17 июн€, понедельник
 
√лавна€ страница » ѕубликации » ѕубликации стран ј“– » –Р–Ф–Ь–Ш–Э–Ш–°–Ґ–†–Р–Ґ–Ш–Т–Э–Ю-–Ґ–Х–†–†–Ш–Ґ–Ю–†–Ш–Р–Ы–ђ–Э–Ю

Ћ. Ѕолор-Ёрдэнэ
јƒћ»Ќ»—“–ј“»¬Ќќ-“≈––»“ќ–»јЋ№Ќќ≈ ”—“–ќ…—“¬ќ ћќЌ√ќЋ»»: »—“ќ–» ќ-ѕ–ј¬ќ¬џ≈ ј—ѕ≈ “џ



ѕроцесс реформировани€ местной власти в ћонголии, переход от системы местных ’уралов народных депутатов к системе местного
самоуправлени€ находитс€ на стадии становлени€. Ќеобходимость формировани€ прочных правовых основ и надежных механизмов
организации местной власти предопредел€ет актуальность института местного самоуправлени€.

ќно обусловлено р€дом факторов как глобального характера, так и специфических особенностей государства ћонголии. ј
именно: неуклонно возрастает внимание к реформированию местной власти во всех государствах, идущих демократическим путем, в
частности, последние событи€ в ёгославии показали, что гарантированность местного самоуправлени€ становитс€ одним из
определ€ющих условий прочности и полноты демократии, а также прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных
конституци€ми современных государств.

—огласно  онституции, административно-территориальное устройство ћонголии базируетс€ на следующих принципах: единства
государственной территории (данный принцип очень важен в св€зи с положением Ѕа€н-”лгийского јймака, образованного по
национальному принципу - до 90% населени€ јймака составл€ют казахи); сочетани€ централизации и децентрализации в
осуществлении государственной власти (на наш взгл€д, ћонголи€ - относительно децентрализованное унитарное государство. ¬
административно-территориаль-ных единицах имеютс€ два органа: назначенный сверху «асаг-ƒарга и избранный населением ’урал
(совет) - орган местного самоуправлени€); комплексного развити€ территориальных единиц с учетом их географических,
исторических, экономических отношений и традиций.

„то же касаетс€ истории развити€ местного управлени€ в ћонголии, то она берет начало с момента образовани€
государственности, т.е. с 1206 года.

ѕод руководством первого верховного судьи монгольского государства Ўихи-’утагом (1180-1292) был разработан и прин€т
’уралтае, первый ќсновной закон ћонголии (¬елика€ яса). ’от€ ¬елика€ яса и не дошла до нас в оригинале, о ней дают нам
определенное представление сохранившиес€ источники.

¬елика€ яса содержала основные элементы государственного, административного, военного, уголовного, гражданского,
обычного права монголов. ќна, как основной закон монгольского феодального государства, была направлена на укрепление
феодальных институтов в ћонголии, хот€ элементы местного самоуправлени€ здесь можно проследить.

 ак известно, после образовани€ феодального государства, которое носило военно-административный характер, "„ингис-’ан
разделил население ћонголии на два крыла: правое (Ѕарун-гар) и левое (ƒзун-гар). ќни состо€ли из тем (тумен), которые
включали дес€ть тыс€ч человек, а тыс€ча - дес€ть сотен, а сотн€ - дес€ть дес€тков.

“аким образом, наименьшей военно-административной единицей в ћонголии была группа айлов (хот-айл)[1].

’от-айл (хот в переводе с монгольского - город, айл - юрта, семь€) в свою очередь выбирали главу (ахлагч) и совет
старейшин, решали местные вопросы самосто€тельно (охота, торговл€, заготовка на зиму и другое) и на него государство
возлагало осуществление почтовых, военных других государственных полномочии, за что они щедро финансировались со стороны
центра.

ѕервым юридическим актом конституционного значени€, положившим начало созданию местного самоуправлени€ в ћонголии, €вилось
утвержденное Ќародным правительством положение о местном самоуправлении от 5 марта 1923 года.

—истема хуралов строилась на основе еще сохранившегос€ дореволюционного административно-территориального делени€ ћонголии.
ѕоэтому на местах фактически власть принадлежала феодалам и ламам.

¬ 1923-24 годах были проведены выборы в местные органы власти. Ѕыло избрано свыше 20 тыс€ч человек- в большинстве своем
бедн€ки и середн€ки.

¬ результате выборов было создано 9 350 хуралов-дес€тидворок, 1 862 баговых хурала, 616 сомонных отоговых хуралов и 116
хотунных хуралов[2].

”читыва€ религиозный авторитет Ѕогда-√эгээна среди народа, после революции в ћонголии была установлена конституционна€
монархи€, что в свою очередь тормозило развитие местного самоуправлени€ в земл€х Ѕагда-√эгэна. 20 ма€ 1924 года умер
Ѕогд-√эгээн и 26 но€бр€ 1924 года ¬еликий Ќародный ’урал прин€л первый ќсновой закон ћЌ–. √лава треть€ называлась "ќ местном
самоуправлении", она состо€ла их четырех статей, которые устанавливали лишь общие принципы организации власти на местах. ¬
них, в частности, указывалось, что власть на местах осуществл€ют народные хуралы, которые образуют рабочий и исполнительный
аппарат. ѕо всем остальным вопросам ќсновной закон отсылал к положению "ќ местном самоуправлении"[3].

ѕоложение устанавливало единую систему органов на местах и единые принципы их образовани€. ¬ эту систему входили народные
хуралы арбонов, багов, сумонов, хотунов, аймаков и городов.

  функци€м местных хуралов относилось образование исполнительных органов, утверждение местных бюджетов, проведение
меропри€тий в области культуры, просвещени€ и здравоохранени€, оказание государственной помощи нетрудоспособным гражданам и
бедн€кам, обеспечение выполнени€ законов и другое. Ёта система органов власти на местах с небольшими изменени€ми
просуществовала до 1930 года. ѕозднее стало €сно, что действующа€ административно-территориальна€ организаци€, а вместе с
нею существующа€ система местных органов власти не отвечает новым услови€м жизни страны.

“ак, в 1931 году на сессии ћалого ’урала было прин€то специальное постановление "ќб образовании новых аймаков в
соответствии с экономическими и географическими признаками". ¬ постановлении отмечалось наличие в существующем
административно-территориаль-ном делении серьезных недостатков. јймаки и хотуны резко отличались по размерам территории,
охватывали слишком большие пространства, не отвечали требовани€м географического положени€ и не обеспечивали перспективу
экономического развити€ своих районов. ћестные органы при такой системе не могли обеспечить тесную св€зь с массами.

¬ результате реорганизации, вместо 6 аймаков и 72 хотунов в стране было образовано 13 аймаков. ’отуны были ликвидированы,
т.к. хотун - это земл€ тех или иных феодалов. “акже упразднена была первична€ административна€ единица с соответствующими
хуралами-дес€ти-дворками[4].

“аким образом, нова€ административно-территориальна€ система включала в себ€ баги, сомоны, аймаки и г. ”лан-батор,
разделенный на хороны. ¬ соответствии с этим строилась система местных органов самоуправлени€: баговые, сомонные и аймачные
(в городах - городские, хоронные и хоринные) народные хуралы.

 ак видно из вышеизложенного, нова€ система обрела стройность, она стала трехзвенна€, причем исходила из учета
географических условий отдельных районов, национального состава населени€ и прочих моментов. “ем самым органы местного
самоуправлени€ (хуралы) были приближены к народу.

—овершенствование органов власти на местах не ограничивалось вышеизложенными мерами организационного плана. ќно в
значительной мере нашло свое отражение в упор€дочении их правового положени€.

ƒалее были прин€ты более радикальные новеллы: в 1938 году ѕоложение о сомонных хуралах и управлени€х. ѕоложени€ о багах
ћЌ–. ѕеречисленные акты разграничивали правовое положение народных хуралов различных звеньев и сохран€ли свое действие по
конституции 1940 года.

јймачный хурал состо€л из делегатов, избранных сумонными хуралами и осуществл€л государственную власть на территории
аймака[5].

»сполнительным органом аймачного хурала €вл€лс€ избранный им €ам (министерство) в составе п€ти действительных членов и двух
кандидатов. ¬озглавл€л €ам председатель, избираемый на его заседании с последующим утверждением правительством.

ѕоложением об аймачных хуралах и министерствах в составе €ама были введены должности начальника отдела животноводства,
финансового отдела, военного отдела, отдела просвещени€ и делопроизводства.

јймачный хурал и его €ам осуществл€ли все функции по руководству хоз€йственным и культурным строительством на территории
аймака.  омпетенци€ их была довольно обширной: аймачный €ам выполн€л даже функции судопроизводства[6].

—умонный хурал состо€л из делегатов, избранных на баговых хуралах, и осуществл€л государственную власть на территории
сумона. ƒл€ осуществлени€ исполнительной власти сумонный хурал избирал сомонное управление в составе трех человек
(председател€, его помощника и секретар€) и двух кандидатов.

—умонный хурал и его управление на своей территории руководили хоз€йственным и культурным строительством, обеспечивали
выполнение законов и охрану прав граждан. ѕредседатель сумонного управлени€ мог привлекать к судебной ответственности любое
лицо, допустившее нарушение законов и постановлений высших органов.

Ѕаг €вл€лс€ первичной административной единицей после 1939 года (от 30 до 100 юрт). √осударственную власть в нем
осуществл€л баговый хурал. ќсобенностью этого органа было то, что он не избиралс€ и в его работе принимали участие все
араты, достигшие 18-летнего возраста и обладающие избирательным правом.

Ѕаговый хурал дл€ повседневной работы избирал председател€ и его заместител€ сроком на один год. Ќа баговые хуралы
возлагались функции по руководству хоз€йством, культурой, просвещением, обеспечению революционного пор€дка[7].

≈сли проанализировать вышеизложенное положение, то из самого текста видно, что органы местного самоуправлени€ по сути стали
государственной властью на местах. „то же касаетс€ баговых хуралов, то они были формой пр€мой демократии аратов.

¬  онституции 1940 года формула "местное самоуправление" была исключена и органы власти на местах (органы местного
самоуправлени€) стали называтьс€ местными органами государственной власти.

Ёта  онституци€ стала более подробно регулировать организацию власти на местах и дала наименование "хуралы труд€щихс€
арат". –анее ни в одном законе точного наименовани€ местных органов власти не давалось.

≈ще одним новшеством были малые народные хуралы на уровне аймака и ”лан-Ѕатора. Ётот орган - аймачный, ”лан-Ѕаторский хурал
избиралс€ на три года в период между аймачными, ”лан-Ѕаторскими хуралами (съездами),

— другой стороны, профессор ј.’. ћахненко в своей работе "√осударственный строй ћЌ–" отмечает, что органами местного
самоуправлени€ все-таки назывались "исполнительно-распор€-дительные органы сомонных, хоринных, баговых и хоронных хуралов
труд€щихс€ аратов, избираемые сроком на один год"[8].

¬ ќсновном законе 1960 года была специальна€ глава о местном органе власти и его управлении.

ƒобавл€ютс€ самосто€тельные субъекты местной власти - населенные пункты -поселки. ќ местном самоуправлении вообще не
упоминаетс€ в них. —оответствующие хуралы называютс€ не государственными органами на местах, а ’уралами народных депутатов.

ѕо€вл€ютс€ некоторые сомонные и хоронные хуралы народных депутатов, и их исполнительные управлени€ стали утверждать
собственный бюджет, организовывать и контролировать всю хоз€йственную де€тельность территории[9].

“аким образом, можно утверждать, что с 1960 года начал функционировать институт местного управлени€. ƒо прин€ти€ ќсновного
закона 1992 года действовали в области местного управлени€ такие законы и положени€: ѕоложение о выборах в аймачные,
городские, районные, сомонные, хоронные и городские местного подчинени€ ’уралы народных депутатов ћЌ– (1963 год). ѕоложение
об аймачном городском ’урале народных депутатов ћЌ– (1970), «акон о сомонном, хоронном, районном, городском местного
подчинени€ ’урале народных депутатов ћЌ– (1978 год).

»так, изучение конституционного статуса органов местного самоуправлени€ в период ћЌ– показывает, что до 1960 года эти акты,
прин€тые народным правительством, отражали только некоторые специфические особенности страны, они, в основном, обеспечивали
сохранение полноты государственной власти в руках народного правительства, ограничивали полномочи€ монарха и политические
права феодалов, содействовали замене старого государственного аппарата новым из представителей народа.

ѕосле 1960 года у местных органов по€вл€етс€ некоторое централизованное начало. Ёто видно из полномочий в области
бюджетно-финансовых дел. — другой стороны - из преамбулы  онституции 1960 года видно, что государство ћЌ– можно
характеризовать как тоталитарное государство.

¬с€ территори€ ћонголии в административно-террито-риальном делении состоит из 21 аймака и столицы ”лан-Ѕатора.

јймаки в свою очередь раздел€ютс€ на сумоны, а сумоны на баги. —толица делитс€ на районы, а районы на микрорайоны.

¬ административно-территориальных единицах могут находитьс€ города и поселки. »х правовой статус регулируетс€ «аконом
ћонголии "ќ правовом положении городов и поселков" от 01.04.94. Ётот закон, с нашей точки зрени€, самый мертвый закон
ћонголии.

—огласно статьи 4 «акона Ђѕриложени€ к  онституции ћонголииї, до прин€ти€ закона "ќ правовом положении городов и поселков"
- города ƒархан, „ойр, Ёрдэнэт преобразуютс€ на јймаки. “ак, город ƒархан был преобразован в ƒархан-”ул јймак; город „ойр -
в √овьсумбэр јймак (бывший военный городок —оветской јрмии); Ёрдэнэт - в ќрхон јймак. »х районы были преобразованы на баги,
а центр города - на сумоны.

Ќо с 14 €нвар€ 1992 года, т.е. с момента прин€ти€  онституции, и до прин€ти€ закона "ќ правовом положении городов и
поселков" 1994 года в ћонголии не осталось городов и поселков. ¬се города были преобразованы в јймаки, все поселки в сумоны
и баги. “ак, например, район ’алганат города Ёрдэнэт был преобразован в баг ’алганат ’ангалского сумона Ѕулганского јймака,
хот€ он превышает по развитию инфраструктуры и по численности населени€ в п€ть раз ’€лганат.

ѕо данным √оскомстата сейчас в ћонголии осталс€ один город и четыре поселка (все - бывшие военные городки). ≈динственный
город ”лан-Ѕатор, правовое положение которого регулируетс€ законом "ќ статусе столицы".

Ќа сегодн€шний день на территории бывшего города Ёрдэнэта образован ќрхонский јймак и Ѕа€н-”ндурск и ∆аргалант сумоны, хот€
решением ѕравительства городу Ёрдэнэт передан государственный статус и его мэр назначен из центра, т.е. он же €вл€етс€
главой ќрхонского јймака.

¬ законе говоритс€, что города и поселки имеют свои земли, но на практике нет разграничени€ земель и территорий ќрхонского
јймака города Ёрдэнэт. ≈ще хуже положение с разграничением земель между городом Ёрдэнэтом и Ѕа€н-”ндурским сумоном.

Ќо это может быть только политическим решением наших народных избранников в цел€х децентрализации.

–азвитие городов ћонголии привело в начале 90-х годов к суперцентрализации и образованию мегаполисов. “ак, только в 3
городах (Ёрдэнэт, ”лан-Ѕатор, ƒархан) проживало около 65 % населени€ ћонголии. ѕоэтому в компетенцию ¬еликого
√осударственного ’урала переданы вопросы об изменении данных административно-территориальных единиц с учетом расселени€
населени€ и их экономической структуры.

ѕроблема расселени€ в отечественной (монгольской) науке не освещена. ѕроф. —.». Ўишкин в своей работе " раевой (областной)
—овет: проблемы комплексного развити€ территории" дает пон€тие расселени€ и предлагает три основных направлени€ по
управлению этим процессом. Уѕод расселением понимаетс€ совокупность меропри€тий, направленных на установление
рациональных политических, экономических и социальных св€зей между поселени€ми в цел€х развити€ производительных сил и
разрешени€ региональных проблем"[10].

¬сю работу по управлению процессом расселени€ населени€ можно подразделить на:

- регулирование систем городских поселений;

- формирование рациональной сети сельских населенных пунктов;

- воздействие на миграционные процессы и рабочую силу[11].

јймак, столица, сумоны и районы представл€ют собой административно-экономичес-кий и социальный комплекс с установленными
законом функци€ми и имеющими свое управ-ление.

”правление административно-территориа-льной единицей ћонголии строитс€ на основе сочетани€ принципов самоуправлени€ и
государственного управлени€. ќрганами местного самоуправлени€ в ћонголии €вл€ютс€ ’уралы ѕредставителей √раждан данной
административно-территориальной единицы (на уровне јймака, столицы, сумона, района), а в багах и микрорайонах - ќбщее
—обрание (хурал) граждан; в перерывах между заседани€ми этих ’уралов - их ѕрезидиумы.

“аким образом, в ћонголии органами местного самоуправлени€ €вл€ютс€ только выборные коллегиальные органы. √осударственную
же власть осуществл€ет «асаг-ƒаргы (префекты, комиссары). »х кандидатуры выдвигаютс€ органами местного самоуправлени€
(хуралами разных уровней). јймачный и столичный «асаг-ƒаргы утверждаютс€ премьер-министром, сумонный и районный «асаг-ƒаргы
- «асаг-ƒаргами соответствующих аймаков и столицы, «асаг-ƒаргы бага и микрорайонов -«асаг-ƒаргами соответствующих сумонов и
районов. ¬се «асаг-ƒаргы избираютс€ сроком на четыре года.

ѕремьер-министр и вышесто€щий «асаг-ƒаргы вправе отказать в утверждении кандидата на пост главы местного самоуправлени€
(«асаг-ƒоргы). ¬ данном случае органы местного самоуправлени€ имеют право повторно вносить кандидатуру «асаг-ƒарга до
истечени€ 20 суток. ≈сли кандидатура на пост «асаг-ƒаргы отклонена повторно, начинаетс€ согласительна€ процедура между
органами местного самоуправлени€ и вышесто€щими «асаг-ƒаргами.

¬ышесто€щие «асаг-ƒарга не имеют право назначать √лаву местной государственной власти (местного управлени€) без согласи€
органа местного самоуправлени€.

ѕравом выдвижени€ кандидатур на пост главы местного управлени€ также имеют партии или коалиции, имеющие большинство мест в
органах местного самоуправлени€.

“ак, например. ѕремьер-министр из демократической коалиции ћ. Ёнхсайхан с 1996 года по 1998 год не утверждал нескольких
кандидатов в аймачные «асаг-ƒаргы , выдвинутых органами местного самоуправлени€, где ћЌѕ– составл€ли большинство.

— 1918 по 1942 годы было образовано три аймака по национальному признаку; ’овд, ”вс, Ѕа€н-”лгий.

¬ начале 90-х годов встал вопрос создани€ национальной автономии со специальным статусом.

Ѕолее подробно статус административно-территориальных единиц регулируетс€ «аконом ћонголии "ќб управлении
административно-территориальными единицами" от 18.05.92 с дополнени€ми от 27.08.96.

√лава местного управлени€ нар€ду с исполнением решений соответствующего органа местного самоуправлени€ как представитель
государственной власти на местах подотчетен ѕравительству и вышесто€щему √лаве за обеспечение выполнени€ законов,
постановлений ѕравительства, ”казов ѕрезидента, соответствующих вышесто€щих органов.

√лава местного управлени€ имеет право вето на решени€ органов местного самоуправлени€ (хуралы).

ќрганы местного самоуправлени€, в свою очередь, квалифицированным большинством голосов имеют право отклон€ть наложенное
вето.

√лава, считающий невозможным выполнить это решение, может выразить просьбу о своей отставке ѕремьер-министру или
вышесто€щему префекту. “о есть, акты органов местного самоуправлени€ ћонголии имеют такую юридическую силу, когда
ѕредставитель государственной власти должен выполн€ть и обеспечивать его выполнение.

√лавы местных органов власти имеют свой рабочий орган - анцел€рию «асаг-ƒарга.

ќрганы местного самоуправлени€ самосто€тельно решают вопросы: - социально-экономического развити€ территории, то есть они
принимают бюджет, контролируют финансовые операции,

- осуществл€ют представление кандидатур на пост «асаг-ƒаргы и их отзыв;

- дают заключение о де€тельности «асаг-ƒаргы и другое. “акже они привлекают население к решению вопросов государственного
значени€, относ€щихс€ к компетенции вышесто€щих органов.

ќрганы местного самоуправлени€ в ћонголии имеют относительную самосто€тельность. “ак, вышесто€щие административные органы
не могут решать вопросы, наход€щиес€ в компетенции нижесто€щих местных органов самоуправлени€. ¬ случае отсутстви€ пр€мого
регулировани€ законом некоторые вопросы местного значени€ органы местного самоуправлени€ решают самосто€тельно в
соответствии с  онституцией.

¬еликий √осударственный ’урал, ѕравительство при необходимости могут передать часть своих полномочий органам местного
самоуправлени€ ими «асаг-ƒаргы. Ќо пока ни закон не прин€т, ни разработан механизм передачи полномочий,

ѕередача функций должна сопровождатьс€ передачей соответствующих финансовых средств дл€ реализации этих полномочий. ќрганы
местного самоуправлени€ издают постановлени€, «асаг-ƒаргы -распор€жени€. ƒанные правовые акты должны соответствовать
 онституции, закону, ”казам ѕрезидента, решени€м ѕравительства и вышесто€щих административных инстанций и подлежат
исполнению на территори€х соответствующих регионов.

¬ ћонголии ни в одном законе не урегулированы особенности организации местного самоуправлени€ в приграничных территори€х
закрытых административно-территориальных образований, правовой статус которых регулируетс€ ведомственными
нормативными актами, имеющими характер служебного пользовани€.

ѕри выборе организации местной власти в ћонголии остановились на французской модели (ее иногда называют европейской
моделью), котора€ предполагает сочетание государственного управлени€ с местным самоуправлением.

 онечно, положени€ ≈вропейской ’артии местного самоуправлени€, прин€той —оветом ≈вропы 15 окт€бр€ 1985 года, были учтены
при организации местной власти в ћонголии. ќтдельные положени€ ’артии, на наш взгл€д, должны быть учтены при организации
местного самоуправлени€ не только в ≈вропе, но и в других странах мира с учетом их национальных, исторических и иных
традиций.

—тановление и функционирование народовласти€ в ћонголии, отказ от некапиталистического пути развити€ находит свое отражение
в организации осуществлени€ местного самоуправлени€, главной тенденцией которого €вл€етс€ неуклонное, увеличивающеес€ в
масштабе участие населени€ в решении дел местного уровн€.

 ак справедливо замечает проф. Ќ.Ё. Ўишкина, "при формировании собственной системы местной власти кажда€ страна исходит из
конкретных интересов прав€щих слоев общества, так и из прин€той в стране теории демократии, из исторических, национальных,
культурных, экономических и иных особенностей и традиций развити€ своего государства"[12].

ћонголи€, как и другие страны, выбрала свои специфические формы организации местной власти. — позиции
структурно-функцио-нального анализа местное управление и местное самоуправление в монгольском варианте характеризует
несколько основных процессов:

- в ходе эволюции местного управлени€ от одного этапа к другому совершенствовалась качественно и организационно система
представительства органов местного самоуправлени€, она приобретает более демократические черты;

- основным звеном местного управлени€ в ћонголии €вл€етс€ јймак в результате реорганизации всех городов и поселков в сумоны.

- аймаки - это "искусственно" созданные территориальные единицы, следовательно, в классическом пон€тии муниципальное
управление не функционирует. »менно развитие процесса демократизации местного самоуправлени€ может быть одной из наиболее
надежных гарантий обеспечени€ целостности государства. Ёто тот цементирующий состав, которым скрепл€етс€ государственна€
целостность ћонголии.




--------------------------------------------------------------------------------

[1] ЅЌћј”-н-туух дэвтэр. ”лан-Ѕатор, 1968. —. 189Ч190.

[2] ƒ а ш н € м ». ѕравовые проблемы возникновени€ и развити€ избирательной системы ћЌ–: ƒис. ... канд. юрид. наук.
”лан-Ѕатор, 1979. —. 130.

[3] “ам же. —. 131.

[4]   у к у ш к и н ћ.». ѕредставительные органы государственной власти ћЌ– в механизме народо-власти€. »ркутск, 1984. —.
98.

[5] ѕоложение об аймачных хуралах 1925 года. ”лан-Ѕатор, 1939. —. 141Ч142.

[6] —борник законов и положений, прежде всего подлежащих к ознакомлению и выполнению народом. ”лан-Ѕатор, 1939. —. 139.

[7] ƒ а ш н € м ». ”каз. соч. —. 100.

[8] ћ а х н е н к о ј.’. √осударственный строй ћЌ–. ћ., 1995. —. 44.

[9] „ и м и д Ѕ.  онституционные и законодательные акты ћЌ–. ћ., 1981. —. 40.

[10] Ў и ш к и н —.».  раевой (областной) —овет: проблемы комплексного развити€ территории. »ркутск, 1986. —. 64.

[11] “ам же. —. 65.

[12] Ў и ш к и н а Ќ.Ё. ћестное управление в зарубежных странах: сущность и современные проблемы развити€. »ркутск, 1995.
—. 196.

• «ј ќЌ © 1999-2019 г. (21.10.99) •
Rambler's Top100 –ейтинг.—опка.Net
 

Fatal error: Call to a member function return_links() on a non-object in /home2/law/public_html/template/footer_nadzor.inc on line 150