Годы
Всего
Прирост к пред.году
% к 1980 г.
к 1986 году
Уд.вес в должн.прест.
1980
3268
+14,8
     
1981
6753
+14,8
+14,8
   
1982
4244
-13,1
+29,9
   
1983
4703
+10,8
+43,9
   
1984
5334
+13,4
+63,2
   
1985
5909
+10,8
+80,8
   
1986
6562
+11,0
+100,8
 
23,6
1987
4155
-36,7
+27,1
-36,7
17,8
1988
2462
-40,8
-24,7
-62,5
13,2
1989
2165
-10,8
-32,8
-10,8
13,0
1990
2691
+22,6
-17,7
+22,6
15,7
1991
2534
-5,8
-22,6
-61,4
16,4
1992
3337
+31,7
+26,1
-49,2
21,2
1993
4511
+35,0
+38,0
-1,1
27,0
1994
4921
+9,0
+50,6
-25,0
 
1995
4889
-0,1
+49,6
25,5
 
Из таблицы видно, что тенденция роста коррупционных преступлений в России продолжалась. Если в 1980 г. было совершено 3268 преступлений, то в 1995 г., то в 1995 г. увеличилось до 4889 преступлений (49,6%).

По данным МВД за истекшее пятилетие общее количество выявления экономических преступлений возросло в 1,5 раза; взяточничества - в 2 раза; незаконных сделок с валютными ценностями - в 13 раз; контрабанды и нарушений таможенного законодательства в 27. Количество выявленных организованных преступных групп, имевших коррумпированные связи, возросло почти на четверть.

По версии МВД России реальных позитивных изменений криминогенной ситуации в экономике к 2000 году не произойдет, рост преступлений сохранится до конца прогнозируемого периода и может составлять ежегодную величину в пределах 20-40%.

Региональная деференциация выявляемости коррупции по 11 экономическим районам России характеризуется резкими перепадами их уровня. Высшие показатели фиксируется в Центральном (в 1995 г.-42,3 тыс.), Поволжском (23,7 тыс.), Северо-Кавказком (20,9 тыс.) и Уральском (22,6 тыс.) экономических регионах. При этом наивысший процент роста выявляемости коррупции по сравнению с 1994 г. отмечается в Северо-Западном (78,4%), Центральном (414,7%), Уральском (34,5%) экономических регионах. Изкий уровень в динамике выявляемости отмечается в Северном (13,7%), Дальневосточном (12,8) экономических регионах.

Значительные различия в показателях выявляемости преступлений объясняются как отличиями регионов в социально-экономическом развитии, так и субъективными факторами (например, уровнем структурно-штатного и технического обеспечения ОВД).

Результаты борьбы с коррупцией отражены в таблице.

Таблица
Виды учета
Всего лиц
В том числе в органах
   
госуправ.
правоох.
госвласти
судеб
1993 год
 
Возбуждено дел
2469
1483
639
92
8
Подлежало суду
2198
1356
566
69
3
Направлено в суд
1191
754
293
23
2
Св.об.орг.прест.
772
466
112
23
3
Нарушили Указ.През.
1453
814
359
133
8
1994 гол
 
Возбуждено дел
2678
1673
807
57
8
Подлежало суду
2227
1367
703
48
3
Направлено в суд
1319
842
397
27
-
Св.об.орг.прест.
595
370
184
17
-
Нарушили Указ.През.
944
486
374
53
7
1995 год
 
Возбуждено дел
3504
2323
960
120
4
Подлежало суду
4893
3646
969
125
6
Направлено в суд
1949
1257
576
72
2
Св.об.орг.прест.
1083
849
205
26
1
Нарушили Указ.През.
1093
652
385
14
3
Из таблицы видно, что число возбужденных уголовных дел в отношении государственных должностных лиц увеличилось на 42%, алиц, дела на которых подлежали направлению в суд - в 2,2 раза. Тогда как число лиц, уголовные дела на которых были направлены в суд, возросло лишь на 63,6%. В 1995 г. возбуждено уголовных дел на 3504 человека, подлежало направлению в суд (с учетом за прошлые годы) - на 4893, а реально направлено в суд - на 1949 человека (39,8%).

Если сравнивать число возбужденных дел и направленных в суд в отношении должностных лиц в регионах России с общими показателями, то оно будет исчисляться десятками, а в некоторых районах - единицами.

В таблице представлены данные о выявленных и направленных в суд дел о должностных преступлениях в Приморском крае, Шкотовском районе.

Таблица
Данные о выявленных и направленных в суд дел о должностных преступлениях за 1995-1996 гг 
Движение уголовных дел
Приморский край
Шкотовский район
1995 год
Зарегистрировано всего
185
1
Взяточничество
52
-
Возбуждено уголовных дел
118
1
Направлено в суд
58
-
Прекращено в том ч. По ст.5 п.1,2 УПК РФ
31
-
1996 год
Зарегистрировано всего
212
5
Взяточничество
63
2
Возбуждено уголовных дел
156
4
Направлено в суд
76
-
Прекращено в том ч. По ст.5 п.1,2 УПК РФ
37
-
Как видно из таблице очень низкие показатели в Приморском крае и Шкотовском районе выявляемости должностных преступлений,а число направленных в суд уголовных дел и того меньше.

В 1996 г. работа судов характеризовалась следующими показателями. Преступления уголовных дел в районных (городских) судах увеличилось с 562 тыс. до 608 тыс. Или на 8,3% (в первом полугодии 1995 г. на 18,7%), а в субъектах РФ напротив - сократилось (с 5389 до 5286). Общее число осужденных судом возросло (по сравнению с 1995 г.) с 530 тыс. до 597 тыс. или на 12,7 %. Рост числа осужденных за взяточничество увеличилось с 615 человек (1995 г) до 802 человек в 1996 году т.е. на 30,4%.

Структура привлеченных к ответственности коррумпировнных лиц, подлежащих преданию суду в 1996 г.

Таблица
Должностные лица
Процент
Работники министерств, комитетов и структур на местах
41,1
Сотрудники правоохранительных органов
26,5
Работники кредитно-финансовой системы
11,7
Работники контролирующих органов
8,9
Прочие
7,8
Работники таможенной службы
3,2
Депутаты
0,8
Как видно из таблицы в 1996 году за коррупцию было привлечено больше всего работников министерств, комитетов и структур на местах (41,1 %). Крайне негативна последствием коррупция в правоохранительных органах, в 1996 г. к ответственности за преступления было привлечено 26,5 % от общего числа коррумпированных лиц.

От эффективности борьбы с коррупцией зависит число выявленных, возбужденных уголовных дел и привлеченных к уголовной ответственности коррупционеров.

По данным МВД РФ в 1996 г. было возбуждено уголовных дел на 3688 коррупционеров, из них на 2625 должностных лиц в органах государственного управления.

Таблица
Возбуждено уголовных дел
 
Выявлено нарушителей Указа Президента России от 04.04.92
3688
Всего
903
в том числе на работниках в структурах
117
органов представительной власти
77
2625
органов государственного управления
469
857
правоохранительных органов
321
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что криминологическая характеристика коррупции в стране самая неблагоприятная за последние 35 лет.

Вся преступность за 10 лет перестройки возросла в 2 раза, двадцатикратно обгоняя прирост населения. Ежегодные темпы увеличения зарегистрированной преступности в 1990-1996 г.г. составляют 32-35%. Доля экономической преступности подскочила с 50% до 70% и при этом ее латентность увеличилась более чем на 90%. Невыявленное взяточничество, по исследованиям, достигло 98%. Лишь в отношении 70% взяточников от общего числа возбуждаются уголовные дела. Привлекаются к уголовной ответственности из них только половина, приговариваются к лишению свободы судами 19%. При этом число уголовных дел о взятках, переданных в суды прокуратурой за 1986-1996 г.г. уменьшилось более, чем в шесть раз.

§ 3: Структура коррумпированных лиц.

В.С.Овчинский выделяет пять основных видов преступных формирований, относя их к структуре организованной преступности. Это «лжепредприниматели», «ганстеры» (занимающиеся рэкетом, кражами, грабежами, разбоями и т.п.), «расхитители», «коррупционеры» и «координаторы» (элита преступного мира: «воры в законе»,авторитеты».

По данным анализа следственной-судебной практики больше всего коррупционеров среди лиц в возрасте от 30 лет и старше (81,4%)

Таблица
Структура лиц, совершивших взяточничество
Возраст, пол, соц.положение
Показатели
Лица в возрасте: 18-29 лет
18,4
Лица в возрасте 30 лет и страше
81,4
Женщины
41,1
Рабочие
37,3
Колхозники
2,8
Служащие
50,1
С высшим и средним образованием
51,8
Со средним образованием
47,9
Совершили преступления в группе
23,7
Ранее совершили преступление
5,1
Коррумпированность - это один из признаков, характеризующих организованную преступность как явление. Проведенное исследование свидетельствует, что взяточничество в деятельности этих групп не является обособленным преступлением, оно неразрывно связано с совершением других видов преступлений и является главным фактором, затрудняющим борьбус организованной преступностью.

Таблица
Общественное мнение населения о факторах, затрудняющих борьбу с организованной преступностью(%)
Несовершенство законодательства
47
Коррупция
62
Слабость материально-технического обеспечения правоохранительных органов
44
Высказываются за чрезвычайные меры
41
Варажают желание лично учавствовать в борьбе с преступностью
28
Изучение, обобщение и анализ опубликованной судебной практики, позволяют утверждать, что все большее количество организованных преступных групп стараются установить связь с представителями государственных, в том числе, правоохранительных органов.

Если ранее организаторы преступных групп только стремились поддерживать доверительные отношения с вышестоящими должностными лицами, то в настоящее время эта связь стала стойкой и постоянной. И та и другая стороны заинтересованы в поддержании этой связи, т.к. она является взаимовыгодной. Организаторы группы посредством ее имеют возможность получить необходимое сырье, оборудование, располагать информацией о возможных проверках, обеспечивая защиту группы от этих проверок и т.д.

«Покровитель» заинтересован в постоянной денежной компенсации за оказание услуг, а также их росте. Таким образом взаимная заинтересованность этих лиц друг в друге приводит к коррупции, которая поражает целые отрасли народного хозяйства и регионы страны.

Как правило лидеры преступных формирований изыскивают любые возможности по налаживанию «деловых» связей с различными должностными лицами в целях обеспечения безопасности и активного функционирования. Эти связи можно разделить по уровням и функциям.

К первому, и самому могущественному уровню можно отнести должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации, в сфере деятельности которых входят вопросы федерального значения.

Ко второму уровню - должностных лиц, занимающих государственные должности субъектов федерации.

К третьим - должностных лиц, осуществляющих функции представительной власти, либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ.

Представленная схема не является обязательной для всех организованных групп, т.к. деятельность каждой из них обусловлена спецификой преступной деятельности, финансовыми возможностями и авторитетом лидера данной группы.

Каждое должностное лицо или представитель власти выполняет свою четко определенную функцию, отведенную им в преступном формировании и получает за это соответствующее вознаграждение с учетом должностного положения и оказанных услуг, а некоторые из них переходят в разряд активных исполнителей конкретных посягательств.

Естественно, лица занимающиеся разное должностное положение обладают и разными возможностями по защите групп. Так, например, работающие в министерствах могут оказывать воздействие как на подчиненных им лиц, так и на представителей государственных органов той территории, на которой непосредственно действует группа.

Руководители местной власти (краевого, областного, районного, городского уровня) оказывают такое же воздействие на любые контролирующие органы, в том числе и правоохранительные, действующие на подведомственной территории.

Не всегда лицо, защищающее от разоблачения преступную группу, действует открыто. Для этого используется большое количество посредников, причем проследить от кго же исходило указание, зачастую невозможно.

Помимо лиц, занимающих определенные должности в государственных учреждениях, зачастую защитные функции выполняют и представители партий, депутаты. Не обладая государственно-властными полномочиями и не влияя непосредственно на работников контролирующих органов, депутаты, находясь на одной ступени иерархической лестницы с руководителями местной власти, фактически оказывает давление через них на любые органы, действующие на территории.

Что касается представителей правоохранительных органов, то их функции защиты заключаются в недопущении проверок, проводимых сотрудниками правоохранительных органов, а в случае, если они проведены по независящим причинам - утаивания их результатов. Если же уголовное дело все же возбуждено, то их цель становится «развал» этого дела любым способом (компрометация сотрудников, ведущих уголовное дело, передача его от одного следователя другому, воздействие на свидетелей и раскаявшихся обвиняемых и т.п.).

Помимо обеспечения защиты группы от разоблачения, расхитители используют взяточничество для решения разного рода проблем, связанных с функционированием в сфере экономики страны.

Еще одной характерной особенностью современного взяточничества является то, что зачастую, при условии длительной деятельности организованной группы на определенной территории, когда связи со всеми «нужными» людьми налажены, взятки приобретают характер постоянного денежного содержания. В последнее время просматривается также тенденция, когда взятки дают «впрок», т.е. от должностного лица не требуется немедленного выполнения каких-либо действий, но предполагается, что когда в услугах возникает необходимость, данное лицо окажет необходимую помощь.

Американское законодательство выделяет несколько возможных субъектов коррупции: публичный служащий, партийное должностное лицо, профсоюзный деятель.

До недавнего времени компартия, профсоюзы и другие общественные организации входили в систему государственного управления, а лица, занимающие в этих организациях соответствующие должности, были субъектами ответственности за должностные преступления. В настоящее время, когда в соответствии с Законом «Об общественных объединениях» в стране образуются многочисленные партии с далеко не одинаковой политической ориентацией, формируются массовые движения, создаются независимые профсоюзы, различные общества, ассоциации, фонды и другие объединения граждан, было бы неправильно приравнивать работников аппарата этих объединений к «публичным служащим2, работающим в государственных учреждениях и олицетворяющих в глазах граждан государственный аппарат. А поскольку коррупция вполне возможна и в аппарате общественных объединений, то и некоторые ее виды предусмотрены в специальной уголовно-правовой норме.

Развитие частного предпринимательства, возникновение совместных предприятий, акционерных обществ, приводят к тому, что появляется категория лиц, которые не могут считаться работниками аппарата государственного управления, но вполне могут быть подвержены коррупции (например, выдача за вознаграждение коммерческой тайны).

В последние годы следственные органы столкнулись с коррупцией в спорте. Дальнейшая профессионализация и коммерциализация спорта, развитие различного рода спортивных лотерей, тотализаторов и т.п. еще в больших масштабах будут притягивать к спорту организованную преступность, что неминуемо повлечет за собой попытки подкупа спортсменов, тренеров судей и других участников спортивных соревнований. В практике имеются уголовные дела о подкупе судей футбольных матчей, тренеров отдельных спортсменов.

Российское Уголовное Уложение 1903 г. (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещенные им по роду службы имущественные сделки. В соответствии со ст.683 Уголовного уложения наказывался служащий, «на ком лежала обязанность наблюдения за имущественными или иного имущественного договора предприятием, или производства торга, или надзора за указанными действиями, виновный в воспрещенном ему законом участии в сих предприятий или договоре, или в законодательстве по договору от своего имени или от имени своей жены, или через подставное лицо».

Согласно Уголовному кодексу Франции 1810 г. (ст175) карается любое должностное лицо, публичный служащий, агент Правительства, который «открыто, либо посредством притворных актов или с помощью подставных лиц получит или извлечет какую-либо выгоду из сделок, торгов, предприятий, полностью или частично находящихся или находившихся во время совершения этого деяния в его ведении или под его надзором.

В законодательстве США о полиции указывается, что полисмен не имеет право продолжать свои охранные или сыскные функции после работы за дополнительную плату. У полисменов не должно быть родственников, являющихся владельцами кафе, магазинов, казино, увеселительных заведений с азартными играми, продающих спиртные напитки, торгующих лотерейными билетами, табачными изделиями. Все эти ограничения направлены на борьбу со скрытыми формами коррупции.

В нашей стране действовали «Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях», утвержденные Постановлением СНК РСФСР 21 декабря 1922 г. Этими правилами запрещалось для служащих многие виды совместительства, и нарушившие запрет сотрудники государственных учреждений и предприятий привлекались к ответственности за получение и дачу взятки.

Действующие нормативные акты, в целях борьбы с коррупцией, запрещают отдельным категориям служащих работу по совместительству. Закон «О прокуратуре РФ» не разрешает совмещать службу в органах прокуратуры с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях, за исключением научной и педагогической деятельности. Аналогичный запрет существует для судей (Закон «О статусе судей РФ»), и для работников милиции (Закон «О милиции»).

В федеральном законе «Об основах государственной службы РФ» дан перечень видов деятельности, несовместимых, по мысли законодателя, с государственной службой. Так, государственный служащий не может занимать другую должность ни при каких условиях: ни по совместительству, ни по контракту. Он не может быть предпринимателем, акционером, иметь материальный интерес в банковских структурах, иначе говоря, иметь источник дохода от эксплуатации капитала. Он не может получать за свою дополнительную деятельность вознаграждение от других юридических и физических лиц.

Государственный служащий не может состоять в близком родстве или свойстве с другими государственными служащими, если их служба связана с непосредственным подчинением и подконтрольностью одного из них другому.

Глава 2

§ 2. Формы и виды коррупции, их классификация

По существу, все охраняемые законом общественные отношения могут стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц. В частности, ими могут быть совершены : государственная измена и разглашение государственной тайны, контрабанда, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, должностной подлог, привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности и вынесение заведомо неправосудных приговора, решения, или иного судебного акта и т.д. Однако, если большинство этих преступлений есть лишь результат подкупа должностных лиц, как бы следствие коррупции, то некоторые из них выражают саму суть данного явления, когда работники аппарата управления используют свою должность для незаконного обогащения.
Использование служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности может быть представлено следующими разновидностями:
Первая - завладение с использованием служебного положения чужим имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников. Законом СССР от 6 марта 1990 г. "О собственности в СССР" было провозглашено, а в последствии закреплено в Конституции РФ разнообразие форм собственности и равная их охрана государством.
Вторая - разновидность коррумпированного поведения должностного лица - использование им служебного положения при совершении других действий корыстного характера, не связанных с завладением чужим имуществом. Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба,, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создание помех и сбоев в работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений, других тяжких преступлений и т.п.). Действующее законодательство предусматривает этот вид коррупционного поведения должностного лица как злоупотребление должностными полномочиями ( ст. 285 УК РФ) или превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ), а иногда по совокупности одного из этих должностных преступлений с каким-либо преступлением.
Третья, "классическая" разновидность проявления коррупции - получение должностным лицом материальных ценностей и услуг материального характера в связи с занимаемой должностью с ведома лиц, передающих эти ценности или оказывающих услуги. При этом материальные ценности или услуги могут предоставляться как подкуп с целью побудить должностное лицо к соответствующему действию, правомерному или противозаконному или, как благодарность за уже имевшее место служебное поведение могут передаваться должностному лицу как бы на перспективу, имея в виду его будущее возможное поведение. В действующем уголовном законодательстве ответственность за подобное проявление коррупции предусмотрена правовой нормой о получении взятки ( ст. 290 УК РФ) и дачи взятки (ст. 291 УК РФ).
Четвертая форма коррумпированного поведения является непосредственное участие должностных лиц и государственных служащих, депутатов в коммерческой деятельности для извлечения личной выгоды или корпоративной. Указ Президента РФ "О БОрьбе с коррупцией в системе государственной службы" от 4 апреля 1992 г. запрещает служащим, включая и должностных лиц государственного аппарата, выполнять иную оплачиваемую работу в других учреждениях на условиях совместительства, за исключением научной, преподавательской, творческой деятельности, а также представлять за вознаграждение интересы третьих лип в государственном органе в котором они работают. Этот запрет относится и к боте по совместительству в различных организациях, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Действующее уголовное законодательство предусматривает этот вид коррумпированного поведения должностного лица в норме о незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ).
Исходя из рекомендаций 8 Конгресса ООН (Куба, 1990 г.) и анализа ситуации в России, помимо таких традиционных проявлений коррупции как получение взятки и злоупотребление служебным положением, дополнительно можно выделить следующие признаки подобного рода деяний, не наказуемых уголовным законом :
- использование служебного положения для "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры и обналичивание денег;
- предоставление льгот для своей корпоративной группы с отвлечение государственных ресурсов;
- использование должностными лицами и государственными служащими подставных лиц и родственников в коммерческих структурах;
- бюрократический рэкет, выражающийся в вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их "переброски" в иные предпринимательские организации, политические партии;
- "лоббирование" при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных лиц (групп);
- различного рода злоупотребления служебным положением (уголовно не наказуемые) в процессе приватизации, сдачи в аренду , лицензировании квотировании.
Одним из наиболее опасных для общества видов коррупции является как известно, использование служебного положения для содействия или прямого оказания помощи организованным криминальным структурам.

Специализированные подразделения по борьбе с экономической и организованной преступностью правоохранительных органов фиксируют факт установления контроля над субъектами внешнеэкономической деятельности со стороны действующих внутри страны преступных групп, вовлечение промышленных и торговых предприятий в незаконные или наносящие существенный вред экономике России посреднические, товарообменные сделки над контролем дельцов "теневой" экономики, установление прямых контактов последними ( выступающими в ряде случаев в роли руководителей или сотрудников совместных предприятий) с межгосударственным преступным бизнесом, налаживания выходов на, зарубежные контрабандные центры.

Отмечается процесс "отмывания" преступно нажитых средств путем незаконного помещения капиталов за границу, а также помещение их в совместные предприятия, имеющие прямые экономические связи с зарубежным партнером.

Такого рода деятельность сопряжена с устойчивыми связями ее осуществляющих, с одной стороны, с уголовными группировками (которые не редко содержаться за счет этих лиц, поручающих доставку, транспортировку грузов, охрану, защиту от "конкурирующих фирм" или посторонних преступных групп, нейтрализацию контролирующих официальных служб и прочие рискованные операции), а с другой - с должностными лицами в хозяйственном и государственном аппарате .

В таблице приведены данные по незаконным внешнеторговым сделкам и доли правонарушения по категориям участников внешнеэкономических связей.

Таблица
Данные по незаконным внешнеторговым сделкам
в 1991 г. ( в %)
 
Участники внешнеэкономических правонарушений
Доли связей
1. Совместные предприятия
40,8
2.Внешнеторговые организации
14,3
3. Кооперативы
6,7
4.Прочие участники
38,8
 
Характерно, что формы коррупции во внешнеэкономической сфере претерпевают в переходный период определенные изменения.

Наряду с традиционными видами взяток государственными служащими (за предоставление приоритетного права на заключение контракта инофирме, давшей взятку, при равных конкурентных возможностях с другими фирмами; за заключение невыгодных для страны контрактов; за оказание содействия в сбыте продукции, посредничество при заключении торговых сделок; за непринятие мер к инофирмам, нарушившим контрактные условия поставки и пр.), получают распространение неизвестные ранее формы преступной деятельности.

К примеру, дефицит коммерческой информации порождает в современных условиях целую отрасль нелегальных услуг, оказываемых за взятки участниками межгосударственных экономических отношений.

Правоохранительными органами вскрываются факты получения незаконного вознаграждения должностными лицами и неофициальными держателями ценной информации за предоставление информации о возможности сбыта инофирмами в нашей стране слабоконкурентных на мировом рынке товаров, за разглашение сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну и пр.

В процессе банковского кредитования предприятий и организаций, заключающих внешнеэкономические контракты, практикуются взятки за обладание "стартовым" валютным фондом и правом относительно свободно распоряжаться им.

Предмет и способ коррупции претерпели в условиях перехода к рынку заметные изменения. Все реже предметом взятки оказываются деньги, все чаще - услуги материального свойства, более всего в финансово-договорной сфере при относительной правомерности последующих за взятку действий взяткополучателей, имеет место немало взяток и подкупа для будущего покровительства, коррумпированное авансирование поддержки. Распространены взятки в .виде заграничных вояжей, спонсирования отдыха на дорогих курортах зарубежья.

Уложение о наказаниях уголовных и исправительных издания 1845 г. предусматривало два вида взяткаполучательства : лихоимство и мздоимство. Ст. 372 Уложения под лихоимством понимала принятие чиновником подарков лично или через посредников без нарушений обязанностей по службе. От ст. 373-376 Уложения предусматривали ответственность за мздоимство, т.е. получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния" .

Так что в принципе законодательству, в том числе отечественному, известна коррупция, не обусловленная обещанием совершения каких-либо должностных нарушений в пользу взяткодателя.

Традиционным для организованной преступности является установления контроля над движимым товаром, запрещенных в гражданском обороте (наркотики, оружие и пр.). Очевидно, что такая организованная, устойчивая преступная деятельность неразрывно связана с использованием в корыстных целях легальных структур общества, с установлением коррумпированных связей с работниками государственных органов, распределяющих ресурсы, контролирующих их движение, оформляющих документацию, осуществляющих правоохранительные мероприятия.

Современные хозяйственники, предприниматели выделяют несколько параллельно существующих видов "рэкета", а иначе - поборов или вымогательства взяток, незаконного дополнительного вознаграждения за совершение (несовершение) действий с использованием своего служебного положения или иного социального статуса государственных или хозяйственных органов :
1) государственный - со стороны государственных чиновников, на откуп которым практически бесконтрольно отданы полномочия в сфере разгосударствления собственности, развития рыночных отношений, создания и обеспечения функционирования новых хозяйственных структур рыночной ориентации;
2) промышленный (производственный) - связанный с монополизацией производства в ряде отраслей промышленности на фоне крайне раздробленной специализации предприятий-смежников;
3) коммерческий - со стороны субъектов коммерческой деятельности (коммерческих банков, бирж и др.);
4) хозяйственный - представляющий собой вымогательство дополнительного незаконного вознаграждения со стороны работников хозяйственных органов и предприятий за выполнение ими своих служебных обязанностей, связанных с обеспечением, либо производством тех или иных технологических операций во внутриотраслевой и межотраслевой системе кооперации;
5) криминальный - осуществляемый на организованной основе преступными группировками и сообществами, контролирующими экономическую деятельность государственных и негосударственных структур .
Многолетний опыт борьбы с продажностью должностных лиц в разных странах позволяет определить несколько норм этой разновидности коррупции:
1) получение должностным лицом вознаграждения, подарка за уже совершенное без предварительной договоренности о вознаграждении правомерное действие (бездействие) с использованием служебного положения;
2) получение должностным лицом вознаграждения при тех же условиях за действие (бездействие), связанное с нарушением служебных обязанностей;
3) получение должностным лицом материальных ценностей до совершения им правомерных действий (бездействий) с использованием служебного положения. Разновидность этой ситуации является вымогательство взятки, когда должностное лицо требует взятку, угрожая совершить действия, нарушающие законные интересы взяткодателя или не совершить законные действия, претендовать на, которые взяткодатель имеет основания;
4) получение должностным лицом материальных ценностей до совершения им незаконных действий, в которых заинтересован взяткодатель;
5) получение должностным лицом подарков от лиц, так или иначе зависящих, находящихся в сфере юрисдикции, заинтересованных в благорасположении, покровительстве, попустительстве и т.п. должностного лица без какой-либо договоренности о конкретном служебном действии;
6) поборы, "дань" накладываемые должностным лицом на подчиненных и других лиц, зависящих от его благорасположения.
Представляется, что анализируемые случаи в целом вполне укладываются в рамки действующего законодательства об ответственности за дачу и получение взяток. Диспозиция действующего закона предельно широка и предусматривает возможность привлечения должностного лица за совершение (несовершение) им как законных, так и незаконных, нарушающих служебные обязанности, а то и преступных действий.

Взятка может иметь характер подкупа, определяющего служебную деятельность должностного лица, так и характер благодарности, заранее не обусловленной, за уже исполненное должностным лицом действие.

Формулировка закона допускает признание взяточничеством получения должностным лицом материальных ценностей и в случаях, когда условия, их получения специально не оговариваются.

§ 3: Общественная опасность коррупции

В любой стране политической и правящей элите, государственным должностным лицам различных уровней "доступны" все существующие формы преступного поведения. Самым опасными "функциональными", или "профессиональными" формами их преступного поведения являются государственный терроризм (насилие власти) и государственная коррупция (продажность власти). Они стали мировыми проблемами. Международное сообщество в лице ООН давно озабочено криминальностью правящих кругов, особенно их коррумпированностью.

Особенности коррупции от других видов преступлений - характеризуется неполнотой и фрагментарностью регистрации как в отдельных странах, так и во всем мире, имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения".

Ядром коррупции является взяточничество. Однако, даже это деяние практически не значится в ежегодниках криминальной статистики ведущих стран мира.

Например, в США взяточничество учитывается по ареста,м подозреваемых и обнародывается лишь в графе "все другие преступления". Выделить арестованных взяточников невозможно В то же время, в гл.2 Свода Законов США "Дача взятки, подкупа, и конфликты интересов" имеется 25 статей, предусматривающих уголовную ответственность за различные формы взяточничества . В 1989 г. был принят дополнительный закон борьбы с коррупцией. Кроме того, каждый штат имеет собственные законы, направленные на борьбу с этим явлением.

В статистике Франции взяточничество "запрятано" в грифу экономических и финансовых преступлений, в Германии - в графу о должностных преступлениях, в Англии и Уэльсе в числе подлежащих регистрации преступлений также нет сведений о коррупции чиновников, ответственность за которую может наступить по общему и статусному праву. И лишь в Японии эти сведения публикуются отдельной строкой, но не в числе учтенных преступлений, а в общем количестве подозреваемых лиц, чьи дела были рассмотрены государственным обвинителем. Так, например, в 1989 г. было выявлено 426 лиц, или 0,02% от всех подозреваемых, а в 1992 г. - соответственно 392 и 0,01%.

В России ГИЦ МВД РФ с 1993 г. стал отслеживать отдельно также коррупцию государственных служащих по их должностному положению. Однако эти данные, вопреки требованиям Закона о государственной тайне имеет гриф "секретно" .

По данным всех обзоров ООН, удельный вес взяточничества в 1970-1990 гг. не превышал 1% в структуре 10-12 видов преступлений, отслеживаемых международным сообществом. За 1986-1990 гг. оно увеличилось в мире на 8%.

Некоторые страны (Канада, США, ФРГ и др.) вообще не заполняли графу о взяточничестве и коррупции. Большинство стран (Англия и Уэльс, Франция, Италия, Швеция, Греция, Швейцария, Испания, Финляндия и др.) привели сведения о лицах, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество или осужденных. И лишь некоторые страны (Болгария, Турция, Румыния, Польша, Норвегия, Израиль, Чехия, Австрия сообщили о зарегистрированных случаях коррупции. Наиболее, высокий ее уровень наблюдается в Румынии, Турции, Испании, Польше, Чехии, а самый низкий - в Англии и Уэльсе, где в 1986 ^. не было привлечено ни одного человека, а в 1990 г. - один, но и тот не был осужден. В 9 странах из 18 представивших необходимые введения, взяточничество в 1986-1990 гг. увеличилось, а в остальных - уменьшилось. Удельный вес привлеченных за взяточничество в 1990 г. колеблется от 0,002 % (Англия и Уэльс) до 1,1 (Румыния), а осужденных - от 0,006 % (Финляндия) до 0,07 % (Португалия). Число осужденных за взяточничество по большинству стран составляло не более половины от количества подозреваемых. Но имелись и другие данные. В Израиле, привлекалось 183 подозреваемых, а осуждено (с учетом предыдущего года) 212 человек. В Румынии учтено 18 649 случаев взяточничества, но по делам проходило лишь 2 665 обвиняемых и 636 осужденных (3,4 % от регистрации), а в 1990 г. это соотношение составило 8,6 %.

Если бы реальная коррупция в мире соответствовала статистическому отражению хотя бы взяточничества, то не было бы той международной озабоченности, которая проявилась в последнее время.

В 1989 г. под эгидой ООН прошел международный семинар по проблеме коррупции в сфере государственного управления в Гааге, результаты которого послужили серьезной предпосылкой рассмотрения этой проблемы на Восьмом Конгрессе ООН.

В феврале 1995 г. Совет Европы, куда в настоящее время входит и Россия, созвал междисциплинарную группу по проблеме коррупции. Она рассматривалась Организацией американских государств, Европейским Союзом, Европейской комиссией и другими международными объединениями.

Коррупция была одной из важных тем на девятом Конгрессе ООН (Каир, 1995 г.), где вместе со всем комплексом вопросов обсуждался и проект международного кодекса поведения государственных должностных лиц.

Один лишь неполный перечень проведенных мероприятий заставляет серьезно сомневаться в объективном учете коррупции, ибо если бы уровень коррупции был действительно таким, каким он отражен в сборниках криминальной статистики, то не было бы особой нужды проявлять такое беспокойство международному сообществу".

О современном российском государстве, как власти криминализируемой, т.е. подвергающейся разложению коррупции чиновничества и депутатского корпуса, говорится давно и убедительно. Еще в первом после принятия Конституции 1993 г. Послании Президента РФ Федеральному Собранию признавалось, что " коррупция проникла в государственный аппарат.

Гораздо страшнее, что само государство, как организация публичной власти, как корпорация профессионалов - управленцев, как механизм поддерживания общественного правопорядка стало источником нарушения законодательства ограничения прав и свобод человека и гражданина, а в ряде сфер - инкубатором преступных проявлений и лиц, их совершающих.

Налицо криминальная приватизация самой власти, коррупция во всех эшелонах госмеханизма.

Материалы о разоблачении преступных групп показывают, что организованная преступность не может существовать без "подлержки" государственных структур, точнее, ее коррумпированной части. Без такой поддержки, например, не смогла бы набрать СИЛУ и группировка "Вэпса", действовавшая на дальнем Востоке . достаточно сказать, что зам. главы администрации г. Находка А.Украинченко выдал генеральному директору "Санни" Ватурайлову свидетельство на совладение кафе "Россияночка" без оформления должным образом соответствующих документов.

Также, во время обыска на квартире одного из лидеров группировки, обнаружен список директоров "нерусской" национальности, который был составлен главным инспектором Находкинской налоговой инспекции Дубовченко. А некоторые руководители местных правоохранительных органов брали кредит в том же банке "Находка" в сумме 100 млн. руб. каждый уже под 25 % годовых. Не брезговали дружбой с лидерами криминальных структур и местные воинские начальники .

Еще более опасно для общества и государства слияние криминальных структур с политическими силами как в масштабах страны, так и на региональном, местном уровне.

Один из лидеров местного отделения социал-демократической партии Аксини, он же депутат Находкинской городской Думы, был дружен с лидерами группировки "Вэпса". Более того, он был заказчиком вымогательства денег в отношении некоторых граждан города. Следствием был обнаружен секретный отчет о даче взятки сотруднику горисполкома за передачу в частную собственность магазина .

За 1995 г прокуратурой РФ возбуждены уголовные дела на 1200 коррупционеров в разных государственных структурах. Из органов прокуратуры уволены по порочащим обстоятельствам 109 работников, некоторые из них отданы под суд. Из МВД уволены около 28 000 сотрудников, из них к уголовной ответственности привлечено 1 500 человек.

По данным МВД РФ в 1996 г. зарегистрировано свыше 1,7 тыс. преступлений, связанных с приватизацией. В суд направлено 880 уголовных дел. В суд направлены уголовные дела по обвинению во взяточничестве ряда ответственных чиновников Госкомимущества России .

 

<% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
© Прокурорский НАДЗОР, 1999-2002. <% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
наверх