<% on error resume next set DB=Server.CreateObject("ADODB.Connection") DB.Open "Nadzor","nadzor","kinzmarauli" %> Прокурорский НАДЗОР
Farpost Banner System
Сайт основан: 24.09.99.
Правовой всеобуч Правовой всеобуч Антикоррупционная сеть для стран с переходной экономикой
   
Дальневосточный государственный университет
Юридический институт
 

Реферат по теме:

Правовые методы борьбы с коррупцией

Шклярова Т.А.
Наряду с организованной преступностью коррупция в органах власти и управления на современном этапе составляет одну из насущнейших проблем общества. Актуальность борьбы с этим социально опасным явлением обусловлена рядом обстоятельств:
  • коррупция ведет к серьезным нарушениям конституционных прав и свобод граждан;
  • субъекты коррупционных преступлений, как правило, занимают высокое общественное положение;
  • изощренно-интеллектуальные способы совершения; это явление приспосабливается к различным условиям, непрерывно видоизменяясь и совершенствуясь;
  • огромный материальный и моральный ущерб причиняемый этим деянием;
  • исключительная латентность( отсутствуют сколько-нибудь полные данные, или хотя бы репрезентативные об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, и лишь единицам из них назначается реальное уголовное наказание;
  • однако, коррупция имеет не только скрытый, но и согласительный характер совершения, она, как правило, не влечет за собой жалоб, так как виновные стороны получают взаимную выгоду от незаконной сделки;
  • коррупционные действия обычно совершаются в сложных специфических и конфиденциальных видах государственной деятельности, где разобраться непрофессионалу трудно;
  • коррупция серьезно дискредитирует государственный аппарат, подрывает его авторитет;
  • указанное явление быстро распространяется в государственно-властных структурах;
  • по существу, все охраняемые законом общественные отношения могут стать объектом преступной деятельности коррумпированных должностных лиц.
Вышеизложенный перечень не является исчерпывающим, но даже он свидетельствует о том, что именно сейчас назрела острая необходимость как в разработке теоретических положений, так и в повседневной, практической работе по борьбе с коррупцией. Но прежде чем призывать к противостоянию какому-либо негативному явлению, последнее необходимо четко и конкретно определить, разобраться в причинах и механизме этого зла.

Слово «коррупция» нынче самое модное, оно не сходит со страниц газет, его часто упоминают в радиоэфире и на телеэкране. В рассуждениях о нынешнем состоянии России масштабная коррупция стала одним из главных и общепринятых тезисов. Только за период 1995-1996 гг. в центральной и региональной прессе было опубликовано свыше 3 тысяч материалов на эту тему. Более 60% респондентов в социологических опросах относят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России; свыше 70% согласны с утверждением о том, что Россия может быть отнесена к числу коррумпированных государств.

Но ведь еще недавно мы слово «коррупция» совсем не употребляли, его нет во многих словарях и энциклопедиях советского периода, а в тех, где оно есть, коррупция определяется , как нечто ненашенское - «в буржуазных странах: подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей» (Ожегов С.Н. Словарь русского языка. М., 1964). Нас уверяли, что коррупция «характерна для буржуазного государства и общества (подкуп чиновников и общественно-политических деятелей, дача взяток и т. д.)» - (Советский энциклопедический словарь. М., 1987). И вдруг как бы обнаружилось, что коррупция не только есть в нашей стране, но и родилась вовсе не сегодня.

Что же понимается под «коррупцией» в отечественном уголовном праве? Важно отметить, что это вообще не уголовно-правовой термин. Многие называют его криминологическим, хотя есть и такая точка зрения, что «коррупция - понятие не столько правовое, сколько социальное и нравственное».

Термин «коррупция» произошел от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин - «corrumpere», который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

Встречается понимание коррупции как социально негативного явления, выражающееся в подкупе одних лиц другими, что отражается уголовно-правовым понятием взяточничество.

Существует и более широкое понимание коррупции как процесса, при котором имеет место прямое использование должностными лицами прав, связанных с должностью, в целях личного обогащения. Использование этого термина в ряде правовых актов последнего времени свидетельствует о том, что в него вкладывается несколько иное содержание, чем в понятие взяточничества и все чаще можно встретить фразу такого образца - «...борьба с имеющими место фактами взяточничества, злоупотреблений и других видов коррупции».

Между тем в отечественной уголовно-правовой науке еще не выработано единое понятие коррупции, споры не утихают до сих пор. Примечательно, что авторы некоторых публикаций вообще представляют бессмысленным вводить юридическое понятие коррупции наравне с ее конкретными проявлениями (например, взяткой), поскольку любые попытки заключить это понятие в жесткие рамки приведут к тому, что часть коррупционных деяний окажется за пределами действия Уголовного кодекса или иного закона.

Нынешние проблемы борьбы с коррупцией были более или менее очевидны уже в начале 90-х годов. К этому времени прошли научные конференции и было подготовлено несколько проектов по борьбе с коррупцией, представленных в Верховный Совет СССР, но, как известно, союз распался. Острота проблемы от этого не уменьшилась, поэтому работа над ней была продолжена в России. До принятия законов Президент РФ издал Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1992 года, где были предписаны некоторые запреты для служащих аппарата (они не касались государственных должностных лиц), установлено представление деклараций о доходах. Указ был шагом в правильном направлении, но он мало что решал и слабо исполнялся. В то же время продолжалась работа над проектами закона о борьбе с коррупцией, было подготовлено до десятка вариантов. Один из них был принят Верховным Советом РФ в 1993 году. Президенту, а скорее его окружению, закон показался слишком строгим и он вернул его на доработку. Последняя не состоялась, так как Верховный Совет был разогнан.

Нижняя палата нового парламента - Государственная Дума продолжила работу над проектом. Он прошел международную экспертизу. 12 декабря 1994 года Закон «О борьбе с коррупцией» был принят. Но верхняя палата - Совет Федерации закон отвергла. После доработки Закон «О борьбе с коррупцией» был принят Государственной Думой 22 ноября и одобрен Советом Федерации 9 декабря 1995 года. Но Президент его не подписал.

В ноябре 1997 году Государственная Дума приняла в третьем чтении Федеральный закон «О борьбе с коррупцией», но из-за множества юридических несообразностей и технических огрехов этот нормативный акт не прошел остальные стадии законотворчества.

В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, о массовой коррупции государственных должностных лиц в России говорится на каждом шагу, в том числе и в коридорах власти, с другой уже который год откровенно тормозится принятие антикоррупционного закона. А тем временем коррупция приобретает все больший размах, ее масштабы увеличиваются.

Для подкрепления высказываний о пагубном влиянии коррупции, рассмотрим более подробно ситуацию, сложившуюся в одной из отраслей права - налоговой. Сложность и жесткость налоговой системы с одной стороны, невозможность государства полностью контролировать им же принятых законов - с другой, толкнули как организации, так и отдельных предпринимателей в теневой бизнес, размеры которого стали вполне статистически значимыми. Все это создало питательную среду для коррупции. Анализ практики выявления, предупреждения и пресечения фактов коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой полиции показывает, что преступные структуры пытаются перенести в сферу налогообложения отлаженную в других отраслях систему взяточничества. Проблема борьбы с коррупцией в указанных ведомствах приобретает все более острый характер.

Большинство проявлений коррупции связано с получением взяток, нередко носящих замаскированный характер. Так, в республике Тува были выявлены факты сокрытия налогов в особо крупных размерах на предприятиях АО «Тува-Лада» (179 млн. руб.), АОЗТ «Туваснабсервис» (155 млн. руб.), кооператива «Таврия» (50 млн. руб.), сложившиеся в результате занижения выручки путем продажи автомобилей по низким ценам «нужным» людям из числа высокопоставленных чиновников.

Статистические данные год от года свидетельствуют об увеличении количества этих преступлений. Противоправные проявления в налоговых органах выражаются и в иных формах , от нарушения служебной этики, малозначительных правонарушений, оказания «безобидных» услуг предпринимателям до вступления в противоправную связь с преступными элементами, совершения вымогательства материальных средств и активного участия в предпринимательской деятельности с использованием служебного положения.

Характерным поведением сотрудников налоговых органов стало совершение должностных подлогов в угоду коммерческим структурам (переписывание актов проверок, выдача фиктивных справок и пр.).

Получают распространение внеслужебные отношения работников налоговых органов и налоговой полиции с представителями хозяйствующих субъектов, которые порой переходят в консультации по уходу от налогов, выражение просьб к коллегам по работе о содействии той или иной коммерческой структуре.

Настораживают выявленные факты устойчивых законспирированных связей сотрудников налоговых органов с предпринимателями, работающими под контролем преступных группировок, многочисленные случаи сманивания сотрудников на работу в коммерческие структуры за высокую зарплату, занятие сотрудников налоговых органов предпринимательской деятельностью. Так, инспектор ГНИ по г. Омску Кондрашева, работая в ГНИ, одновременно являлась учредителем и руководила деятельностью ТОО «Имидж», где занимала должность главного бухгалтера.

Еще один пример, С. была привлечена к уголовной ответственности за получение взятки. Ей было предъявлено обвинение в том, что, являясь старшим налоговым инспектором налоговой инспекции по одному из районов г.Архангельска, она вступила в сговор с директором и главным бухгалтером подконтрольного ей ТОО и с целью получения незаконного вознаграждения фиктивно оформилась в ТОО в качестве работника под вымышленной фамилией. В течении одного года под видом заработной платы С. получала взятки за сокрытие имеющихся в деятельности фирмы нарушений налогового законодательства.

Нередки факты получения работниками налоговых органов от предпринимателей оргтехники, транспорта и мебели под предлогом и в порядке «оказания помощи» госналогинспекциям.

К опасным криминальным проявлениям со стороны сотрудников можно отнести выявленные факты их непосредственного участия в составе преступных группировок. В Мурманской области преступная группа из трех человек, один из которых являлся сотрудником налоговой полиции, систематически похищала из налоговой инспекции документы и продавала их коммерсантам.

Анализ результатов деятельности налоговых органов за последние годы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время коррупция помогает уклонению от налогообложения приобретать организованный характер. Сокрытие доходов все отчетливее получают формы тщательно планируемых и координируемых со стороны криминальных группировок акций, пользующихся протекцией и защитой со стороны коррумпированных элементов. Поэтому необходима безотлагательная реформа системы налогообложения, несправедливость которой осознается всеми гражданами. Множественность налогов, произвольность их введения, высокие размеры налоговых ставок - все это вынуждает налогоплательщиков идти на их сокрытие и одновременно создает благоприятные условия для поборов со стороны проходимцев всех мастей.

Для большей убедительности высказываний о вреде коррупции рассмотрим еще одну отрасль права - гражданское право. В условиях переходного периода государственная собственность находится в распоряжении государственных чиновников, и в этих условиях коррупция позволяет преступным группам использовать механизм приватизации в своих интересах. Можно выделить следующие основные виды коррупционных проявлений:

  1. Заведомое занижение балансовой стоимости приватизируемых предприятий, сговор между продавцом и покупателем о неправомерном снижении цены объекта.
  2. Использование служебного положения для получения и вложения кредитов в приватизацию предприятий.
  3. Незаконное использование государственных средств для приватизации предприятий.
  4. Приватизация объектов, не подлежащих приватизации, путем их продажи или передачи в аренду с последующим выкупом.
  5. Умышленное нарушение порядка организации и проведения конкурса (аукциона).
  6. Использование государственными чиновниками (Комитетов по управлению имуществом. Фондов имущества) денежных поступлений от приватизации для финансирования коммерческих структур.
Что касается земельно-правовых отношений, то в ситуации, когда земля превратилась в товар, произошла передача полномочий по ее распределению к местным органам. Это усилило рассогласованность действий исполнительных структур власти и привело к ослаблению государственного контроля за их деятельность, такое положение в сфере регулирования земельных отношений создало благоприятную почву для всякого рода злоупотреблений.

Данные МВД и прокуратуры показывают, что в настоящее время серьезной проблемой стали нарушения законности при предоставлении земельных участков, коррупция и взяточничество в органах управления земельным фондом.

Наиболее типичными и распространенными видами правонарушений являются незаконное предоставление и изъятие земельных участков обычно связано это с их выделением за взятки различным коммерческим структурам, а также отдельным лицам. Так, во Владимирской области под строительство коттеджей для военнослужащих было передано за взятки частному предприятию «ЭЛЕКС» 230 га земель с правом последующей их продажи.

К числу других типичных видов земельных правонарушений относятся нарушения порядка предоставления земель. Это выражается, как правило, в волоките при рассмотрении заявлений граждан о выделении земельных участков, необоснованных отказах в предоставлении земель или выдаче свидетельств о праве собственности на землю; несоблюдении очередности выделения земельных участков, предоставлении их иногородним лицам в ущерб интересам местного населения; установлении произвольных ставок сборов при оформлении документов на землю; несоблюдении норм предоставления земельных участков и др.

Даже на примере рассмотренных двух отраслей права - налоговой и гражданской (хотя далеко не все коррупционные правонарушения были названы) становится очевидным стремление коррупции вытеснить нормальные общественные отношения и укоренить свои позиции.

Каким же образом общество может противостоять росту этого негативного явления - коррупции? И возможно ли вообще уничтожить это зло? Предлагается множество рецептов, способов, путей искоренения этого коварного беззакония. Исходят они не только от специалистов, но и от простых людей, которые может быть, больше всего страдают от этого зла. Приведу пример, пожалуй, самой распространенной из предлагаемых мер борьбы - снарядить бы несколько сот опергрупп и тайно запустить их в коридоры власти - пусть идут по кабинетам и предлагают мзду. Всех, кто взял, назавтра же вымести поганой метлой. Через месяц-другой все повторить. После этого любой чиновник шарахался бы от одного предложения взятки, как черт от ладана.

Эта мера повторяет разработанную и осуществленную на рубеже 60-70 годов в США операцию «Шейх». Действующие под прикрытием восточных денежных «мешков» агенты ФБР появлялись в офисах и кабинетах крупных чиновников, конгрессменов, губернаторов штатов и проверяли их на честность и неподкупность, предлагая взятки. Скандал разразился грандиозный, многим тогда пришлось поставить крест на своей карьере, распрощаться с высокими должностями.

Подобная операция была проведена и в Италии. Прошло более пяти лет кампании «чистые руки» (по-итальянски «мани пулите»), начатой в 1992 году миланской прокуратурой и направленной против коррупции в высших эшелонах власти. В результате этой акции были арестованы десятки крупнейших, сотни более мелких фигур итальянской политики и экономического Олимпа и практически прекратили свое существование ведущие политические партии Италии.

Все чаще в последнее время стали встречаться рассуждения о том, что «гильотина» «мани пулите» рубила головы напрасно, ведь они отрастают вновь и вновь. Но координатор «мани пулите» Джерардо Д. Амбозио не считает эту работу напрасной хотя бы потому, что «сегодня итальянцы стали относится к коррупции как к преступлению, а раньше относились как к норме жизни».

Вышеуказанный способ борьбы с коррупцией является весьма спорным, а с введением в действие нового УК РФ, предусматривающим ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа, вообще проблематичным.

Встречаются и высказывания за ужесточение санкций, применяемых к коррупционным субъектам. В отношении палки как средства против коррупции расхождения мнений отмечены лишь по поводу ее размеров. Но если заглянуть в историю России, то становится очевидной неэффективность этих мер. И очень важно не забывать, что расширяя рамки насилия под флагом борьбы с произволом коррупционеров, мы породим не меньшее зло - произвол карательных органов.

Поскольку репрессии («кнут») себе не оправдывают, то некоторыми авторами выдвигается предложение установить чиновникам такие высокие оклады («дать им пряник»), что бы чиновнику было невыгодно рисковать местом ради взятки. Но, во-первых, у государства нет и не предвидится денег для очень высоких окладов своим служащим, во-вторых, наверное, нет такого должностного оклада, который, если очень надо, нельзя было бы «переплюнуть» взяткой, в- третьих, (и это главное), материальное обеспечение - противоядие лишь для мелкого чиновника: хороший должностной оклад способен удержать от взятки мелкого служащего, но богатому никогда не бывает много. Брали взятки и запускали руки в казну отнюдь не бедные чиновники - великие князья, министры..."

Приведенные выше меры противостояния коррупции сознательно были снабжены комментариями, т.к. представляется необходимым взвесить все «за» и «против» и учесть их при разработке подходов к борьбе с этим коварным беззаконием.

Очевидно, что любые шаги по ограничению коррупции не должны носить символический, либо фрагментарный характер. Поэтому важно разработать целенаправленную, всестороннюю программу борьбы с коррупцией, исходя из следующих предпосылок:
  1. Абсолютная победа над коррупцией невозможна.
  2. Не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила.
  3. Ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции.
  4. Коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления.
  5. Борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы властей и общества.
  6. Антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.
  7. Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения. Борьба с коррупцией - дело сложное и антикоррупционная политика обязана стать постоянной частью государственной политики. Меры предупреждения коррупции можно подразделить на несколько групп.

Заключение

1. Общесоциальные меры:
корректировка хода экономических реформ, усиление социальной направленности реформ; переход к реальным и реализуемым бюджетам; совершенствование налогового законодательства; обеспечение четкой правовой регламентации деятельности органов государственной власти, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней; повышение нравственного, материального и культурного уровня населения; привлечение институтов гражданского общества к борьбе с коррупцией, особое внимание уделяя воспитанию правового и гражданского сознания, получению навыков антикоррупционного поведения (здесь особая роль отводится средствам массовой информации, которые должны пропагандировать антикоррупционную политику).
2. Специальные меры:
подготовка и принятие ряда антикоррупционных законодательных актов; проведение экспертизы действующего законодательства на предмет выявления неопределенностей, могущих способствовать росту коррупции среди гос.служащих; внедрение комплекса мер финансового контроля над гос.служащими; совершенствование института государственной службы (делая акцент на увеличении денежного содержания гос.служащих, кадровой политики, формировании моральной обстановки и повышении престижа гос.службы); создание государственного органа (Федеральной службы или Агентства по борьбе с коррупцией), наделенного реальными полномочиями и подчиненного непосредственно Президенту РФ; укрепление правоохранительной системы; разграничение дисциплинарно, административно и уголовно наказуемых коррупционных правонарушений.
Вышеуказанный перечень мер борьбы с коррупцией является примерным и, естественно, не носит исчерпывающего характера. Очевидно, что ограничение коррупции должно проводиться комплексно, всесторонне и поскольку антикоррупционная политика встретит сопротивление на разных уровнях властной иерархии, то потребуется постоянный пересмотр мер борьбы с коррупцией на предмет выявления и отказа от неэффективных мер и замены их на более действенные. К сожалению, в сфере борьбы с этим негативным явлением пока больше неудач, чем успехов, но нельзя утешать себя тем, что коррупция является как бы «вечной категорией, что она родилась вместе с государством и может погибнуть только вместе с ним», т.к. представляется возможным сдерживать ее в определенных рамках и примером тому служит позитивный опыт зарубежных стран.

 

<% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
© Прокурорский НАДЗОР, 1999-2002. <% if Request.ServerVariables("HTTP_USER_AGENT") <> "MAZZY" THEN %> <% END IF %>
наверх